Ведение воинского учета: кто и как проверит?
Ведение воинского учета должно осуществляться в любой организации, где работают военнообязанные лица. Причем большинство работодателей знают о такой обязанности, однако не соблюдают ее, считая, что это не так уж и важно, да и штрафы являются несущественными. Тем не менее в компанию могут пожаловать контролеры для проведения проверки осуществления воинского учета. Кто может проводить такую проверку? Как часто? Каков порядок ее проведения? Какая ответственность предусмотрена для работодателей за отсутствие или некачественное ведение воинского учета? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответы в статье.
Нормативное регулирование
Прежде всего назовем те законы и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют ведение организациями воинского учета:
- Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне";
- Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-Ф3 "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе";
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" (далее - Положение);
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, подготовленные Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ в 2008 году (далее - Методические рекомендации);
- Приказ Министра обороны РФ от 19.11.2007 N 500 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719" (далее - Порядок);
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных (граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету) и мобилизационных (граждане, пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету) людских ресурсов.
Воинский учет работающих в организациях - это комплекс осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций мероприятий по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях, проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время, оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.
Согласно п. 14 Методических рекомендаций воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также которые проходят службу в ОВД, ГПС, учреждениях и органах УИС, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
В силу п. 9 и 54 Положения за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
Кто подлежит воинскому учету?
В пунктах 14 и 15 Положения определены категории граждан, которые подлежат воинскому учету в организациях, а также категории граждан, которые воинскому учету не подлежат. Назовем тех, кого работодатели обязаны учитывать:
1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
2) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):
- граждане мужского пола, пребывающие в запасе;
- граждане, уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
- граждане, успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
- граждане, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;
- граждане, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
- граждане, уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины, имеющие военно-учетные специальности (радиотелеграфисты, радиотехники, операторы ЭВМ, метеорологи, фармацевты, медицинские работники и пр.).
Кто и в каком порядке будет проводить проверку?
Согласно п. 3 Порядка ведение воинского учета в организациях проверяется военными комиссариатами и органами местного самоуправления. Последние в основном осуществляют проверки в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов.
Отметим: если численность работников организации превышает 500 человек, проверки ведения воинского учета должны проводиться ежегодно, если же количество работников меньше указанного числа - не реже раза в три года.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные (ст. 9-12 Закона N 294-ФЗ).
Итак, для проведения проверки должностное лицо комиссариата должно предъявить приказ или распоряжение о проведении проверочного мероприятия, а также служебное удостоверение.
Обратите внимание! О плановых проверках военкомат уведомляет организацию не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем направления копии распоряжения или приказа военного комиссара соответствующего военкомата заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
В распоряжении (приказе) о проведении проверки должны быть указаны обязательные реквизиты, названные в ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, в том числе:
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания для проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, сроки проведения и перечень мероприятий по контролю.
Такое распоряжение (приказ) вручается руководителю организации под подпись (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).
Что обычно проверяют?
Документы по воинскому учету, которые должны быть в организации, названы в п. 39 Методических рекомендаций. Именно их потребуют должностные лица военкомата. Это:
1) приказ "Об организации воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе". В данном документе определяются персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе по бронированию граждан. Форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям.
Проект данного приказа нужно согласовать с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военкоматов;
К сведению. Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должности, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Перемещение и увольнение работников, занимающихся воинским учетом и бронированием граждан, также производятся, как правило, по согласованию с военкоматом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы. На период временного отсутствия работника, ответственного за ведение воинского учета, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для выполнения работы по воинскому учету и бронированию граждан.
2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Согласно п. 37 Методических рекомендаций организации в течение всего календарного года разрабатывают план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (согласно приложению 17 к Методическим рекомендациям), и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования.
Приведем пример такого плана на стр. 57;
Согласовано Утверждаю
Начальник отдела Московского областного Директор ООО "Декабрь"
военного комиссариата по г. Сергиев Посад Зимин С.С. Зимин
и Сергиево-Посадскому району --------- -----------------------
Иванов И.И. Иванов (подпись) (инициал имени, фамилия)
--------- ------------------------ " 21 " ноября 2014 г.
(подпись) (инициал имени, фамилия) ---- ------- ---
" 18 " ноября 2014 г.
---- ------ ---
План
работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в 2015 году в ООО "Декабрь"
N п/п | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Ответственный | Отметка о выполнении |
1 | Постановка на воинский учет граждан, принятых на работу. Проверка у граждан наличия отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличия и подлинности документов воинского учета и отметок военного комиссариата о постановке на воинский учет, заполнение на них личных карточек | В дни приема на работу | И.Г. Волкова | |
2 | Снятие с учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу | В дни увольнения | И.Г. Волкова | |
3 | Внесение в личные карточки сведений об изменении семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья (получении инвалидности) | Постоянно | И.Г. Волкова | |
... | ... | ... | ... | ... |
Бронирование граждан, пребывающих в запасе | ||||
12 | Отбор личных карточек граждан, пребывающих в запасе, имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время | Постоянно | И.Г. Волкова | |
13 | Оформление отсрочек от призыва на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию | В 10-дневный срок по истечении испытательного срока | И.Г. Волкова | |
... | ... | ... | ... | ... |
Составление отчетности | ||||
21 | Изъятие из картотек карточек на граждан, пребывающих в запасе и подлежащих исключению с воинского учета по возрасту или по болезни, и производство отметок об исключении с воинского учета в разделе II личных карточек | Перед составлением отчета | И.Г. Волкова | |
22 | Составление отчета по форме 6, анализ обеспеченности трудовыми ресурсами | До 1 января | И.Г. Волкова | |
Другие мероприятия | ||||
23 | Ведение учета граждан, пребывающих в запасе, заявивших об изменении состояния здоровья, и сообщение об этом в военкомат | Ежемесячно | И.Г. Волкова | |
24 | Выявление граждан женского пола, подлежащих постановке на воинский учет | Постоянно | И.Г. Волкова | |
... | ... | ... | ... | ... |
Начальник отдела кадров организации Заломова /О.И. Заломова/
Ответственный за воинский учет Волкова /И.Г. Волкова/
3) картотека личных карточек работников, подлежащих воинскому учету. Личные карточки принятых на работу граждан, поставленных на воинский учет, помещаются в соответствующие разделы отдельной картотеки: личные карточки на офицеров запаса; солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса; военнообязанных запаса женского пола; призывников.
