Каким нормативным документом следует руководствоваться при заключении договора ДМС? За счет каких средств учреждение образования вправе оплатить расходы по договору добровольного медицинского страхования сотрудников? Какую подстатью расходов при этом следует применить?
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ*(1) каждый имеет право на предоставление ему медицинской помощи в гарантированном объеме, оказываемой без взимания платы за счет средств ОМС, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором ДМС.
Гражданско-правовые отношения в сфере ДМС регулируются только ГК РФ и Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Хотим обратить внимание, что действие Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на данные правоотношения не распространяется.
Медицинское страхование работников организации осуществляется на основании договора, заключаемого между учреждением (страхователем) и страховой компанией. Договор медицинского страхования является договором личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК РФ).
Существенные условия договора добровольного личного страхования работников установлены ст. 942 ГК РФ. Согласно п. 2 данной статьи при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:
- о застрахованном лице;
- о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);
- о размере страховой суммы;
- о сроке действия договора.
Таким образом, при заключении договора ДМС работодателю необходимо указать застрахованных лиц. При этом, как отмечает Минфин в Письме от 10.05.2011 N 03-03-06/1/284, положений, предписывающих работодателю заключать договоры добровольного медицинского страхования для всех сотрудников организации, законодательство РФ не содержит. Это означает, что учреждение вправе предоставить данный вид услуг, например, работникам, заключившим бессрочный трудовой договор. Указанные нормы должны быть зафиксированы в коллективном договоре.
Что касается источников по оплате расходов, связанных с заключением договора ДМС, то на данный вопрос разъяснения Минфина приведены в Письме от 17.10.2014 N 02-05-10/52622. Чиновники финансового ведомства указали, что принятие решения об обязанности государственного (муниципального) учреждения (работодателя) обеспечивать за счет средств учреждения работников добровольным медицинским страхованием возможно лишь при условии:
- наличия свободных денежных средств (прибыли) учреждения от приносящей доход деятельности с учетом начисления отложенных обязательств (начисления резервов предстоящих расходов учреждения);
- согласия органа, осуществляющего в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя.
Данный ответ Минфина основан на том, что добровольное медицинское страхование не относится к обязательным платежам, которые должно исполнять государственное (муниципальное) учреждение. Поскольку отношения строятся на добровольной основе и регулируются только гражданским законодательством, то источником финансирования могут выступать только средства от оказания платных услуг, остающиеся после уплаты налога на прибыль.
Отметим, что при заключении договора ДМС организация вправе предусмотреть условие о частичной компенсации его оплаты работниками.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расходы на ДМС относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 17.10.2014 N 02-05-10/52622).
Учет расчетов по данным расходам ведется на счете 302 26 "Расчеты по прочим работам, услугам" (п. 256 Инструкции N 157н*(2)).
Пример
Колледж, имеющий статус бюджетного учреждения, заключил со страховой организацией договор ДМС сроком на один год в декабре 2014 года. Страховой взнос составляет 500 000 руб. и уплачивается за счет средств, полученных от оказания платных услуг. Договором ДМС предусмотрены уплата аванса в размере 50% стоимости договора (250 000 руб.) и внесение окончательного платежа по истечении шести месяцев с даты начала действия договора. Лицевой счет учреждения открыт в органе Федерального казначейства.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки в соответствии с Инструкцией N 174н*(3):
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс в страховую организацию | 2 206 26 560 | 2 201 11 610 | 250 000 |
Отражены расходы на ДМС | 2 40150 226 | 2 302 26 730 | 500 000 |
В течение страхового года ежемесячно расходы будущих периодов относятся на текущий финансовый результат (500 000 руб. / 12 мес.) | 2 40120 226 | 2 401 50 226 | 41 666,67 |
Произведен окончательный расчет со страховой организацией | 2 302 26 830 | 2 201 11 610 | 250 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | 2 302 26 830 | 2 206 26 660 | 250 000 |
С. Валова,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 декабря 2014 г.
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"