Организация проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения военнослужащими требований к служебному поведению*(1)
А.С. Цветков,
юрист
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 3, март 2015 г.
Статьей 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ установлено, что взыскания за совершенные военнослужащими коррупционные правонарушения*(2) применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Как справедливо отмечает И.В. Бараненкова, "...процедура привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения за годы развития и совершенствования антикоррупционного законодательства сформировалась уже в самостоятельное производство"*(3). К сожалению, рассмотрению правовой природы названного производства и формулированию теоретических основ его совершенствования уделено недостаточно внимания со стороны ученых. Видится, что именно по этой причине до сих пор открытыми остаются вопросы о соотношении двух производств (дисциплинарного и по коррупционным проступкам), предшествующих привлечению военнослужащих к дисциплинарной ответственности, и о том, следует ли проводить разбирательство после антикоррупционной проверки.
Оставим данный вопрос для дальнейшей научной дискуссии, а в настоящей статье рассмотрим правовые и организационные основы, а также порядок организации и тактику проведения отдельных мероприятий проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения военнослужащими требований к служебному поведению (далее - проверка).
Правовую основу осуществления проверки составляют:
- ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ;
- ст.ст. 4 и 7 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ;
- ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ;
- ст.ст. 28.5 и 28.6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ;
- Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (далее - Положение о проверке).
Кроме того, для командиров воинских частей и должностных лиц кадровых органов важно изучить позицию высших судебных органов по данному вопросу:
- постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 29 мая 2014 г. N 8*(4);
- Обзор практики по рассмотрению в 2012-2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 г.)*(5);
- обзорная справка практики рассмотрения военными судами дел о применении взысканий за правонарушения, предусмотренные Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (подп. "д.1" п. 1, подп. "е.1", "е.2" п. 2 ст. 51, ст. 51.1), подготовленная Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Проверка осуществляется по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа (в том числе должностных лиц, временно исполняющих их обязанности).
Такое решение принимается в отношении военнослужащего персонально в письменной форме (абз. 2 п. 4 Положения о проверке).
Проверка осуществляется кадровыми службами федеральных государственных органов*(6). При этом неправомерна практика, когда проверки поручают проводить непосредственным начальникам военнослужащих или сотрудникам иных подразделений.
Виды проверок:
- достоверности и полноты сведений о доходах - при наличии информации, содержащей признаки представления военнослужащим недостоверных и (или) неполных сведений о доходах;
- достоверности и полноты сведений о расходах - при осуществлении контроля за расходами военнослужащего;
- соблюдения требований к служебному поведению - при наличии информации, содержащей признаки несоблюдения военнослужащим ограничений, нарушения запретов, неисполнения обязанностей, связанных с прохождением военной службы и установленных федеральными законами.
При одновременном наличии информации, содержащей признаки представления недостоверных и (или) неполных сведений о доходах и признаки несоблюдения требований к служебному поведению, допускается проводить совмещенную проверку.
Проверка достоверности и полноты сведений о расходах проводится только в рамках контроля за расходами военнослужащих*(7).
Положением о проверке установлено (п. 10), что основанием для начала проверки является информация, представленная:
а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
б) работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
г) Общественной палатой Российской Федерации;
д) общероссийскими средствами массовой информации.
Как видится, к информации, которая является основанием осуществления проверки, должны предъявляться следующие требования:
- относимость (должна содержать сведения о конкретном военнослужащем, возможно совершившем коррупционное правонарушение);
- достаточность (должна содержать признаки представления военнослужащим недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах и (или) нарушении им конкретных запретов, ограничений и обязанностей);
- должна быть представлена только в письменном виде;
- не должна быть анонимного характера.
Важно отметить, что правом по представлению указанной информации обладают как подразделения кадров, так и любой военнослужащий.
Примером самостоятельного выявления подразделением кадров одной из воинских частей признаков недостоверности представленных сведений о доходах может служить следующий случай.
