Крупнейшая организация (ОАО), находящаяся в Республике Саха (Якутия), занимается грузовыми и пассажирскими перевозками на внутреннем водном транспорте, имеет соответствующие лицензии, основной вид ее деятельности закреплен в уставе. В 2012 году ОАО было приобретено судно в г. Ростове-на-Дону с целью последующей транспортировки в регион (Республику Саха (Якутия)) для эксплуатации в грузовых перевозках.
Судно было зарегистрировано в порту г. Ростова-на-Дону, имеется свидетельство о праве плавания под государственным флагом РФ. Поскольку судно требовало ремонта, оно находилось больше года в порту г. Ростова-на-Дону, эксплуатация судна по назначению не производилась. Налоговые органы посчитали, что если организация не имеет лицензии на осуществление грузовых перевозок в Ростовской области, то право применения пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ в отношении этого судна у нее отсутствует. В Налоговом кодексе РФ не оговорено, где должна осуществлять свою основную деятельность организация.
Насколько обосновано решение налогового органа о начислении транспортного налога по этому судну?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Наличие у организации грузовых перевозок в качестве основного вида деятельности для целей применения пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ определяется положениями устава, наличием действующей лицензии на осуществление перевозок, показателями выручки от оказания услуг по перевозкам грузов в общем объеме доходов, систематичностью оказания таких услуг, иными обстоятельствами, к которым место государственной регистрации грузового судна само по себе отношения не имеет. Если для организации (в частности открытого акционерного общества) грузовые перевозки водным транспортом являются основным видом деятельности, транспортный налог не уплачивается в отношении всех судов, которые принадлежат организации на праве собственности и предназначены для осуществления перевозок, в том числе судов, которые временно не используются в перевозочной деятельности.
Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Из этой нормы следует, что грузовое речное судно не облагается транспортным налогом при одновременном соблюдении следующих условий:
- судно принадлежит организации или индивидуальному предпринимателю на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
- основным видом деятельности организации или индивидуального предпринимателя является осуществление грузовых перевозок.
Критерии определения пассажирских и (или) грузовых перевозок в качестве основного вида деятельности НК РФ не предусматривает. Соответствующие критерии приведены в пп. 17.2 п. 17 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, далее - Методические рекомендации). Согласно этому правилу подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:
- положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
- наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:
- получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
- систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);
- наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 ГК РФ.
Таким образом, если организация (открытое акционерное общество) имеет лицензию на осуществление грузовых перевозок и указанные перевозки являются для нее основным видом деятельности, принадлежащее организации на праве собственности грузовое судно транспортным налогом не облагается.
Этими же критериями руководствуются и контролирующие органы. Так, в письме Минфина России от 23.03.2012 N 03-05-04-04/10 отмечено, что налоговая преференция, предусмотренная пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, предоставляется организации и индивидуальному предпринимателю в отношении предназначенных для перевозки соответственно пассажиров и грузов пассажирских и грузовых морских, речных судов всех типов (включая буксиры), находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации. Аналогичный порядок применения пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ определен пп. 17.2 п. 17 Методических рекомендаций (см. также письмо Минфина России от 04.10.2010 N 03-05-05-04/19).
Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории РФ и на иных территориях, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Поэтому мы полагаем, что место государственной регистрации судна для целей применения льготы, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, правового значения не имеет.
Необходимо также заметить, что пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не называет в качестве условия его применения в отношении пассажирского или грузового судна, принадлежащего организации на праве собственности или ином вещном праве, необходимость его фактического использования в основной деятельности организации. Не содержат такого указания и Методические рекомендации. Из буквального прочтения упомянутой нормы НК РФ можно сделать вывод о том, что если для организации грузовые перевозки являются основным видом деятельности (что может подтверждаться положениями устава, наличием преобладающей доли выручки от осуществления грузовых перевозок в общем объеме доходов организации и т.д.), то транспортным налогом не облагаются все суда, предназначенные для осуществления перевозок грузов и принадлежащие организации на праве собственности или ином вещном праве, независимо от их использования в конкретный период времени в деятельности по перевозке грузов.
Косвенно этот вывод усматривается и из ряда разъяснений Минфина России (письма от 18.08.2010 N 03-05-05-04/17, от 22.07.2010 N 03-05-06-04/189), в которых сказано, что льгота по пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ представляется организации в отношении всех транспортных средств, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), если пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом деятельности организации.
Во многих случаях такого же мнения придерживаются и суды. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2012 N Ф04-875/12 указано, что толкуемой правовой нормой (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ) возможность применения льготы для собственников транспортных средств (судов), основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок, не ограничена необходимостью соблюдения дополнительного требования о том, что все льготируемые транспортные средства должны фактически использоваться налогоплательщиком для осуществления перевозочной деятельности (см. также решение Арбитражного суда Омской области от 28.05.2012 по делу N А46-10409/2011). По существу к аналогичному выводу пришел Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 24.12.2010 N 17АП-9387/10, отметивший, что предусмотренная пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ льгота по налогообложению транспортным налогом может применяться и в отношении грузовых судов, которые непосредственно не используются в перевозке грузов, а передаются налогоплательщиком в аренду без экипажа, поскольку в рассмотренной судом ситуации перевозочная деятельность является основным видом деятельности организации (что в данном случае было подтверждено справкой об объемах выручки) и упомянутые суда принадлежат ей на праве собственности.
Хотя, следует заметить, в некоторых ситуациях суды придерживаются иного мнения по этому вопросу, связывая освобождение от обязанности уплачивать транспортный налог в отношении транспортных средств с их фактическим использованием в перевозочной деятельности (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2010 по делу N А46-20301/2009). Поэтому в случае неиспользования судна по назначению организация, не учитывающая данный объект налогообложения при определении налоговой базы по транспортному налогу, возможно, будет вынуждена отстаивать свою позицию в суде.
Таким образом, подтверждением того, что грузовые перевозки являются для организации (открытого акционерного общества) основным видом деятельности, могут быть положения устава ОАО, которые определяют этот вид деятельности в качестве основного, наличие действующей лицензии на осуществление перевозок, показатели выручки организации от осуществления этого вида деятельности, систематичность оказания услуг по перевозке грузов соответствующим видом транспорта. Временное неиспользование того или иного судна в деятельности организации по осуществлению перевозок грузов, несовпадение места государственной регистрации этого судна с территорией, где в основном осуществляется деятельность организации, не влияют на определение основного вида деятельности для целей пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ и сами по себе не являются обстоятельствами, свидетельствующими о неправомерности применения предусмотренной этой нормой льготы в отношении такого судна.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Ответ прошел контроль качества
12 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.