Открытое акционерное общество, не отвечающее признакам публичности, планирует вносить изменения в устав.
Что предпочтительней для открытого акционерного общества - стать непубличным акционерным обществом или просто акционерным обществом? Может ли быть непубличным общество, в котором 100 акционеров?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, обществу, не отвечающему признакам публичности, целесообразно дополнительно определить в уставе свой статус как непубличного общества.
Обоснование вывода:
С 1 сентября 2014 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) из ГК РФ исключены положения об открытых и закрытых акционерных обществах. Вместо указанных конструкций введено дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ. Публичным признается акционерное общество, акции и ценные бумаги (конвертируемые в акции) которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Акционерное общество, которое не отвечает обозначенным признакам, будет признаваться непубличным (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО, законодательство не содержит, поэтому оно может быть любым, например, в непубличном обществе может быть 100 и более акционеров.
По смыслу изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ, акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус (публичное или непубличное). На публичное общество возлагаются дополнительные обязанности по раскрытию информации. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, грозит привлечением к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ.
Чтобы исключить возможность признания общества публичным и минимизировать возможные неблагоприятные последствия в условиях правовой неопределенности, считаем возможным рекомендовать обществу, которое не планирует осуществлять публичное размещение и публичное обращение акций:
- дополнительно определить в уставе свой статус как непубличного общества;
- включить в устав положения о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции. Преимущественное право акционеров на покупку акций при их продаже другими акционерами свойственно закрытому акционерному обществу (то есть в новых терминах непубличному);
- включить в устав положения о запрете реализации акций неограниченному кругу лиц (запрете публичного обращения акций).
В заключение отметим, что правоприменительная практика по заданному Вами вопросу на сегодняшний день еще не сформирована, поэтому изложенная позиция является нашим экспертным мнением.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Публичные и непубличные общества (N 99-ФЗ от 05.05.2014);
- Энциклопедия решений. Публичные акционерные общества (99-ФЗ от 05 мая 2014 г.);
- Энциклопедия решений. Непубличные общества (99-ФЗ от 05.05.2014 г.);
- Энциклопедия решений. Перерегистрация хозяйственных обществ с 01.09.2014 (N 99-ФЗ от 5 мая 2014 г.);
- Энциклопедия решений. Открытые акционерные общества (до 01.09.2014 г.) и публичные акционерные общества (99-ФЗ от 05 мая 2014 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия
Ответ прошел контроль качества
23 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.