Увольнение военнослужащих в связи с утратой доверия
Неотвратимость ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений*(1) является одним из важнейших принципов противодействия коррупции*(2).
Согласно ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее - Закон) одной из мер ответственности военнослужащих за совершение коррупционных правонарушений является их увольнение с военной службы в связи с утратой доверия.
В настоящей статье освещены актуальные вопросы увольнения военнослужащих по указанному основанию.
Пункт 1 ст. 51 Закона предусматривает основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы. Все случаи такого увольнения обусловлены наступлением каких-либо обстоятельств, несовместимых с дальнейшим прохождением военной службы (например, признание военнослужащего не годным к военной службе по состоянию здоровья или лишение военнослужащего свободы по приговору суда). Увольнение с военной службы в данном случае носит обязательный характер и не зависит от воли каких-либо должностных лиц.
Основания увольнения, связанные с утратой доверия к военнослужащему, также указаны в п. 1 ст. 51 Закона (подп. "д.1" и "д.2"). Таким образом, законодатель определил, что случаи, при которых наступает утрата доверия к военнослужащему, исключают дальнейшее прохождение им военной службы.
Как показывает практика, некоторые начальники ошибочно полагают, что увольнение в связи с утратой доверия возможно в случаях, когда их обманули (обманывают) подчиненные сотрудники. Однако это не так, и Закон содержит конкретный перечень случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению по указанному основанию.
В соответствии с подп. "д.1" п. 1 ст. 51 Закона утрата доверия наступает в случаях:
- непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он выступает;
- непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах и расходах), а также сведений о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах;
- участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
- вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Перечень случаев, при которых наступает утрата доверия, является исчерпывающим. При этом каждый случай носит самостоятельный характер, и увольнение военнослужащих осуществляется при установлении одного из указанных коррупционных правонарушений или нескольких.
Рассмотрим более подробно данные коррупционные правонарушения.
Непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов
Обязанности по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов установлены ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции". Так, военнослужащий обязан:
- в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;
- отказаться от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) военнослужащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью военнослужащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства*(3).
Под личной заинтересованностью военнослужащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения военнослужащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц*(4).
Непредставление сведений о доходах либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" военнослужащий, замещающий должность, включенную в перечни *(5), обязан не позднее 30 апреля представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Также такие сведения представляются военнослужащими при назначении впервые на должности, включенные в указанные перечни.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ Федеральный закон "О противодействии коррупции" дополнен новой статьей - ст. 8.1 "Представление сведений о расходах".
Согласно данной статье военнослужащие, которые обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, также представляют сведения о расходах по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг и акций, если сумма сделки превышает общий доход военнослужащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих свершению сделки, и об источниках средств, за счет которых совершена сделка
Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера определен Указом Президента Российской Федерации "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" от 18 мая 2009 г. N 559.
Порядок представления сведений о расходах будет установлен в ближайшее время.
Обязательным условием увольнения военнослужащих в случае представления ими недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах является наличие у них умысла на сокрытие таких сведений. Законодательно установлено, что утрата доверия наступает вследствие представления военнослужащими заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах и расходах. Наличие или отсутствие умысла должно устанавливаться в ходе проверки достоверности и полноты сведений о доходах и расходах.
Нарушение запретов, связанных с прохождением военной службы
Запреты, связанные с прохождением военной службы, при нарушении которых военнослужащие подлежат увольнению в связи с утратой доверия, установлены ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ*(6).
Так, военнослужащему запрещается:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
- заниматься предпринимательской деятельностью*(7) лично или через доверенных лиц;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Подпункт "д.2" п. 1 ст. 51 Закона определяет случай утраты доверия к командиру (начальнику). В частности, военнослужащий, являющийся командиром (начальником), подлежит увольнению с военной службы в случае непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникшего у подчиненного ему военнослужащего, после того как ему стало известно о возникновении такого конфликта.
Указанные меры командиры (начальники) обязаны принимать в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Порядок увольнения военнослужащих в связи с утратой доверия имеет ряд особенностей. Это обусловлено тем, что согласно ст. 51.1 Закона увольнение по указанному основанию является взысканием за коррупционные правонарушения и реализуется с учетом положений, определяющих порядок применения указанных взысканий.
Так, увольнение в связи с утратой доверия может осуществляться только по результатам:
- проверки достоверности и полноты сведений о доходах и соблюдения требований к служебному поведению (осуществляется в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" от 21 сентября 2009 г. N 1065);
- контроля за соответствием расходов военнослужащих их доходам (осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ);
- проверки достоверности и полноты сведений о расходах (порядок осуществления будет установлен в ближайшее время).
Коррупционное взыскание, в том числе и увольнение с военной службы в связи с утратой доверия, должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
В целях обеспечения реализации положений подп. "д.1" и "д.2" п. 1 ст. 51 Закона издан Указ Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237" от 13 ноября 2012 г. N 1525.
Согласно данному Указу военнослужащие, которые имеют несколько оснований для увольнения с военной службы, при представлении их к увольнению в связи с утратой доверия лишены права выбора основания увольнения.
Из настоящей статьи следует, что антикоррупционное законодательство (в том числе в части ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений) в дальнейшем будет динамично развиваться. Данное обстоятельство требует от правоприменителей (в том числе органов военного управления и органов военной юстиции) оперативного реагирования на изменения нормативных правовых актов в области противодействия коррупции в целях правильного формирования правоприменительной и судебной практики.
В свою очередь, военнослужащий должен хорошо знать "антикоррупционные" требования, запреты, ограничения и обязанности, чтобы не стать случайной жертвой борьбы с коррупцией.
В.И. Штаненко,
юрист Центра правовых
исследований
А.С. Цветков,
юрист Центра правовых
исследований
"Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под коррупционным правонарушением в настоящей статье понимается представление недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и несоблюдение требований к служебному поведению, включая непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
*(2) Статья 3 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ.
*(3) Часть 1 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции".
*(4) Часть 2 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции".
*(5) Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" от 18 мая 2009 г. N 557.
*(6) За нарушение иных установленных законодательством "антикоррупционных" запретов и ограничений военнослужащий может быть уволен в соответствии с подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Закона.
*(7) Понятие предпринимательской деятельности определено в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Увольнение военнослужащих в связи с утратой доверия
Авторы
В.И. Штаненко - юрист Центра правовых исследований
А.С. Цветков - юрист Центра правовых исследований
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 2