Есть ли особенности закупки автомобиля на условиях заключения контракта финансовой аренды (лизинга) по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
В первую очередь обратим внимание, само понятие "лизинг" в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) отсутствует. Из п. 3 ч. 1 ст. 1 этого Закона следует, что он распространяется и на отношения, связанные с заключением договора лизинга как разновидности аренды имущества (ст.ст. 625, 665 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее также - контрагенты) или осуществляют закупки у единственного контрагента. К конкурентным способам определения контрагента ч. 2 ст. 24 этого Закона относит конкурсы (открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный), аукционы (электронный и закрытый), запрос котировок и запрос предложений. Способ определения контрагента выбирается заказчиком в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ. В силу ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ для осуществления закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, заказчик обязан проводить электронный аукцион. Электронный аукцион может не проводиться, если предусмотренные упомянутым перечнем товары, работы и услуги с учетом критериев, установленных Законом N 44-ФЗ для выбора соответствующего способа закупки, могут быть приобретены на основании договора, заключенного по результатам проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента.
В соответствующий Перечень, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р (далее - Перечень), включены, в частности, услуги по финансовому посредничеству (код 65 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, к которому отнесены и услуги по финансовому лизингу, - смотрите позиции 65.2-65.21.10.210 классификатора). Следовательно, если предмет указанного в вопросе договора может быть отнесен к позициям кода 65 ОКПД (финансовый лизинг), для его заключения необходимо проведение электронного аукциона. В ином случае, в частности, если имущество передается в оперативный лизинг (смотрите код 71 классификатора, который не включен в Перечень), контрагента следует определять путем проведения открытого конкурса. Однако и в том и в другом случае возможно применение других способов определения контрагента с учетом указания ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ о возможных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), альтернативных проведению электронного аукциона, а также критериев выбора соответствующих способов, которые предусмотрены главой 3 Закона N 44-ФЗ.
Так, в зависимости от цены договора, особенностей статуса заказчика, предшествующего признания торгов с тем же объектом закупки несостоявшимися и некоторых других обстоятельств договор лизинга автомобиля может быть заключен с единственным исполнителем в соответствии с положениями ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (например в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 25 этой части), по результатам запроса котировок (ст. 72 Закона N 44-ФЗ), запроса предложений (п.п. 6, 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем, как нам представляется, лизинг автомобиля не может быть объектом закупки, осуществляемой путем проведения конкурса с ограниченным участием (ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ), а также двухэтапного конкурса (ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Если услуги лизинга приобретает муниципальный заказчик или муниципальное бюджетное учреждение, при осуществлении закупки таких услуг, на наш взгляд, не могут быть применены и закрытые способы определения контрагента (ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ).
Отметим также, что по общему правилу контракт, в соответствии с Законом N 44-ФЗ, может быть заключен на срок, не превышающий срока действия утвержденных для заказчика лимитов бюджетных обязательств, который, в свою очередь, не превышает трех лет (абзацы двадцать первый, сорок восьмой, сорок девятый, пятьдесят первый ст. 6, п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, далее - БК РФ). Однако в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, а также в соответствии с иными решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в установленном порядке, договор об оказании услуг лизинга автомобиля может быть заключен на более длительный срок (п. 3 ст. 72 БК РФ, смотрите также письмо ФАС России от 14.07.2014 N АД/28082/14).
Договор лизинга автомобиля, лизингополучателем по которому является государственное или муниципальное учреждение (бюджетное или казенное), должен предусматривать:
- обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества по договору лизинга (иными словами, в исключение из общего правила, предусмотренного ст. 665 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге), продавец имущества, передаваемого в лизинг по такому договору, не может определяться лизингополучателем);
- запрет на обеспечение залогом выполнения обязательств по договору лизинга (за исключением залога имущества, подлежащего передаче в лизинг);
- право сторон договора лизинга изменять размер лизинговых платежей по соглашению сторон договора лизинга в соответствии с бюджетной сметой казенного учреждения либо планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
Кроме того, по такому договору не допускается осуществлять расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга (п.п. 1-3 ст. 9.1 Закона о лизинге).
Также обратим внимание, что казенные и бюджетные учреждения, являющиеся лизингополучателями по договору лизинга, для выполнения своих обязательств по договору лизинга не вправе заключать такие сопутствующие договоры, как договоры о получении кредитов, займов (п. 5 ст. 9.1 Закона о лизинге).
Иных особенностей заключения договора лизинга автомобиля в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, законодательство не предусматривает.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
14 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.