Почему всем "упрощенцам" нужно поменять налоговую учетную политику на 2015 год
Если вы - предприниматель. Изменения в Налоговом кодексе касаются и вас. Поэтому прочитайте эту статью, чтобы знать, что предусмотреть в налоговой учетной политике на 2015 год, ведь такой документ нужен и в вашей работе.
С 1 января 2015 года вступают в силу поправки, внесенные в главу 26.2 НК РФ Федеральным законом от 20.04.2014 N 81-ФЗ (далее - Закон N 81-ФЗ). Они меняют привычные правила налогового учета некоторых видов операций. А значит, вам уже нельзя будет применять те правила, которые действовали в 2014 году, а придется перейти на новые. Что именно меняется? Как внести корректировки в учетную политику - нужно ее переписывать заново или достаточно издать приказ об изменении одного-двух пунктов? Ответы на эти вопросы вы найдете в данном материале.
Новшество N 1. Метод списания ЛИФО в налоговом учете больше не применяется
С 1 января 2015 года в налоговом учете нельзя будет товары, сырье и материалы списывать методом ЛИФО (п. 7 и 16 ст. 1 Закона N 81-ФЗ). Его суть, напомним, заключалась в том, что ценности списываются по стоимости последних по времени закупок.
Если вы применяли метод ЛИФО, то выберите один из других возможных способов:
- по стоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара.
Отметим, что в бухгалтерском учете метод списания ЛИФО не применяется уже давно, около 10 лет. Таким образом, теперь возможные способы списания товарно-материальных ценностей в бухгалтерском и налоговом учете при УСН стали одинаковыми, без каких-либо расхождений.
На заметку. В налоговом и бухгалтерском учете удобно выбрать одинаковый способ списания товарно-материальных ценностей, чтобы избежать лишних расхождений.
Пример. Расчет стоимости списания товаров в налоговом учете
ООО "Продторг" применяет "упрощенку" с объектом доходы минус расходы. Компания занимается оптовой продажей овощей.
На 1 ноября 2014 года остаток картофеля на складе составил 100 кг по закупочной цене 15 руб./кг на общую сумму 1500 руб. (15 руб./кг х 100 кг).
10 ноября фирма купила еще 450 кг по цене 10 руб./кг на сумму 4500 руб. (10 руб./кг х 450 кг).
14 ноября была следующая закупка - 50 кг по цене 12 руб./кг на сумму 600 руб. (12 руб./кг х 50 кг).
Всего за месяц поступило 500 кг (450 кг + 50 кг) на сумму 5100 руб. (4500 руб. + 600 руб.).
20 ноября ООО "Продторг" продало 450 кг оптовому покупателю.
Давайте посмотрим, как посчитать стоимость проданного картофеля разными способами.
Метод ФИФО. Здесь расход учитывается по стоимости первых по времени закупок. Поэтому для расчета нужно взять следующие показатели:
- 100 кг по цене 15 руб./кг - остаток картофеля на складе на 1 ноября;
- 350 кг (450 кг - 100 кг) по цене 10 руб./кг - картофель из первой поставки.
Стоимость 450 кг реализованного картофеля, рассчитанная методом ФИФО, составит:
- 5000 руб. (15 руб./кг х 100 кг + 10 руб./кг х 350 кг).
По средней стоимости. Рассчитаем среднюю стоимость картофеля, находящегося на складе и приобретенного за месяц. Она составит:
- 11 руб./кг (1500 руб. + 5100 руб.) : (100 кг + 500 кг).
На 20 ноября определим стоимость реализованного картофеля:
- 4950 руб. (11 руб./кг х 450 кг).
По стоимости единицы товара. При данном методе нужно списывать каждую единицу по фактической себестоимости покупки (п. 17 ПБУ 5/01). В нашем примере такой способ не подойдет, поскольку его применяют в отношении штучных товаров, которые требуют четкого учета (драгоценные камни, предметы искусства и т.д.). То есть при реализации товара со склада должно быть точно известно, что именно продано. В нашем случае нужно было бы смотреть, из какой партии продан картофель, и по соответствующей цене его списывать.
