Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" определено, что включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 1 января 2015 года. Указанные договоры заключаются в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Подлежат ли включению в реестр договоры на оказание услуг телекомпаний, доступа к Интернету и т.п., заключенные до 01.01.2015 и пролонгированные на 2015 год автоматически или путем подписания дополнительного соглашения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Информация о пролонгации в 2015 году договоров включается в реестр договоров, если в результате пролонгации заказчик в новый период времени приобретает новое количество товаров, новый объем работ, услуг.
Обоснование вывода:
С 1 января 2015 г. вступила в силу ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), ч. 2 которой установлена обязанность заказчика в течение трех рабочих дней со дня заключения договора вносить информацию и документы, установленные Правительством РФ в соответствии с ч. 1 данной статьи, в реестр договоров.
Правила ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утверждены постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 (далее - Постановление). Согласно п. 2 Постановления включению в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, подлежат информация и документы о закупках по договорам, заключенным после 1 января 2015 г.
Таким образом, чтобы определить подлежит ли включению в реестр договоров информация об указанных в вопросе договорах, необходимо определить является ли пролонгация таких договоров новой закупкой на основании нового договора.
В силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ извещение о закупке должно определять предмет договора с указанием количества поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. В документации о закупке должны быть указаны сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Названные сведения должны содержаться и в заключаемом в рамках закупки договоре, проект которого является неотъемлемой частью извещения и документации о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Кроме того, в ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указано, что если при заключении и исполнении договора изменяется объем закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанным в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Таким образом, независимо от того, каким образом сторонами определен срок действия договора, договор, заключаемый в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ, должен предусматривать количество товаров, объем работ или услуг и срок их поставки (выполнения, оказания). Иными словами, результатом закупки является поставка определенного количества товаров либо выполнение, оказание определенного объема работ, услуг в определенные сроки.
Соответственно, продление заключенного по результатам закупки договора (как дополнительным соглашением, так и автоматическое), в результате которого поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан поставить новое количество товаров либо выполнить (оказать) новый объем работ (услуг) в новый период времени, является новой закупкой на основании нового договора и должно производиться с соблюдением предусмотренных Законом N 223-ФЗ процедур.
ФАС России, разъясняя нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), указывал, что при заключении дополнительных соглашений, которыми действие соответствующего государственного контракта на поставку коммунальных услуг, заключенного с единственным поставщиком, продлевается на новый срок, такие контракты считаются вновь заключенными и их заключение должно осуществляться в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ (п. 5 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2011 г.)). Эта позиция явно основана на признании равнозначности "заключения договора" и "заключения договора путем продления ранее заключенного"*(1). Причем, как видим, контролирующий орган не усматривает нарушения закона в "заключении договора путем продления ранее заключенного", поскольку в данном случае Закон N 94-ФЗ допускал размещение заказа у единственного поставщика. Данная позиция, на наш взгляд, сохраняет актуальность и сейчас, поскольку ныне действующий Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержит аналогичные нормы.
В рассматриваемой ситуации эта позиция может быть применена с учетом того, что Закон N 223-ФЗ, в отличие от вышеуказанных законов, сам по себе не ограничивает условия выбора тех или иных способов закупки, а также не запрещает автоматической пролонгации договоров.
С учетом изложенного считаем, что информация о пролонгации в 2015 году указанных в вопросе договоров должна быть внесена в реестр договоров, если в результате пролонгации поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется в новые сроки поставить новое количество товара (новый объем работ, услуг).
Вместе с тем отметим, что для включения в реестр договоров не должны направляться информация и документы по договорам, заключенным после 1 января 2015 г., в случаях, предусмотренных ч.ч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
27 января 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичный подход применительно к пролонгации договоров аренды достаточно давно распространен в судебной практике (п. 31 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.