Правила
пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении
(ПППВ)
27 - 28 октября 2009 г., 20 - 21 октября 2010 г., 17 - 18 мая 2012 г.
1. Общие правила
1.1. Настоящие Правила распространяются на все вагоны пассажирского парка, независимо от их принадлежности, допускаемые к обращению в международном сообщении по железным дорогам государств-участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, железнодорожные администрации которых далее именуются Сторонами.
1.2. Все расчеты, вытекающие из настоящих Правил, производятся в порядке и в сроки, установленные Правилами комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики. Расчеты могут производиться и на основании договоров, заключенных между отдельными железными дорогами, если этими договорами не будут затрагиваться интересы других железных дорог.
1.3. Стороны могут заключать между собой отдельные соглашения о взаимном пользовании вагонами, создании складов запасных частей для ремонта вагонов, если эти соглашения не будут затрагивать интересы других Сторон.
1.4. Пользование парком пассажирских вагонов (далее - вагоны) осуществляется на основе согласованных графиков движения пассажирских поездов и технологии их обращения по железным дорогам Сторон.
1.5. Изменения и дополнения в настоящие Правила утверждаются Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.
2. Условия допуска пассажирских вагонов к обращению
2.1. К обращению в международном сообщении по железным дорогам допускаются пассажирские вагоны, годные для эксплуатации в международном сообщении и соответствующие Техническим требованиям, предъявляемым к вагонам пассажирского парка в международном сообщении (далее - Технические требования), предусмотренным в Приложении N 1 к настоящим Правилам.
2.2. Нагрузка на ось пассажирского вагона не должна превышать величину, допускаемую на линиях железных дорог следования.
3. Порядок предоставления пассажирских вагонов
Порядок предоставления вагонов, их количество, необходимое для обеспечения перевозок пассажиров, маршруты и расписания следования согласовываются Сторонами на каждый период действия графика движения поездов в соответствии с Порядком управления маршрутами прямого международного пассажирского железнодорожного сообщения.
4. Передача пассажирских вагонов
4.1. Передача вагонов производится на железнодорожных передаточных станциях, устанавливаемых по согласованию между смежными Сторонами, по натурному листу пассажирского поезда (далее - натурный лист) (Приложение N 2 к настоящим Правилам), прилагаемому к рейсовому журналу начальника поезда.
4.2. К передаче должны предъявляться только вагоны, отвечающие Техническим требованиям и годные для эксплуатации. Железная дорога - собственница (собственник вагонов) обязана принимать свои вагоны, независимо от их технического состояния, за исключением вагонов, поврежденных по вине другой Стороны, возврат которых на дорогу-собственницу согласовывается причастными Сторонами.
В случае передачи на железную дорогу-собственницу (собственнику вагонов) или на транзитную железную дорогу для возврата дороге-собственнице (собственнику вагонов) с ее согласия неисправного или поврежденного, не пригодного для эксплуатации пассажирского вагона (не удовлетворяющего Техническим требованиям), состояние вагона должно быть удостоверено актом, составляемым сдающей железной дорогой по форме, предусмотренной в Приложении N 3 к настоящим Правилам, в трех экземплярах. Этот акт подписывается представителями обеих железных дорог.
4.2.1. При отправке поврежденного пассажирского вагона на железную дорогу-собственницу (собственнику вагонов) составляется акт по форме Приложения N 3 в трех экземплярах, из которых один экземпляр остается на железной дороге, повредившей вагон, второй следует с перевозочными документами, а третий направляется железной дороге-собственнице вагона (собственнику вагонов) не позднее 15 суток со дня повреждения вагона.
4.2.2. Подписанный обеими Сторонами акт является основанием для взаиморасчетов.