Военнослужащим был подан рапорт о признании его нуждающимся в получении жилого помещения. Подразделением кадров был осуществлен анализ послужного списка данного военнослужащего, из которого следовало, что ранее он проходил службу в другом федеральном органе исполнительной власти, где мог получить квартиру для постоянного проживания. В рамках проверки жилищного дела был направлен запрос в этот орган об обеспеченности военнослужащего жильем по прежнему месту службы. В ответе содержалась информация о том, что у военнослужащего на праве собственности имеется жилье, предоставленное ему Минобороны России. Руководствуясь корыстными целями (т.е. желанием получить еще одно жилое помещение) военнослужащий скрывал факт получения данной квартиры и представлял заведомо недостоверные сведения о доходах.
Также необходимо уделять пристальное внимание рассмотрению обращений (в том числе анонимных) граждан и организаций, содержащих признаки совершения военнослужащими коррупционных правонарушений. В таком случае, если есть основания полагать, что изложенная в обращении информация может подтвердиться, начальник подразделения кадров вправе подготовить докладную записку на имя соответствующего должностного лица и инициировать проверку.
В качестве дополнительных источников информации, содержащей признаки совершения военнослужащими коррупционных правонарушений, подразделения кадров должны использовать результаты обследований военнослужащих с применением полиграфа, информацию в средствах массовой информации и Интернете.
В соответствии с Положением о проверке (п. 12) она осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. При этом срок проверки может быть продлен до 90 дней должностным лицом, принявшим решение о ее проведении (лицом, временно исполняющим его обязанности).
Как показывает практика, указанного срока достаточно для того, чтобы провести комплекс мероприятий, направленных на установление либо опровержение факта совершения военнослужащим коррупционного правонарушения. По возможности целесообразно проводить проверку в более короткий срок, но это не должно отражаться на ее качестве.
Проверка включает в себя:
1. Получение и рассмотрение информации, возможно являющейся основанием для осуществления проверки, и принятие решения о ее назначении.
2. Составление плана мероприятий, которые необходимо провести в ходе проверки. Не является обязательным этапом проверки, однако позволяет упорядочить ее процедуру.
3. Письменное уведомление военнослужащего о начале в отношении его проверки (проводится в течение двух рабочих дней со дня получения подразделениями кадров соответствующего решения).
Некоторые задаются вопросом, как уведомить военнослужащего, который временно отсутствует на месте службы по причине болезни, отпуска или командировки. В данном случае уведомление необходимо направить в установленный срок по адресу жительства или временного нахождения военнослужащего (заказным письмом с уведомлением), а по его прибытии в воинскую часть ознакомить с фактом начала проверки под роспись. Одновременно рекомендуется сообщить военнослужащему о назначении проверки по телефону, о чем составить акт и приобщить его к материалам проверки. Военнослужащий также может быть отозван из отпуска в установленном порядке.
Уведомление целесообразно готовить в двух экземплярах. Первый экземпляр, подписанный должностным лицом, проводящим проверку, вручается проверяемому военнослужащему. Второй экземпляр, на котором военнослужащий собственноручно делает запись о получении первого экземпляра, приобщается к материалам проверки.
4. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на установление фактов, подтверждающих или опровергающих информацию о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения.
При проведении проверки подразделения кадров должны обеспечить выполнение всего спектра проверочных мероприятий, предусмотренных Положением о проверке (п. 15).
Для установления фактов, подтверждающих или опровергающих информацию о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, подразделения кадров осуществляют:
4.1. Официальные мероприятия:
а) проведение беседы с военнослужащим (результаты оформляются письменно в форме листа беседы или справки).
При проведении данного мероприятия выясняются мотивы, причины и обстоятельства совершения коррупционного правонарушения (в том числе обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность военнослужащего);
б) изучение представленных военнослужащим сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
в) получение от военнослужащего письменных пояснений по представленным им сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;
г) направление в установленном порядке запросов в государственные органы и иные организации.
Указом Президента Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" от 2 апреля 2013 г. N 309 установлено, что запросы в кредитные организации (банки), налоговые органы и органы Росреестра уполномочены направлять только руководители федеральных государственных органов и их заместители.
