У организации выручки за год нет, есть "входящий" НДС.
Можно ли принять к вычету НДС и предъявить его к возмещению из бюджета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговое законодательство не ставит условием для принятия к вычету сумм, предъявленных плательщику НДС, наличие или отсутствие налогооблагаемой базы по НДС в том же налоговом периоде.
Поэтому организация при отсутствии в налоговом периоде по НДС операций, облагаемых налогом, вправе принять к вычету НДС и предъявить его к возмещению из бюджета.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ. Вычеты предоставляются налогоплательщику при соблюдении следующих условий:
- товары (работы, услуги) должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- налогоплательщик должен иметь правильно оформленный счет-фактуру (п. 2 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Наличие или отсутствие налогооблагаемой базы по НДС в налоговом периоде не является условием для принятия к вычету сумм налога.
Следовательно, если товары (работы, услуги) были приобретены организацией для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, и были приняты к учету, а также имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура, то НДС может быть принят к вычету.
Пункт 2 ст. 173 НК РФ предусматривает, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.ст. 176, 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ.
Однако Минфин России и налоговые органы в течение многих лет последовательно придерживались позиции, что при отсутствии факта реализации за соответствующий налоговый период вычеты применять нельзя (смотрите письма Минфина России от 14.12.2011 N 03-07-14/124, от 08.12.2010 N 03-07-11/479, от 29.07.2010 N 03-07-11/317, от 22.06.2010 N 03-07-11/260, от 30.03.2010 N 03-07-11/79, от 01.10.2009 N 03-07-11/245, от 02.09.2008 N 07-05-06/191, от 25.12.2007 N 03-07-11/642, от 08.02.2006 N 03-04-08/35, от 29.07.2005 N 03-04-11/189, УФНС России по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16566, УФНС России по Московской области от 11.01.2007 N 23-26/0014).
При этом аргументы были следующими. На основании п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и подлежащие вычетам, уменьшают общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, которая, в свою очередь, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Поэтому если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по НДС не исчисляет, то принимать к вычету суммы "входного" НДС оснований не имеется. В связи с этим налоговые вычеты производятся не ранее того налогового периода, в котором возникает налоговая база по НДС.
Вместе с тем судьи, не соглашаясь с таким мнением, отмечали, что отсутствие налогооблагаемой базы не может служить основанием для отказа в предоставлении налоговых вычетов. Единый подход, указывающий на правомерность предъявления к вычету сумм "входного" НДС при отсутствии реализации, был закреплен в арбитражной практике Президиумом ВАС РФ в постановлении от 03.05.2006 N 14996/05 и в дальнейшем нашел отражение, в частности, в постановлениях ФАС Московского округа от 04.06.2010 N КА-А40/3998-10 по делу N А40-69408/09-87-398, ФАС Дальневосточного округа от 30.09.2009 N Ф03-4834/2009, ФАС Уральского округа от 10.06.2009 N Ф09-3804/09-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009 N А74-1458/2008-Ф02-6959/2008 и других.
В 2012 году позиция судов была учтена Минфином России и налоговыми органами (смотрите письма Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148, ФНС России от 28.02.2012 N ЕД-3-3/631@). Контролирующие органы признали, что если у налогоплательщика в истекшем налоговом периоде, за который представляется налоговая декларация по НДС, отсутствуют облагаемые операции, то он вправе заявить к вычету в этой декларации суммы налога, предъявленные ему при приобретении в истекшем налоговом периоде товаров (работ, услуг). Обращаем внимание, указанное письмо Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148 доведено письмом ФНС России от 07.12.2012 N ЕД-4-3/20687@ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Таким образом, учитывая официальную позицию финансового и налогового ведомств, в настоящее время налоговые инспекции на местах, скорее всего, отказывать налогоплательщикам в вычете НДС при отсутствии реализации в налоговом периоде, за который подается налоговая декларация по НДС, не будут.
Обращаем Ваше внимание, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ. При этом налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ) (п. 1 ст. 176 НК РФ). То есть представление декларации по НДС с суммой налога к возмещению влечет за собой обязательную камеральную проверку, в рамках которой необходимо будет представить документы, подтверждающие право на вычет.
Кроме того, если в налоговой декларации организации будет указана сумма налогового вычета в крупном размере, появляется риск проведения в отношении нее выездной налоговой проверки по НДС (письмо Минфина России от 19.11.2012 N 03-07-15/148).
Также обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п. 3 приложения N 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок" (далее - Приложение N 2) одним из критериев при отборе организации в качестве объекта для проведения выездных налоговых проверок является: "Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
24 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.