4.3. Пассажирские вагоны могут быть не приняты по следующим причинам:
4.3.1. если пассажирские вагоны не удовлетворяют требованиям пункта 4.2 настоящих Правил;
4.3.2. при перерыве движения поездов между пограничными станциями по пути следования пассажирских вагонов, если передача вагонов невозможна по другому пути следования, о чем должны быть своевременно поставлены в известность заинтересованные Стороны;
4.3.3. если железные дороги запрещают прием пассажирских вагонов, о чем должны быть своевременно поставлены в известность заинтересованные Стороны;
4.3.4. если пассажирские вагоны проследовали через район, в котором установлен медицинский карантин в связи с эпидемией, и не имеется удостоверения о том, что они прошли санитарную обработку;
4.3.5. если принимающей Стороне известно, что пассажирские вагоны были использованы для перевозки пассажиров, больных инфекционными заболеваниями.
4.4. Во всех случаях неприема пассажирских вагонов, уполномоченные представители Сторон составляют акт по форме, предусмотренной в Приложении N 4 к настоящим Правилам.
Номера не принятых пассажирских вагонов должны вычеркиваться в натурном листе с заверением подписями уполномоченных представителей Сторон.
Акт составляется в двух экземплярах, из которых каждая Сторона получает по одному экземпляру.
Не принятые пассажирские вагоны возвращаются на пограничную железнодорожную станцию Стороны, сдающей вагоны по натурному листу с отметкой "Непринятые", со ссылкой на акт неприема.
5. Условия пользования пассажирскими вагонами
5.1. Вагоны, принятые Стороной, должны быть использованы по их прямому назначению.
Использование пассажирских вагонов не по прямому назначению может быть допущено в чрезвычайных обстоятельствах по согласованию Сторон.
5.2. Стороны обязаны обеспечить курсирование пассажирских вагонов в международном сообщении по согласованному графику движения поездов.
5.3. В случае, если пассажирские вагоны прибыли с опозданием на железнодорожную станцию, на которой они должны быть прицеплены к другому поезду, после отправления его по установленному графику, то такие вагоны должны быть отправлены на железнодорожную станцию назначения с первым отходящим пассажирским поездом. Железнодорожная станция должна немедленно известить об этом телеграммой причастные Стороны, железные дороги, расположенные по пути следования, железнодорожные станции отправления и назначения, пограничные железнодорожные станции участвующих железных дорог. В телеграмме указывается дата опоздания пассажирского вагона, номер поезда, номер опоздавшего и номер предоставленного взамен вагона, номер поезда, с которым прибудет на конечную железнодорожную станцию опоздавший вагон.
На железнодорожной станции назначения пассажирский вагон, прибывший с опозданием, включается в свой поезд регулярного сообщения. В случае, если вагон не мог быть прицеплен к регулярному поезду, в этом поезде остается вагон, предоставленный взамен. В случае отсутствия последнего, железнодорожная станция назначения предоставляет свой вагон для включения в состав поезда.
5.4. Стороны могут оказывать друг другу помощь вагонами пассажирского парка для обеспечения международных пассажирских перевозок.
6. Исключение пассажирских вагонов из поездов
6.1. В случае исключения пассажирских вагонов из поездов железнодорожная станция (железная дорога) исключившая их, немедленно сообщает об этом телеграммой причастным Сторонам, железной дороге-собственнице (собственнику вагонов), железнодорожным станциям отправления и назначения (оборота), пограничной железнодорожной станции, а также железным дорогам, по которым должны были следовать эти вагоны.
В телеграмме должны быть указаны: номера пассажирских вагонов, железная дорога-собственница (собственник вагонов), тип вагона, наименование сообщения, номер поезда, порядковые номера вагонов в поезде, станция и дата исключения, причины исключения, а также данные о предполагаемом обратном включении вагонов в поезд или данные о возвращении вагонов в составе соответствующих поездов.
6.2. Исключенные из поездов пассажирские вагоны должны, по возможности, заменяться другими вагонами такого же типа. Об этом сообщается телеграммой причастным Сторонам, железным дорогам следования, железнодорожным станциям отправления и назначения (оборота), а также пограничным железнодорожным станциям, с указанием типа вагонов и количества мест.
