Жалоба
В Налоговом кодексе РФ термин "жалоба" определен как "обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права" (п. 1 ст. 138).
В Налоговом кодексе РФ употребляются также производные понятия: "право на обжалование", "порядок обжалования", "обжалуемый акт".
Право граждан на обжалование актов налоговых органов следует, прежде всего, из Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" (ст. 33). Гарантии реализации права на обращение, процедуры подачи и рассмотрения обращений устанавливаются специальным федеральным законом [1].
Право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц является одним из основных прав налогоплательщика (подп. 12 п. 1 ст. 21 и ст. 137 НК РФ).
Термины "жалоба" и "обжалование", используемые в Налоговом кодексе РФ, активно исследуются специалистами в области финансового и налогового права, а также учеными, занимающимися проблемами административного права.
Авторы комментария к части первой Налогового кодекса РФ, изданного под редакцией А.Н. Козырина, рассматривая правовую природу института обжалования в налоговом праве, пишут: "Право граждан и организаций обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей административно-правовых и иных построенных на началах неравенства сторон отношений. Акты субъектов власти могут оказаться дефектными в силу различных причин... Поэтому право одной стороны использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра" [3, с. 622].
Авторы учебника "Административная юрисдикция налоговых органов" все жалобы граждан в государственные органы подразделяют на два типа: административные - рассматриваемые во внесудебном, административном порядке; и судебные - рассматриваемые судами в порядке соответствующего судопроизводства [2]. Среди административных жалоб в учебнике предлагается различать общую административную жалобу и специальную.
"Право на общую административную жалобу является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Оно не ограничено по содержанию или каким-либо сроком. Предметом жалобы могут быть не только незаконные, но и аморальные деяния; интересы не только лица, направившего жалобу, но и интересы иных лиц, общественные интересы, нормативно-правовые акты, решения, противоправные деяния субъектов права" [2].
"Специальная административная жалоба направляется органам, уполномоченным принимать решения по существу на основании нормативно-правовых актов. ... Если нормами иного закона иного нормативного правового акта установлено новое понятие и (или) производство по жалобам заинтересованных лиц, то такие жалобы также называются специальными. Установление специального режима обжалования презюмирует цель экономичного, быстрого и квалифицированного рассмотрения дела и, в связи с этим, усиления защиты прав граждан" [2]. Жалобы, подача которых регламентируются нормами Налогового кодекса РФ, авторы учебника "Административная юрисдикция налоговых органов" относят к специальным административным жалобам.
Н.П. Кучерявенко указывает, что и в России и в Украине, законодатель выделяет два различных способа реализации права на защиту: режим административного согласования (жалоба) и режим судебного разбирательства (иск) [5, с. 443]. "Административное согласование реализуется через процедуры обжалования актов налоговых органов и разрешения споров между налогоплательщиками и представителями налоговых органов в рамках самой системы налоговых органов" [5, с. 442].
К преимуществам административного порядка обжалования И.И. Кучеров относит отсутствие требований по уплате государственной пошлины и упрощенную процедуру рассмотрения жалоб [4, с. 297].
Помимо названных авторы учебника "Налоговое право", изданного под редакцией С.Г. Пепеляева, выделяют такие преимущества административного обжалования, как: возможность самостоятельно защищать свои права, не пользуясь услугами юристов; быстрое рассмотрение жалобы; возможность даже при отрицательном результате обжалования уяснить позицию налогового органа и получить таким образом возможность более тщательной подготовки к защите своей позиции при рассмотрении дела в суде [6, с. 562].
И.А. Хаванова использует понятие "налоговая жалоба" и рассматривает ее как элемент досудебного порядка обжалования актов налоговых органов. В жалобе исследователь выделяет процессуальную и материальную стороны: "Процессуальная сторона жалобы на решение налогового органа - обращение в вышестоящий налоговый орган, материальная - требование об отмене или изменении данного решения. При этом в иерархии признаков жалобы первым в силу особой значимости является требование (просьба) о защите, вторым - обращение как необходимое процессуальное действие. Иными словами, нет жалобы без обращения в установленной форме, но и обращение, не содержащее требования (просьбы), не может быть признано жалобой, поскольку может иметь: а) информационный характер, б) характер запроса о предоставлении сведений или разъяснений, в) характер ходатайства о совершении каких-либо действий, не обусловленного нарушением прав и законных интересов обратившегося" [7].
Наиболее точно соответствует содержанию института, закрепленного в Налоговом кодексе РФ, по мнению И.А. Хавановой, термин "налоговая жалоба", поскольку в нем отражается, в защиту каких прав обращается субъект, каким законодательством регламентирован порядок подачи и рассмотрения жалобы, каковы правовые последствия подачи жалобы. Ученый формулирует определение "налоговой жалобы как материально-правового требования, вытекающего из спорного налогового правоотношения и обращенного к вышестоящему налоговому органу (вышестоящему должностному лицу), в чьи полномочия входят отмена, изменение вынесенного решения, принятие нового решения, устранение нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, причиненных действием или бездействием должностных лиц налоговых органов" [7].