В бухучете на рассчитанную сумму - 5000 руб. или 4950 руб., в зависимости об выбранного метода оценки, сделайте проводку:
Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41
- списана стоимость проданного картофеля.
В Книге учета доходов и расходов бухгалтеру ООО "Продторг" соответствующую сумму нужно включать в состав расходов за IV квартал 2014 года.
Новшество N 2. Проценты по кредитам и займам теперь не нормируются
Если вы сейчас пользуетесь заемными средствами, в вашей налоговой учетной политике должен быть прописан метод учета процентов. Поскольку в целях налогообложения они нормируются: либо в зависимости от среднего процента по кредитам, либо исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 1 ст. 269 НК РФ).
А вот со следующего года нормировать проценты уже будет не нужно (п. 17 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ). Признавать расходы в виде процентов вы сможете целиком, исходя из той ставки, что предусмотрена договором.
Но есть одно уточнение - по договорам займа в рамках контролируемых сделок проценты могут быть отнесены на расходы только при условии, что ставка соответствует среднерыночным тарифам. О том, в каких случаях сделки "упрощенцев" могут быть контролируемыми, читайте во врезке внизу страницы. Сразу скажем, что эти ситуации крайне редки, поэтому из налоговой учетной политики пункт о нормировании процентов можно совсем убрать. А в случае возникновения контролируемой сделки с заемными средствами - руководствоваться четко прописанными для этого случая в Налоговом кодексе РФ правилами. В учетной политике эти правила прописывать не нужно, поскольку в этот документ записывается лишь тот порядок учета, в отношении которого налогоплательщику предоставлен выбор.
Обратите внимание! С 1 января 2015 года "упрощенцы" будут учитывать в расходах по УСН всю сумму процентов по займам. Нормирование таких затрат отменяется.
Новшество N 3. Малоценное имущество не обязательно списывать сразу
В налоговом учете все ценности, которые стоят меньше 40 000 руб., но используются больше года, относят к материальным расходам (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это, например, оргтехника, офисная мебель, спецодежда и т.д. Сейчас учесть малоценное имущество в расходах вы можете только одним способом - единовременно в том квартале, когда оно оплачено и введено в эксплуатацию (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 и подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). А значит, и отдельный пункт о способе списания таких ценностей в учетной политике прежде был не нужен.
На заметку. Какие сделки "упрощенцев" относятся к контролируемым
Если вы заключили любой договор с взаимозависимым лицом (договор займа, купли-продажи, поставки и т.д.) и при этом ваш контрагент применяет общую систему, ЕНВД или ЕСХН, посмотрите, не будет ли такая сделка считаться контролируемой. Так, проконтролировать сделки "упрощенцев" налоговики смогут, только если суммарный доход обоих контрагентов по всем сделкам за год превысит определенный лимит. Если ваш партнер работает на обычной системе налогообложения, это 60 млн. руб. Для контрагентов на ЕНВД или ЕСХН - 100 млн. руб. (подп. 3 и 4 п. 2 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Напомним, что правила, по которым фирмы можно отнести к взаимозависимым лицам, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Например, взаимозависимыми будут компании, у которых один директор или один учредитель владеет долей больше 25% в каждой из них. Если и вы в 2014 году совершали подобные сделки, подайте в ИФНС уведомление о контролируемых сделках не позднее 20 мая 2015 года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Уведомление вы можете представить на бумаге по форме, утвержденной приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@, или в электронном виде.
А вот с 1 января 2015 года вы сможете определять порядок списания малоценных объектов с длительным сроком службы самостоятельно (подп. "а" п. 7 ст. 1 Закона N 81-ФЗ). Можно будет продолжать учитывать расходы, как и сейчас - полностью в одном квартале после ввода в эксплуатацию и оплаты ценностей. А можно будет списывать их в течение нескольких отчетных периодов. Порядок учета расходов за несколько кварталов придется разработать самостоятельно и закрепить его в налоговой учетной политике. При этом обращайте внимание на срок использования "малоценки" или другие экономически обоснованные показатели. Обратите внимание: даже если вы хотите оставить все как есть и новой возможностью пользоваться не планируете, пункт о правилах списания малоценных товаров в учетную политику лучше добавить. Поскольку теперь есть возможность выбора и нужно сформулировать свой вариант. Например, новый пункт учетной политики может быть изложен, как в образце ниже.