Пассажирские вагоны, исключенные из поездов регулярного сообщения, после устранения неисправностей, вызвавших отцепку, должны быть опять включены в плановое обращение.
7. Материальная ответственность за необеспечение безопасного проследования пассажирских вагонов
7.1. Расследование крушений, аварий, пожаров и других происшествий с пассажирскими поездами и установление ответственности Сторон производится в соответствии с "Инструкцией о порядке совместных действий железнодорожных администраций государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики по служебному расследованию нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе", утвержденной Советом по железнодорожному транспорту.
7.2. Стороны несут материальную ответственность за необеспечение безопасного проследования пассажирских поездов (вагонов).
Протоколом от 17-18 мая 2012 г. в пункт 7.3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2012 г.
7.3. Железные дороги-собственницы (собственники вагонов), не обеспечившие гарантированного проследования пассажирских поездов своего формирования до пункта оборота и обратно, оплачивают стоимость услуг по замене или ремонту вагонов, деталей и агрегатов. При неисправности пассажирских вагонов, определяемой в соответствии с Техническими требованиями, предъявляемыми к вагонам пассажирского парка в международном сообщении (Приложение N 1 к настоящим Правилам), оплате подлежит замена (ремонт) следующих узлов и деталей вагонов:
а) колесных пар,
б) приводов генераторов,
в) автосцепного устройства, кроме деталей головы автосцепки,
г) гидравлических амортизаторов,
д) деталей рессорного подвешивания тележек,
е) воздухораспределителей,
ж) авторегуляторов,
з) тяговых поводков,
и) аккумуляторных батарей,
к) заправка хладагентом.
Выполненные работы по замене (ремонту) узлов и деталей пассажирских вагонов оформляются Актом в соответствии с Приложением N 9 к настоящим Правилам.
О каждом таком случае в суточный срок железная дорога-пользовательница информирует телеграфом причастную Сторону, собственника вагона, вагонные депо и вагоноремонтные заводы, на которых проходил последний плановый ремонт пассажирского вагона или колесной пары.
Счета, в которые включаются фактические суммы затрат на восстановление работоспособности вагона в швейцарских франках, предъявляются Стороне железной дороги-собственницы (собственнику вагона), с приложением Акта выполненных работ по замене (ремонту) узлов и деталей пассажирского вагона, подлежащих оплате, акта служебного расследования, копий уведомлений на отцепку и выпуск вагона из ремонта и калькуляций на выполненные работы.
7.4. При расчете за поврежденные пассажирские вагоны применяется, по согласованию Сторон, следующий порядок:
- поврежденные вагоны ремонтируются в сроки, согласованные Сторонами;
- поврежденные вагоны остаются Стороне, их повредившей, а собственнику передаются вагоны исправные, равноценные поврежденным по сроку службы и техническому состоянию до повреждения.
7.5. Обо всех случаях необоснованного отказа в оплате счетов по оказанию услуг Стороны информируют Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества для рассмотрения.
7.6. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке.
8. Эксплуатация пассажирских вагонов
8.1. Обслуживание в пассажирском вагоне пассажиров производится персоналом железной дороги-собственницы (собственника) вагона.
8.2. Пассажирские вагоны обеспечиваются железной дорогой следования углем или электрическим отоплением, водой, с последующей оплатой полученного угля дорогой формирования.
Обслуживающий персонал пассажирских вагонов должен выдавать на уголь соответствующие требования по форме Приложения N 5 к настоящим Правилам. Требования должны составляться в трех экземплярах, из которых два экземпляра получает железная дорога, выдавшая уголь, а один экземпляр (корешок требования) остается у железной дороги, выдавшей это требование.
8.3. Железные дороги обязаны своевременно и бесплатно передавать служебные телеграммы, связанные с курсированием пассажирских вагонов в международном сообщении.
