Акционеры планируют провести реорганизацию юридического лица в форме преобразования из ЗАО в ООО. При этом ЗАО владеет на праве собственности нежилым помещением. Из логики действующей редакции п. 5 ст. 58 ГК РФ следует, что при преобразовании организации правопреемства не происходит, поскольку права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются и не происходит фактического изменения юридического лица и перехода объектов гражданских прав от одного лица к другому. При преобразовании изменяются только обязанности организации в отношении учредителей. Преобразование организации фактически не означает создание нового юридического лица, как следствие, право собственности на все активы сохраняется за той же организацией.
Требуется ли получать свидетельство о праве собственности на недвижимость заново после регистрации в ЕГРЮЛ преобразования организации? Является ли необходимым оформление передаточного акта при преобразовании организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующее законодательство предусматривает необходимость оформления передаточного акта при реорганизации юридического лица в форме преобразования. Наряду с иными документами он предоставляется в регистрирующий орган для государственной регистрации создаваемого путем преобразования юридического лица.
Законодательство не содержит положений, обязывающих нового собственника, к которому право собственности на объекты недвижимости перешло в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования, совершить действия, направленные на государственную регистрацию перехода к нему права собственности на соответствующую недвижимость.
Обоснование вывода:
I. Оформление передаточного акта
Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), который вступил в силу с 01.09.2014, внесены изменения, в частности, в ст.ст. 57, 58, 59, 60 ГК РФ, регламентирующие процедуру реорганизации юридических лиц.
Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Напомним, что прежняя редакция этой нормы предусматривала, что при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица переходили к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
По смыслу ст.ст. 58, 59 и п. 5 ст. 60 ГК РФ назначение передаточного акта состоит в том, чтобы определить состав обязательств реорганизуемого юридического лица, которые переходят к его правопреемнику, а не в том, чтобы зафиксировать перечень имущества, имеющегося у юридического лица к моменту реорганизации (для такой фиксации предназначены инвентаризационные описи или акты инвентаризации - п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49). При преобразовании, как мы уже указали, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников). Это означает, что, в отличие от реорганизации в форме выделения или разделения (п.п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ), при реорганизации АО в форме преобразования в ООО все права и обязанности, имеющиеся у АО на момент завершения реорганизации, возникают у ООО независимо от того, были ли они отражены в каком-либо документе, который составляется в связи с реорганизацией (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 N 1995/11). Последствия отсутствия в передаточном акте указаний о правопреемстве (п. 5 ст. 60 ГК РФ) при реорганизации в форме преобразования не применяются (абзац второй п. 5 ст. 58 ГК РФ).
Это позволяет предположить, что, исключая из ст. 58 ГК РФ упоминание о составлении передаточного акта в связи с реорганизацией в форме преобразования, законодатель имел в виду, что составлять и утверждать такой документ при данной форме реорганизации не требуется, а положения ст. 59 ГК РФ применяются лишь в отношении тех форм реорганизации, с которыми кодекс прямо связывает необходимость составления передаточного акта, то есть при реорганизации в форме выделения или разделения.
Однако следует учитывать, что необходимость составления передаточного акта при реорганизации путем преобразования предусмотрена в ряде законов, включая п. 4 ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и пп. "д" п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Между тем, ни одна норма ГК РФ не устанавливает, что при реорганизации путем преобразования не требуется составления передаточного акта. Общие положения ст. 59 ГК РФ о передаточном акте не содержат указаний на то, что они подлежат применению только в отношении каких-либо определенных форм реорганизации, а п. 2 этой статьи прямо предусматривает как необходимость представления надлежащим образом утвержденного передаточного акта для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, так и последствия несоблюдения этого правила.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в соответствие с положениями новой редакции ГК РФ эти акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ.
Положения Закона N 129-ФЗ, требующие составления передаточного акта в случае преобразования и его представления наряду с иными документами для государственной регистрации, не противоречат нормам ГК РФ, следовательно, они подлежат применению. Отсюда, как мы полагаем, оформление передаточного акта при преобразовании АО в ООО все же необходимо.
II. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество
Относительно оформления права собственности на недвижимое имущество в данной ситуации отметим следующее.
В силу ст. 8.1, ст. 130, ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации и возникает с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права собственности установлен законом для случаев универсального правопреемства, в том числе и при преобразовании. В этом случае право собственности на принадлежавшую реорганизованному юридическому лицу недвижимость переходит к его правопреемнику в момент государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица и независимо от государственной регистрации соответствующего права (п. 11 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", постановления ФАС Дальневосточного округа от 27.12.2010 N Ф03-9140/2010 по делу N А73-5455/2010, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 N 15АП-243/2011, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2014 N 12АП-2464/14).
Иными словами, в случае преобразования АО в ООО право собственности на принадлежавшие реорганизованному юридическому лицу объекты недвижимости перейдет к вновь возникшему юридическому лицу (п. 2 ст. 218, п. 5 ст. 58 ГК РФ). Последующая государственная регистрация права собственности на недвижимость за вновь созданным юридическим лицом (универсальным правопреемником бывшего собственника этой недвижимости) по существу имеет лишь технический характер.
Законодательство не содержит положений, обязывающих нового собственника (правопреемника) в подобных ситуациях осуществить действия, направленные на государственную регистрацию возникшего у него права, и не устанавливает какой-либо ответственности для лиц, не осуществивших такие действия. Эти действия могут быть совершены и существенно позднее завершения реорганизации при возникновении у правообладателя соответствующей необходимости (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2011 N Ф07-13948/10, где правопреемник обратился за государственной регистрацией прав на недвижимость почти через пять лет после завершения процесса реорганизации).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
22 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.