Суть вопроса. Добавьте в учетную политику по налоговому учету на 2015 год новый пункт о правилах списания малоценного имущества.
На какой срок утвердить учетную политику
Только что созданным фирмам (предпринимателям) нужно утвердить учетную политику по налоговому учету при УСН не позднее 90 дней с момента госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Обратите внимание: данный срок установлен не налоговым, а бухгалтерским законодательством и применяется прежде всего в отношении бухгалтерской политики по бухучету. Однако поскольку в Налоговом кодексе для "упрощенцев" вообще не прописаны сроки утверждения учетной политики, следует руководствоваться нормами других отраслей законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).
<...> 7. Имущество стоимостью менее 40 000 руб., которое используется для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией, учитывается в расходах полностью в том квартале, когда оно оплачено и введено в эксплуатацию. <...> |
Дальше налоговую учетную политику ежегодно пересматривать и корректировать нет необходимости. Поэтому если в приказе о ее введении вы использовали формулировку "утвердить начиная с 1 января 20 __ года", такой документ можно применять последовательно из года в год и нет необходимости утверждать ежегодно новый. А вот если в приказе было прописано "утвердить учетную политику на 2014 год", значит, на 2015 год потребуется новый документ, хотя его содержание может быть идентично старому.
Пропишите в учетной политике все моменты учета, которые однозначно не закреплены налоговым законодательством или же имеется на выбор несколько вариантов. Например, каждому "упрощенцу" нужно прописать, какой объект налогообложения он применяет - доходы или доходы минус расходы. Также отметим, что представлять документ в ИФНС или еще куда-то не нужно. Подобного требования Налоговый кодекс не содержит. Единственная ситуация, когда налоговики могут затребовать вашу учетную политику, - при проведении выездной проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ). Ведь без этого документа невозможно проконтролировать правильность расчета налогов.
На заметку. Менять налоговую учетную политику каждый год необязательно. Утвердите ее на любой срок, как вам угодно. Корректировать документ нужно, только если вы сами решили поменять способы учета или изменилось налоговое законодательство.
Как вносить изменения в документ
В связи с предстоящими изменениями вы можете выбрать один из двух способов корректировки своей учетной политики. Первый способ - издайте приказ об утверждении новой учетной политики. Тогда все пункты перепишите заново, добавив новые положения или корректировки. Второй - издайте приказ о внесении изменений. В нем укажите только, в какие пункты вносите поправки. Например, формулировка может быть такая: "Пункт 10 учетной политики для целей расчета налога при УСН с 1 января 2015 года изложить в следующей редакции". Далее приведите текст новой редакции положения. Утвердите изменения приказом руководителя не позднее 31 декабря 2014 года, чтобы начать ее применять уже с 1 января 2015 года. Отметим, что фактически подготовить приказ вы можете и позже. Главное - следите, чтобы в нем стояла нужная дата издания.
Обратите внимание! Представлять учетную политику в налоговую инспекцию не нужно, такого требования в НК РФ нет. Ревизоры могут попросить этот документ лишь при проведении выездной налоговой проверки.
В.В. Журавлева,
эксперт журнала "Упрощенка"
Нюансы, требующие особого внимания
С 1 января 2015 года учитывайте проценты по займам в расходах по УСН целиком, без каких-либо ограничений.
Пропишите в своей учетной политике только те моменты учета, которые в Налоговом кодексе не прописаны или есть выбор их нескольких вариантов.
Каждый год не обязательно утверждать новую учетную политику, внесите изменения, только если хотите поменять какие-то методы учета или изменилось налоговое законодательство.
"Упрощенка", N 12, декабрь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Упрощенка"
Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала - вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС77-19569 от 03.03.2005.