8.4. Обслуживающий персонал пассажирских вагонов по всем вопросам, касающимся экипировки вагонов, подачи служебных телеграмм, оказания медицинской помощи и т.д. должен обращаться к дежурному по станции или вокзалу.
9. Внутреннее оборудование и инвентарь пассажирских вагонов
9.1. Железные дороги-собственницы (собственники) спальных вагонов обязаны обеспечивать эти вагоны постельными принадлежностями и оборудованием в количестве, необходимом для полного удовлетворения потребностей пассажиров на всем пути их следования туда и обратно.
9.2. Внутреннее оборудование и инвентарь пассажирских вагонов должны быть перечислены в инвентарной описи по образцу формы, предусмотренной в Приложении N 6 к настоящим Правилам с указанием стоимости в национальной валюте. Опись составляется на языке государства железной дороги-собственницы (собственника) пассажирского вагона с обязательным переводом на русский язык и хранится в вагоне.
9.3. Ответственность за внутреннее оборудование и инвентарь пассажирских вагонов:
- сопровождаемых персоналом железной дороги-собственницы (собственника вагона), несет персонал этих вагонов, однако, в случае отцепки от поезда вагона, сопровождаемого персоналом и отставленного в ремонт, железная дорога отцепки должна составить опись в двух экземплярах о внутреннем оборудовании. После ремонта пассажирского вагона направляется телеграфное извещение о приеме вагона. При передаче вагона сопровождающему персоналу железной дороги-собственницы (собственнику вагона) в случае недостатков составляется акт по форме, предусмотренной в Приложении N 7 к настоящим Правилам;
- не сопровождаемых персоналом железной дороги-собственницы (собственника вагона), несет железная дорога следования этих пассажирских вагонов.
10. Очистка и дезинфекция пассажирских вагонов
10.1. Железные дороги обязаны производить тщательную внутреннюю очистку пассажирских вагонов на железнодорожных станциях отправления и назначения, а также на предусмотренных графиком движения поездов станциях пути следования. Наружная очистка, как правило, производится в пунктах формирования, а в пунктах оборота - по отдельным договорам.
10.2. Очистка и дезинфекция пассажирских вагонов внутри и снаружи производится при помощи средств и действий, не причиняющих вагонам и их оборудованию повреждений.
10.3. Пассажирские вагоны, которые были использованы для перевозки инфекционных больных, после освобождения их от пассажиров или животных должны быть немедленно продезинфицированы и очищены по правилам санитарной службы государства, на железных дорогах которого производится дезинфекция.
10.4. В случае, если пассажирские вагоны проследовали через район, в котором установлен медицинский карантин в связи с эпидемией, то эти вагоны перед сдачей на другие железные дороги должны быть продезинфицированы.
10.5. В целях предупреждения некоторых заразных болезней железные дороги в пути следования вагонов могут производить за свой счет дезинфекцию туалетов во всех вагонах, включая и те, которые обслуживаются служебным персоналом железной дороги-собственницы (собственника) вагона, согласно санитарным правилам железной дороги, на которой производится дезинфекция.
10.6. Очистка экологически чистых туалетных комплексов (ЭЧТК) пассажирских вагонов осуществляется по двустороннему соглашению.
11. Текущее содержание и ремонт пассажирских вагонов
11.1. В целях обеспечения единой технической политики и содержания вагонов в технически исправном состоянии на железных дорогах Сторон сохраняются действующие нормативные акты, стандарты, правила, инструкции, технические условия на строительство, ремонт, модернизацию и техническое обслуживание пассажирских вагонов, регламентирующие работу железных дорог в области безопасности движения поездов, пассажиров и обслуживающего поезда персонала с соблюдением национального законодательства каждого государства, если это не затрагивает интересы другого государства. Перед началом курсирования вагонов новой конструкции Сторонам передается нормативная документация по их техническому обслуживанию.
