Обязательно ли каждый год проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующим законодательством не установлено требование об обязательном проведении аудита автономных учреждений. В то же время требование об обязательном проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности может быть установлено решением наблюдательного совета автономного учреждения.
Обоснование вывода:
В ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) установлены случаи, при которых проведение аудиторской проверки обязательно.
Специального указания на проведение обязательной аудиторской проверки в автономных учреждениях данная статья не содержит. Предусмотренные п.п. 1-5 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ случаи не применимы к автономным учреждениям.
В то же время согласно п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит может проводиться в иных случаях (кроме перечисленных в ст. 5 Закона N 307-ФЗ), установленных федеральными законами.
В настоящее время вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации относятся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения (п. 12 части 1 ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ)).
Таким образом, требование об обязательном проведении аудита может быть установлено наблюдательным советом автономного учреждения, при этом данное требование совета является для руководителя автономного учреждения обязательным (ч. 5 ст. 11 Закона N 174-ФЗ в действующей редакции).
Аналогичное мнение высказывалось представителями Минфина России (смотрите материал: "Вопрос: Должно ли автономное учреждение проводить обязательный аудит? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 4, июль-август 2013 г.)").
К сведению:
Согласно ч. 3.23 ст. 2 Закона N 174-ФЗ контроль за деятельностью автономных учреждений на федеральном уровне осуществляется федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей этих учреждений. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований порядок контроля за деятельностью автономных учреждений определяется, соответственно, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования.
Контрольные функции могут быть возложены на специальные контрольно-ревизионные органы, создаваемые в рамках ведомства, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Контрольные мероприятия, проводимые в подведомственных государственных (муниципальных) учреждениях, органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей, направлены, в частности, на достижение следующих целей:
1) оценка результатов деятельности учреждений;
2) выявление обстоятельств, обусловивших неэффективное расходование денежных средств и иных материальных ресурсов, нарушение требований действующего законодательства;
3) выявление отклонений плановых показателей деятельности учреждений от фактических, анализ причин таких отклонений;
4) выработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности проверяемых учреждений, а также анализ применения аналогичных рекомендаций, которые доводились до учреждений в ходе прошедших ранее контрольных мероприятий;
5) формирование информационной базы в целях оптимизации расходования средств учреждения.
Поэтому при надлежаще организованном ведомственном контроле за деятельностью автономного учреждения и с учетом необходимости привлечения средств автономного учреждения на организацию проведения аудиторской проверки мы полагаем, что решение об "инициативном" аудите следует не только установить решением наблюдательного совета автономного учреждения, но и обосновать с точки зрения эффективности использования средств автономного учреждения.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Аудит в организациях госсектора;
- Энциклопедия решений. Ведомственный внутренний финансовый аудит;
- Энциклопедия решений. Контроль органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
14 января 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.