Важно отметить, что запросы в территориальные органы иных государственных органов (например, МВД, МЧС, Минтранс России) и организации (например, БТИ, гостехнадзор) уполномочены подписывать командиры воинских частей.
При проведении проверок возможно использовать потенциал Росфинмониторинга, который обладает информацией о движении денежных средств в сумме, превышающей 600 тыс. руб. (в том числе в случаях открытия банковских счетов, оформления кредитов, приобретения имущества). Направлять такие запросы уполномочены только руководители федеральных государственных органов;
д) наведение справок у физических лиц и получение от них информации с их согласия;
е) осуществление анализа сведений, представленных военнослужащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
4.2. При необходимости подразделения кадров федеральных государственных органов, уполномоченных на проведение оперативно-разыскных мероприятий, могут инициировать их проведение, за исключением (п. 19 Положения о проверке):
- обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания телефонных переговоров;
- снятия информации с технических каналов связи*(8).
По результатам проверки подразделения кадров готовят и представляют должностному лицу, принявшему решение о ее проведении, доклад.
В докладе целесообразно указывать:
а) основание осуществления проверки;
б) сведения о военнослужащем, в отношении которого осуществлялась проверка;
в) мероприятия, осуществленные в ходе проверки;
г) описание события коррупционного правонарушения (в случае, если факт его совершения установлен);
д) доказательства, на которых основаны выводы о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения (в случае, если факт его совершения установлен);
е) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность военнослужащего за совершение коррупционного правонарушения (в случае, если факт его совершения установлен);
ж) вывод о совершении (несовершении) военнослужащим коррупционного правонарушения.
В процессе подготовки доклада важно правильно квалифицировать коррупционное правонарушение, так как от этого зависит мера ответственности военнослужащего.
При установлении факта представления недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера необходимо указывать, носит ли это нарушение заведомый характер (т.е., имелся ли у военнослужащего умысел на сокрытие доходов или имущества в корыстных целях).
После этого готовится доклад должностному лицу, назначавшему военнослужащего на воинскую должность. В нем отражается предложение о привлечении военнослужащего к ответственности за совершение коррупционного правонарушения или о предварительном рассмотрении данного вопроса на заседании аттестационной комиссии.
В случае если проверка осуществлялась по решению должностного лица, назначившего военнослужащего на воинскую должность, вышеназванные предложения могут включаться в один доклад.
Принимать решение о привлечении военнослужащего к ответственности за совершение коррупционного правонарушения рекомендуется с учетом соответствующего заключения аттестационной комиссии. Данная мера придает указанным решениям объективный характер.
По окончании проверки подразделение кадров обязано ознакомить военнослужащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне. При этом необходимо обратить внимание на то, что нецелесообразно знакомить военнослужащего с докладом по результатам проверки. Достаточно вручить ему уведомление, в котором указать лишь положения законодательства, которые нарушены военнослужащим.
При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией (п. 30 Положения о проверке).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Рецензент - В.В. Бараненков, доктор юридических наук, профессор.
*(2) Под коррупционными правонарушениями в настоящей статье будет пониматься представление военнослужащими недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также несоблюдение ими требований к служебному поведению. См. подробнее: Бараненкова И.В., Миронов О.И. Особенности дисциплинарной ответственности военнослужащих за коррупционные правонарушения // Право в Вооруженных. 2012. N 8. С. 18-22; Штаненко В.И., Цветков А.С. Увольнение военнослужащих в связи с утратой доверия // Там же. 2013. N 2.
*(3) Бараненкова И.В. О некоторых проблемах привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 7. С. 30-35.
*(4) Бюл. Верховного Суда Рос. Федерации. 2014. N 7.
*(5) Бюл. трудового и социального законодательства Рос. Федерации. 2014. N 9.
*(6) Как правило, в военных организациях это подразделение кадров.
*(7) См. подробнее: Миронов О.И. Порядок осуществления контроля за расходами военнослужащих в системе мер профилактики коррупции // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 10. С. 18-23.
*(8) Пункты 8-11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения военнослужащими требований к служебному поведению
Автор
А.С. Цветков - юрист
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", 2015, N 3