Бухгалтерский отчет за год автономным учреждением был сдан 15 января 2015 года. 17 января 2015 года от организации поступил на оплату счет за услуги от 31 декабря 2014 года.
При подготовке декларации по налогу на прибыль за год имеет ли право учреждение включить данные расходы в отчетный период декабря 2014 года, за который бухгалтерский отчет уже был сдан учредителю, так как услуги фактически были выполнены в декабре 2014 года?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автономное учреждение вправе учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль за 2014 год расходы, относящиеся к этому налоговому периоду и подтвержденные первичными документами, датированными не позднее 31 декабря 2014 года, независимо от отражения указанных расходов в бухгалтерском учете.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что признание расходов для целей налогообложения прибыли осуществляется в соответствии с нормами главы 25 НК РФ и не зависит от порядка их отражения в бухгалтерском учете учреждения, который регулируется положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Общие принципы признания расходов для целей налогообложения прибыли установлены п. 1 ст. 252 НК РФ. Они должны быть:
1) экономически обоснованны;
2) документально подтверждены;
3) произведены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
Исчерпывающего перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов в целях налогообложения, не существует. Кроме того, налоговое законодательство не предъявляет каких-либо конкретных требований к оформлению таких документов. При этом из документов, которые имеются у учреждения, должно быть очевидно, что те или иные затраты фактически произведены и осуществлены в рамках приносящей доход деятельности.
Поскольку в налоговом законодательстве не приведено понятие первичных документов, на основании ст. 11 НК РФ следует использовать определения из других отраслей законодательства. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (смотрите также письмо Минфина России от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458). Кроме того, требования к первичным документам для организаций госсектора определены в п. 7 Инструкции N 157н.
При расчете прибыли организации, использующие метод начисления, признают расходы, отвечающие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Датой осуществления материальных расходов в виде работ (услуг) производственного характера согласно п. 2 ст. 272 НК РФ признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи работ (услуг).
Датой осуществления расходов на оплату сторонним организациям выполненных ими работ (предоставленных услуг), относящихся к прочим расходам, в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ признается одна из следующих дат:
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последнее число отчетного (налогового) периода.
Выбранный вариант учета учреждению следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ).
С учетом приведенных норм можно сделать вывод, что автономное учреждение вправе учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль за 2014 год расходы, относящиеся к этому налоговому периоду и подтвержденные первичными документами, датированными не позднее 31 декабря 2014 года, независимо от отражения указанных расходов в бухгалтерском учете.
К сведению:
Если учреждение получает первичные документы от контрагентов в более позднем отчетном (налоговом) периоде (после представления налоговой декларации), что может привести к неправильному исчислению налоговой базы, то может потребоваться вносить исправления и представлять в налоговый орган уточненные декларации (п. 1 ст. 81 НК РФ). Однако если в налоговом периоде, к которому относятся "опоздавшие документы", не учтены расходы и это привело к излишней уплате налога на прибыль организаций, то налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль за тот налоговый (отчетный) период, в котором получены документы (абзац третий п. 1 ст. 54 НК РФ, письмо Минфина России от 23.01.2012 N 03-03-06/1/24).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими документами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Материальные расходы, прочие расходы бюджетного (автономного) учреждения в целях налогообложения прибыли;
- Энциклопедия решений. Отражение в учете госучреждений фактов хозяйственной жизни при поступлении первичных документов позднее даты выставления этих документов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Ответ прошел контроль качества
2 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.