В заявке на участие в запросе котировок исполнитель указал не свои реквизиты (указаны контактный телефон и адрес электронной почты другой организации), дозвониться до него невозможно, на связь он сам не выходит. При вскрытии конвертов с заявками присутствовал представитель участника запроса котировок, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок был размещен в единой информационной системе и направлен на адрес электронной почты, указанный в заявке, победителю запроса котировок.
Каков алгоритм действий для работы по включению его в реестр недобросовестных поставщиков и заключению контракта со вторым участником?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Победитель запроса котировок может считаться уклонившимся от заключения контракта по истечении указанного в извещении срока с момента направления заказчиком протокола рассмотрения заявок с проектом контракта по адресу, указанному в котировочной заявке.
После этого заказчик вправе заключить контракт со вторым участником запроса котировок.
Сведения о победителе запроса котировок, уклонившемся от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
Обоснование вывода:
Заключение контракта со вторым участником запроса котировок возможно лишь в случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта (ч. 12 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ).
Представляется, что для такого признания необходимо, чтобы заказчиком была соблюдена вся процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). В рассматриваемой ситуации при вскрытии конвертов с заявками присутствовал представитель участника запроса котировок, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок был размещен в единой информационной системе, проект контракта был направлен на адрес электронной почты, указанный участником в заявке.
Вместе с тем, как указано ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ, протокол рассмотрения и оценки заявок с приложением проекта контракта должен быть передан победителю запроса котировок в течение двух рабочих дней с даты его подписания. В связи с этим необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ заявка юридического лица на участие в запросе котировок должна содержать его наименование, место нахождения, а также банковские реквизиты. Однако, в отличие от конкурса и аукциона (ч. 3.1 ст. 53, ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ), указание участником закупки недостоверных сведений о себе в котировочной заявке не является основанием для отстранения такого участника от участия в запросе котировок (отказа в приеме заявки, возврата заявки без рассмотрения).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается в частности на положениях Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Из изложенного, на наш взгляд, следует, что протокол с приложением проекта контракта (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ) должен быть направлен котировочной комиссией по адресу, указанному участником запроса котировок в котировочной заявке. Риск неполучения протокола в этом случае несет участник, указавший неверный адрес. Документы необходимо направить заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо, если имеется такая возможность, зарегистрировать письмо с приложением этих документов как входящую корреспонденцию по указанному адресу. При этом доказательством передачи будут являться либо возвращенные документы с пометкой почтовой организации об отсутствии адресата, либо его подпись в получении корреспонденции в уведомлении о вручении, либо отметка о получении входящей корреспонденции.
Далее, если победитель запроса котировок все же не представит заказчику подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, он будет признан уклонившимся от заключения контракта. При этом Закон N 44-ФЗ не содержит положений о порядке признания такого победителя уклонившимся от заключения контракта, совершать какие-либо действия заказчику не требуется. Из буквального прочтения ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ следует, что при наличии такого формального обстоятельства, как неполучение заказчиком в срок подписанного контракта, победитель запроса котировок признается уклонившимся "автоматически" и сведения о нем должны быть направлены в реестр недобросовестных поставщиков. Вместе с тем полагаем, что в целях документального подтверждения факта уклонения победителя запроса котировок от заключения контракта целесообразно оформить соответствующий протокол в свободной форме.
После признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик вправе (ч. 12 ст. 78 Закона N 44-ФЗ):
- обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта;
- заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта;
- при отсутствии этого участника заключить контракт с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене, следующее после предложенного победителем, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок;
- в случае уклонения этих участников от заключения контракта, которое является для них обязательным, заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и осуществить повторно запрос котировок.
Отметим, что срок подписания контракта, указанный в извещении о проведении запроса котировок, в пределах промежутка времени, определенного в соответствии с п. 13 ст. 78 Закона N 44-ФЗ (не менее семи и не более двадцати дней с момента размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок), устанавливается только для случая подписания контракта с победителем запроса котировок. Срока же подписания контракта с иным участником запроса котировок в случае уклонения победителя от заключения контракта Законом N 44-ФЗ не установлено. Полагаем, заказчик вправе заключить контракт в таком случае в любой срок после признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта.
Контролирующие органы, применяя ранее сходные положения утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", признавали, что в случае уклонения победителя заключение контракта с иным участником должно осуществляться в те же сроки, исчисляемые по аналогии (ст. 6 ГК РФ) со дня принятия решения об уклонении победителя от заключения контракта (смотрите, например, решение Федеральной антимонопольной службы от 10.06.2011 N К-1159/11).
Сроки подписания контракта с иным участником могут быть указаны в извещении о проведении запроса котировок (смотрите, например, п. 12 Приложения N 1 к приказу Федерального агентства по рыболовству от 09.06.2011 N 588 "О размещении заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию множительной техники, многофункциональных устройств и принтеров для нужд Федерального агентства по рыболовству").
К сожалению, разъяснения и рекомендации соответствующих государственных органов по данному вопросу нам найти не удалось, отсутствует и соответствующая судебная практика. За официальными разъяснениями можно обратиться в органы, уполномоченные осуществлять контрольные функции в сфере размещения государственного заказа - Минэкономразвития РФ или Федеральную антимонопольную службу.
Информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). В течение трех рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником заказчик направляет в целях внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган информацию, предусмотренную п.п. 1-3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п. 6 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, далее - Правила).
Антимонопольный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п.п. 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления (п. 11 Правил). Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если в результате проведенной проверки антимонопольным органом будут установлены факт уклонения победителя запроса котировок от заключения контракта, выявлены обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.12.2014 N Ф01-5070/2014 по делу N А29-3152/2014).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
22 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.