Готовимся к применению профстандартов
Г.Г. Зайцева,
главный редактор журнала
"Руководитель автономного учреждения"
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 5, май 2015 г.
Наряду с установлением курса на стандартизацию предоставляемых услуг и их финансирование на основе единых нормативов затрат государственные и муниципальные учреждения ожидает еще одно новшество, направленное на унификацию деятельности. Речь идет о внедрении единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам - профессиональных стандартов. Что они собой представляют и как, а главное, когда их использовать?
Предполагается, что профессиональные стандарты станут применяться с 1 июля 2016 года - именно с этой даты должен вступить в силу закон, принятый 24 апреля 2015 года Государственной думой в окончательной редакции (проект N 537948-6). Однако работодатели (в том числе государственные и муниципальные учреждения) могут руководствоваться профстандартами и с более раннего срока, поскольку для многих профессий стандарты уже утверждены и начали действовать.
Создание системы квалификаций
Согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. По замыслу законодателей, профстандарты должны со временем заменить действующие квалификационные справочники, которые содержат много устаревших, не используемых сегодня профессий и специальностей и уже не соответствуют потребностям экономики. Как сказано в пояснительной записке к проекту N 537948-6, описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер, поскольку в них используется более современная конструкция в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эта особенность стандартов делает их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.
Работа по созданию системы квалификаций сейчас идет очень активно. К настоящему времени уже утверждено более 400 профстандартов, а к концу 2015 года планируется увеличить это число до 800 (в соответствии с пп. "г" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"). Основной массив стандартов принят в отношении производственной сферы, однако многое утверждено и в социальных отраслях. Приведем лишь несколько примеров таких стандартов:
- "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (утвержден Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 N 544н);
- "Социальный работник" (утвержден Приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 N 677н);
- "Руководитель организации социального обслуживания" (утвержден Приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 N 678н);
- "Экскурсовод (гид)" (утвержден Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 N 539н);
- "Корреспондент средств массовой информации" (утвержден Приказом Минтруда РФ от 21.05.2014 N 339н);
- "Тренер" (утвержден Приказом Минтруда РФ от 07.04.2014 N 193н);
- "Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту" (утвержден Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 N 528н).
Кроме того, принятый Госдумой закон закрепляет порядок применения профстандартов работодателями и устанавливает прямую связь между профессиональными и образовательными стандартами. В частности, закон определяет, что требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся во ФГОС, а также конкретные программы профессионального обучения необходимо формировать на основе профстандартов. На работу по обновлению уже принятых ФГОС и приведение их в соответствие с профстандартами отводится один год с момента вступления в силу данного закона.
Таким образом, работодатели будут достаточно широко применять в своей деятельности профстандарты. Они должны стать основой для определения трудовой функции работника, требований к его квалификации, для расчета тарифных ставок, установления систем оплаты труда. Стандарты применимы и при формировании кадровой политики, организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций. Но обязательно ли такое применение для учреждений?
Обязательно или нет?
Когда проект N 537948-6 был внесен в Госдуму, в нем содержалась прямая норма о том, что профстандарты подлежат обязательному применению организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления. А поскольку к числу таких организаций относятся государственные и муниципальные учреждения, для них обязанность руководствоваться в своей деятельности профстандартами была бы очевидной.
Однако в окончательной редакции закона формулировки изменились. Новая ст. 195.3 ТК РФ, определяющая порядок применения стандартов, гласит: обязательными они становятся, если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Если же обязательность применения квалификационных характеристик, содержащихся в профстандартах, не установлена, работодатель использует их в качестве основы для определения требований к квалификации работников.
То есть чтобы профстандарты превратились для учреждений в обязательные для применения документы, законодательство должно содержать дополнительное указание на это. Пока такого указания в ТК РФ нет. Но рассматриваемый закон, принятый Госдумой, вносит поправку в Трудовой кодекс, позволяющую сделать данный шаг: Правительство РФ наделяется правом устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для государственных (муниципальных) учреждений и других организаций госсектора.
О последующем принятии данной законодательной нормы упоминается и в пояснительной записке к проекту N 537948-6. В ней говорится о необходимости внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N 23*(1) в части обязательности применения профстандартов (проект нормативного акта планируется подготовить в течение трех месяцев после принятия рассматриваемого закона).
Как видим, законодатели не отказались от идеи обязать организации госсектора руководствоваться профстандартами - она только будет воплощена иначе. А поскольку поправки в подзаконную базу предполагается внести уже в текущем году, к июлю 2016 года указанная обязанность, вероятнее всего, уже будет прописана в законодательстве.
Содержание профстандарта
Профессиональный стандарт раскрывает конкретные трудовые функции, ранжированные по уровням квалификации в зависимости от сложности и ответственности выполняемой специалистом работы. Сначала в стандарте обозначается вид профессиональной деятельности, затем описываются обобщенные трудовые функции, в каждую из которых включается совокупность связанных между собой отдельных трудовых функций. В свою очередь, отдельная трудовая функция реализуется посредством выполнения конкретных трудовых действий, применения необходимых умений и знаний (все это также внесено в стандарт). В результате профстандарт превращается в подробное описание компетенций, необходимых специалисту для выполнения работы.
Кроме того, в стандарте указываются возможные наименования должностей, требования к образованию, опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе (например, отсутствие судимости, запрета на занятие педагогической деятельностью, прохождение обязательных медосмотров).