Протоколом от 17-18 мая 2012 г. в пункт 11.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2012 г.
11.2. Техническое обслуживание вагонов (технический осмотр, текущий безотцепочный ремонт), а также устранение неисправностей, происшедших при эксплуатации вагонов, кроме замены узлов и деталей вагонов, перечисленных в п. 7.3 настоящих Правил производится средствами и за счет той дороги, на которой находятся вагоны. При ремонте вагонов применяются материалы и запасные части соответствующего стандарта и качества. При отсутствии оригинальных запасных частей, необходимых для ремонта поврежденных вагонов, Сторона, производящая ремонт, по согласованию может запросить нужные запчасти у собственника вагона. Изменение конструкции вагонов и их узлов не допускается.
В тех случаях, когда вагон отцепляют в пути следования по технической неисправности и он не подлежит восстановлению, то возвращение его на дорогу-собственницу (собственнику вагона) решается по согласованию заинтересованных причастных Сторон.
Поврежденные запасные части, узлы и детали, перечисленные в п.11.2, возвращаются по согласованию заинтересованных Сторон дороге-собственнице (собственнику вагонов) независимо от их состояния.
11.3. Плановые виды ремонта и техническое обслуживание пассажирских вагонов производятся железной дорогой-собственницей (собственником вагонов) в соответствии с "Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов)", не позднее сроков, установленных Приложением N 8 к настоящим Правилам.
11.4. Железная дорога-собственница (собственник вагонов) не должна включать в состав пассажирского поезда вагоны, срок планового ремонта которых истекает в пути следования до возвращения его в пункт формирования.
Текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов, который необходим по вине дороги-собственницы (собственника вагонов), железная дорога-пользовательница выполняет в соответствии с действующим технологическим процессом за счет Стороны железной дороги-собственницы (собственника вагонов) на основании калькуляций за выполненный ремонт и использованные запчасти.
12. Возмещение за утраченные пассажирские вагоны
12.1. Утраченными пассажирскими вагонами считаются вагоны, не возвращенные на железную дорогу-собственницу (собственнику вагонов) в течение трех месяцев со дня пересечения границы.
12.2. Железная дорога Стороны, на которой был утрачен пассажирский вагон, извещает об этом причастную Сторону и железную дорогу-собственницу (собственника вагона) телеграммой с указанием в ней номера пассажирского вагона, номера поезда, наименования сообщения, в котором курсировал вагон, и причины утраты вагона.
12.3. Если пассажирский вагон не вернется железной дороге-собственнице (собственнику вагонов) в течение трех месяцев со дня его передачи с железной дороги-собственницы (собственника вагонов) на другую железную дорогу, то железная дорога-пользовательница возмещает железной дороге-собственнице (собственнику вагонов) причиненный ущерб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (ППВ)
Настоящие Правила действуют с 1 января 2009 г.
Текст Правил официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол семьдесят второго заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (16 июня 2020 г., проведено в режиме заочного рассмотрения)
Текст приводится без учета названных изменений
Протокол шестьдесят восьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Бишкек, 17-18 мая 2018 г.)
Изменения вступают в силу с 18 мая и 1 сентября 2018 г.
Протокол шестьдесят пятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств- участников Содружества (Таллин, 26-27 октября 2016 г.)
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Протокол шестьдесят четвертого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Тбилиси, 18-19 мая 2016 г.)
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Протокол шестьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Ташкент, 4 - 5 ноября 2015 г.)
Изменения в приложение N 2 к настоящим Правилам вступают в силу с 1 января 2017 г.
Протокол шестьдесят второго заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Минск, 20 - 21 мая 2015 г.)
Протокол пятьдесят шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (г. Москва, 17 - 18 мая 2012 г.)
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.
Протокол пятьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Вильнюс, 20 - 21 октября 2010 г.)
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Протокол пятьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Ташкент, 27 - 28 октября 2009 г.)
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.