Картотека личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, составляется по алфавиту.
Контролеры обязательно проверяют полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма Т-2) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.
Раздел II "Сведения о воинском учете" личных карточек на военнообязанных заполняется на основании военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), а на призывников - на основании удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу.
При заполнении данного раздела на военнообязанных граждан, пребывающих в запасе, нужно указать воинское звание, состав (профиль), полное кодовое обозначение ВУС, категорию годности к военной службе, наименование военкомата по месту жительства работника и пр.
Если работник подлежит призыву, то в п. 2 "Воинское звание" нужно записать: "Подлежит призыву", п. 5 "Категория годности к военной службе" следует заполнить на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, а в п. 6 необходимо указать наименование военного комиссариата по месту жительства. Остальные пункты раздела останутся незаполненными;
4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ. Форма такого журнала приведена в приложении к Порядку осуществления органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления контроля за ведением организациями воинского учета, показателям, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критериям оценки деятельности указанных организаций (приложение 1 к Методическим рекомендациям).
Журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации (военного комиссара, органа местного самоуправления).
Конечно, проверяющие могут потребовать и иные документы, такие как:
- расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма приведена в приложении 14 к Методическим рекомендациям);
- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Кроме документов контролеры могут проверить и выполнение обязанностей работником, ответственным за ведение воинского учета в организации. Основные обязанности такого работника названы в п. 27, 28 Методических рекомендаций. Например, военкомат может проверить, разъясняется ли гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, осуществляется ли контроль за исполнением таких обязанностей.
Как оценивают?
Качество осуществления организациями воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается по следующим показателям:
- организация осуществления воинского учета;
- полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников.
Организация осуществления воинского учета в организациях может быть оценена как "удовлетворительно" (если выполнены установленные нормативно-правовыми актами обязанности по организации осуществления воинского учета, документы по воинскому учету разработаны в полном объеме и качественно, спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с военными комиссариатами, органами местного самоуправления выполнены не менее чем на 70%, проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями военкоматов) и "неудовлетворительно" (если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно").
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках, оцениваются так:
- "отлично", если нет нарушений в порядке и правилах заполнения личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, нет расхождений сведений с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с военкоматами и органами местного самоуправления, хранение личных карточек организовано в соответствии с Методическими рекомендациями;
Обратите внимание! Проверяется не менее 1% личных карточек работников, подлежащих воинскому учету, из каждого состава: призывники, солдаты, матросы, сержанты, старшины и т.д. При практическом призыве и поставке мобилизационных людских ресурсов проверяется 100% личных карточек (п. 6 Порядка).
- "хорошо", если количество личных карточек с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными не превышает 5% от числа проверенных, хранение личных карточек организовано в соответствии с Методическими рекомендациями;
- "удовлетворительно", если количество личных карточек с нарушениями и расхождениями содержащихся в них сведений с фактическими данными составляет от 5 до 10%, хранение личных карточек организовано в соответствии с Методическими рекомендациями;
- "неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Согласно п. 8 Порядка результаты проверок доводятся до руководителей организаций и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан.
Если будут выявлены серьезные недостатки в ведении организацией воинского учета, военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщат об этом в военные комиссариаты субъектов РФ (военные комиссариаты) и в вышестоящий орган, которому подведомственна эта организация.
Ответственность за отсутствие воинского учета или его ненадлежащее ведение
В силу п. 54 Положения граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с административным законодательством. В частности, в КоАП РФ нарушениям в области воинского учета посвящена целая глава. Но поскольку нам интересны санкции, которые могут быть применены к работодателю, назовем некоторые статьи КоАП РФ и размеры штрафов.
1. Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1, штраф от 300 до 1 000 руб.).
2. Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а также необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет (ст. 21.2, штраф от 500 до 1 000 руб.).
3. Несвоевременное предоставление сведений об изменениях в составе постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (ст. 21.3, штраф от 300 до 1 000 руб.).
4. Несообщение сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4, штраф от 300 до 1 000 руб.).
Подведем итог
В заключение отметим, что ведение воинского учета не составит большого труда, если следовать требованиям Методических рекомендаций и Порядка. Нужно назначить ответственного за военно-учетную работу. Для этого можно поручить дополнительную работу одному из сотрудников, если на воинском учете состоит менее 500 человек. Если же количество лиц, подлежащих учету, больше 500, придется выделить отдельного работника, который будет заниматься только этим. В таком случае следить за всеми сроками подачи сведений в военкомат и проведения сверок будет именно он.
Не игнорируйте ведение воинского учета, иначе административной ответственности не удастся избежать. И хотя штрафы "не кусаются", отсутствие претензий со стороны контролирующих органов сбережет вам и время, и нервы.
Т.В. Шадрина,
эксперт журнала "Оплата труда:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"