До вступления в силу в августе 2013 г. очередных изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, в нем использовались термины "аналогичная жалоба" и "повторная жалоба".
По общему правилу Налоговый кодекс РФ допускал при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Исключением было обжалование решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Такие решения могли быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.
В настоящее время предварительный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган распространен на большинство актов налоговых органов ненормативного характера, действия и бездействие их должностных лиц. Исключение составляют акты ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц (п. 2 ст. 138).
Аналогичными, как справедливо указывала И.А. Хаванова, являются жалобы, которые совпадают по всем основным (существенным) параметрам (предмет, объект, основания, субъект жалобы). Аналогичная жалоба может быть последовательно подана в юрисдикционные органы в порядке возрастания компетенции, однако не может быть повторно рассмотрена одним и тем же органом. По общему правилу пересмотр одного и того же акта одним и тем же органом на основании аналогичной жалобы, обусловленный желанием субъекта повторно рассмотреть дело, не допускается [7].
При определении последствий отзыва жалобы в Налоговом кодексе РФ, в редакции, действовавшей до августа 2013 г., указывалось:"Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу" (ст. 139).
И.А. Хаванова указывала: "При решении вопроса о возможности подачи повторной жалобы в тот же налоговый орган законодатель допускает повторное обращение с жалобой исключительно при несовпадении оснований жалоб" [7].
Данное правило, по сути, сохранено в Налоговом кодексе РФ, но уточнены были формулировки налогово-правовых норм. В результате уточнения в Налоговом кодексе РФ более не используется термин "повторная жалоба".
Список литературы
1. Федеральный закон от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
2. Административная юрисдикция налоговых органов: учебник / Е.А. Алехин, Л.М. Ведерников, А.М. Воронов и др. / Под ред. М.А. Лапиной. М.: ВГНА Минфина России, 2012. - 346 с.
3. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / А.Н. Козырин [и др.] / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 656 с. (с. 622).
4. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. - 360 с.
5. Кучерявенко Н.П. Налоговые процедуры: правовая природа и классификация: Монография. Киев: Правоваеднисть, 2009. - 496 с.
6. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004. - 591 с.
7. Хаванова И.А. Налоговая жалоба: сравнительно-правовое исследование / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2013. - 184 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.
Авторы материалов сборника
Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Руководитель авторского коллектива издания. Подготовленные термины: Бенефициарный собственник, Двойное (многократное) налогообложение, Косвенные налоги, Международное налоговое право, Налоговая политика, Налоговая система, Налоговое администрирование, Налоговое бремя, Налоговые вычеты, Налоговые льготы, Низконалоговые юрисдикции, Постоянное представительство иностранной организации, Прямые налоги, Соглашения об избежании двойного налогообложения.
Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.
Подготовленные термины: Доход, Законодательство о налогах и сборах, Источник налога, Налоговое преступление, Налоговый суверенитет, Налоговый учет, Сбор (пошлина), Формы вины.
Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.
Подготовленные термины: Акт налоговой проверки, Апелляционная жалоба, Жалоба, Исковая давность, Налоговая декларация, Налоговая ответственность, Налоговое уведомление, Налоговый контроль, Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, Пеня, Порядок уплаты налогов и сборов, Решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Подготовленные термины: Налоговый период, Недоимка, Порядок исчисления налогов и сборов, Представительство в налоговых правоотношениях, Реализация товаров, работ или услуг, Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, Срок уплаты налогов (сборов), Элементы налогообложения.
Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.
Подготовленные термины: Возврат налога, Зачет налога, Налоговая выгода, Налоговая обязанность (налоговое обязательство), Налоговая правосубъектность, Налоговые правоотношения, Участники налоговых правоотношений.
Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Подготовленные термины: Авансовые платежи, Арест имущества, Залог имущества, Консолидированная группа налогоплательщиков, Налоговая санкция, Налоговое правонарушение, Организация, Поручительство, Рыночная цена товара (работы, услуг), Штраф.
Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.
Подготовленные термины: Налоговая тайна, Принципы налогообложения, Решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, Трансфертное ценообразование, Уклонение от уплаты налогов.
Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Подготовленные термины: Изменение срока уплаты налога и сбора, Отсрочка (рассрочка) по уплате налога, Требование об уплате налога.
Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Подготовленные термины: Налоговая база, Налоговая ставка, Налогоплательщик, Объект налогообложения.
Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).
Подготовленные термины: Налог, Налоговая оптимизация.