Что касается уровня квалификации, который устанавливается для каждой обобщенной и отдельной трудовой функции, он проставляется в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 N 148н*(2). Им определено всего девять уровней, отличающихся друг от друга полномочиями и ответственностью работника, выполняющего соответствующую трудовую функцию, а также характером необходимых умений и знаний. Наиболее простые работы отнесены к уровню 1. Для специалистов учреждений, как правило, предусмотрен 4-7-й уровень квалификации, для руководителей - 7-9-й уровень.
Проиллюстрируем структуру и (частично) содержание на примере профстандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере" (утвержден Приказом Минтруда РФ от 18.11.2013 N 681н).
/--------------------\ /-------------------------------------------------------\
|Вид профессиональной|----|Предоставление комплексной реабилитационной помощи|
| деятельности | |уязвимым категориям граждан |
\--------------------/ \-------------------------------------------------------/
/--------------------\ /-------------------------------------------------------\
|Обобщенные трудовые |----|1. Социальная реабилитация уязвимых категорий|
| функции | |населения. |
| | |2. ... |
\--------------------/ \-------------------------------------------------------/
/--------------------\ /-------------------------------------------------------\
| Трудовые функции |----|1. Социально-психологическая и социально-педагогическая|
| | |реабилитация несовершеннолетних клиентов. |
| | |2. ... |
\--------------------/ \-------------------------------------------------------/
/--------------------\ /-------------------------------------------------------\
| Трудовые действия |----|1. Диагностика и оценка психосоциального статуса,|
| | |педагогической запущенности, реабилитационного|
| | |потенциала несовершеннолетнего. |
| | |2. Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого для|
| | |реабилитанта окружения. |
| | |3. ... |
| | |(Всего 13 позиций.) |
\--------------------/ \-------------------------------------------------------/
Области применения профстандартов
Как сказано в п. 25 Правил N 23, работодателям следует применять профессиональные стандарты при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда. Стандарты также используются для определения трудовой функции работника, которая в силу ст. 57 ТК РФ является обязательным условием трудового договора.
Чтобы работодателям было легче внедрять профстандарты в практическую деятельность, Минтруд подготовил методические рекомендации по их применению*(3) (далее - Проект рекомендаций). В частности, ведомство разъяснило, как профстандарты помогут при заключении и изменении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении оплаты труда.
1. Наименование должности работника следует устанавливать в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией в рамках одного профстандарта с учетом фактически выполняемой работы у конкретного работодателя (п. "ж" разд. 8 Проекта рекомендаций).
В случаях, когда работник выполняет в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с установленными должностными обязанностями по одной обобщенной трудовой функции дополнительные должностные обязанности по другой обобщенной трудовой функции и по такой же профессии в рамках одного профстандарта, дополнительные обязанности нужно оформлять в виде увеличения объема работ или расширения зон обслуживания. Если же на работника возложены дополнительные должностные обязанности по обобщенной трудовой функции другого профстандарта, они оформляются как совмещение должностей (п. "д", "е" разд. 8 Проекта рекомендаций).
2. Работодатель может использовать стандарты как основу для разработки должностных инструкций (здесь следует ориентироваться на информацию, достаточно подробно изложенную в разд. II "Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт" и III "Характеристика обобщенных трудовых функций" соответствующего стандарта).
Так, в должностных обязанностях сотрудника целесообразно указывать выбранные из разд. III профстандарта трудовые действия, которые тот должен выполнять в рамках своей должности с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения. Перечисленные в профстандарте трудовые действия являются минимально необходимыми и могут быть дополнены информацией из этого же стандарта. При определении квалификационных требований к работнику также можно опираться на сведения разд. III стандарта (блоки "Уровень квалификации", "Требования к образованию и обучению", "Требования к опыту практической работы", "Дополнительные условия допуска к работе") (п. "в", "г" разд. 9 Проекта рекомендаций).
Кроме того, можно распределять (кроме случаев, отдельно оговоренных в федеральных законах) трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, между несколькими должностями (профессиями, специальностями) - здесь работодатель должен самостоятельно определить содержание и объем выполняемой сотрудником работы. Перечень трудовых действий по отдельным должностям может быть также расширен по сравнению с перечнем, предусмотренным по соответствующим трудовым функциям (п. "е", "ж" разд. 9 Проекта рекомендаций).
3. Что касается установления окладов, по мнению Минтруда, это следует делать, ориентируясь на работы, отнесенные к более высокому уровню квалификации. Например, если по должности предусматривается выполнение работ, отнесенных к уровням квалификации 1, 2 и 3, оклад должен быть выше, чем по должностям, предусматривающим выполнение работ, отнесенных к уровню 2, но ниже, чем по должностям, соответствующим уровню квалификации 4.
При повременной системе оплаты труда дифференциация размеров окладов в пределах одного уровня квалификации может производиться с учетом объема работ разной сложности.
Заключение
Как видим, профессиональные стандарты представляют собой подробное описание трудовых функций, которые должен выполнять тот или иной специалист, а также других характеристик и предъявляемых требований. Благодаря этому стандарты можно использовать как практическое пособие в кадровой и управленческой работе: опираться на них при разработке штатного расписания, должностных инструкций, оценке возможности поручения сотруднику дополнительной работы (совмещения профессий, расширения зон обслуживания, исполнения обязанностей отсутствующего работника), формулировании требований к квалификации при подборе персонала.
В настоящее время применение профстандартов не является обязательным (исключение, пожалуй, составляет сфера социального обслуживания, где они применяются с начала 2015 года). Однако предполагается, что для учреждений такая обязанность будет установлена с 1 июля 2016 года, что должно дополнительно поспособствовать повышению эффективности их работы и качества услуг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (далее - Правила N 23).
*(2) "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов".
*(3) Проект ведомственного приказа опубликован на едином портале для размещения информации о разработке проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"