Новые рекомендации для спортивных организаций
28.04.2014 прекратили свое действие Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденные Приказом Минспорта РФ от 24.10.2012 N 325. Теперь органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителям и специалистам организаций, осуществляющих спортивную подготовку, следует использовать в своей деятельности, в том числе для разработки нормативных правовых и локальных нормативных актов, новые Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации*(1) (далее - Рекомендации). Не только изменилась сама структура рекомендаций (появился новый раздел и новые приложения), но претерпели изменения и некоторые положения. Каковы же основные изменения и дополнения в спортивной подготовке? Рассмотрим в этой статье.
Нормативно-правовое регулирование
В первую очередь новыми Рекомендациями установлены нормативно-правовые основы организации спортивной подготовки.
Так, организация спортивной подготовки осуществляется в соответствии с законодательством РФ, в том числе Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 329-ФЗ), нормативными правовыми актами Минспорта, федеральными стандартами спортивной подготовки по соответствующим видам спорта.
Образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, также руководствуются законодательством в сфере образования, в том числе следующими приказами Минспорта, принятыми во исполнение ст. 84 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании):
- от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам";
- от 12.09.2013 N 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта";
- от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта".
По вопросам, не урегулированным на федеральном уровне, органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления рекомендуется в пределах своей компетенции принимать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления спортивной подготовки, руководствуясь Рекомендациями.
По вопросам, не отнесенным к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организациям, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется самостоятельно разрабатывать и принимать локальные нормативные акты по вопросам своей деятельности, разработанные с учетом Рекомендаций (п. 1.1).
Субъекты спортивной подготовки
Некоторые изменения коснулись субъектов спортивной подготовки. Их перечень в основном остался прежним. К ним относятся:
- органы управления в области физической культуры и спорта;
- организации, осуществляющие спортивную подготовку;
- лица, проходящие спортивную подготовку;
- спортивные сборные команды;
- лица, осуществляющие спортивную подготовку, под которыми понимаются тренеры, тренеры-преподаватели и другие специалисты, непосредственно участвующие в осуществлении спортивной подготовки;
- медицинские организации и работники;
- иные специалисты, необходимые для обеспечения спортивной подготовки.
Новыми Рекомендациями этот перечень дополнен, появился новый субъект - волонтеры.
Волонтерами могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность (п. 3.1 ст. 2 Закона N 329-ФЗ).
Примечание. Волонтеры - лица, осуществляющие безвозмездное выполнение работ, связанных с организацией спортивной подготовки, в том числе сопровождение спортсменов на спортивные мероприятия, деятельность в качестве лица, осуществляющего спортивную подготовку.
Работу с волонтерами рекомендуется организовать на постоянной системной основе с привлечением к этой деятельности законных представителей занимающихся, лиц, проходящих спортивную подготовку, спортсменов, ранее проходивших спортивную подготовку, студентов профессиональных образовательных организаций, в том числе создавая в структуре организации волонтерский центр (клуб, отделение) (п. 1.8 Рекомендаций).
К субъекту "организации, осуществляющие спортивную подготовку" согласно п. 1.2.2 Рекомендаций относятся физкультурно-спортивные организации, одной из целей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки на территории РФ, в том числе центры спортивной подготовки, а также организации дополнительного образования детей и профессиональные образовательные организации, ведущие деятельность в области физической культуры и спорта (ч. 1 ст. 34.1 Закона N 329-ФЗ).
К такому субъекту, как "лица, проходящие спортивную подготовку", новыми Рекомендациями помимо спортсмена и спортсмена-инструктора отнесен спортсмен-ведущий (при реализации программ спортивной подготовки по виду спорта "спорт слепых") (п. 1.2.3).
Также данным пунктом установлено, что в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в целях оперативного учета и реализации различных программ спортивной подготовки спортсмены могут подразделяться на переменный и постоянный составы. При этом критерии отнесения спортсменов к данным составам рекомендуется определять локальными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку.
Несколько изменен перечень лиц, осуществляющих спортивную подготовку. Согласно п. 1.2.5 Рекомендаций к ним относятся:
- тренер;
- старший тренер;
- тренер-преподаватель;
- старший тренер-преподаватель;
- тренер-консультант;
- тренер спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине);
- старший тренер спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине);
- старший тренер по резерву спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине);
- главный тренер спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине);
- тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);
- старший тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);
- старший тренер по резерву спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);
- главный тренер спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине);
- государственный тренер (по виду спорта, спортивной дисциплине).
Выделен перечень лиц, осуществляющих спортивную подготовку по адаптивным видам спорта:
- тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре;
- старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре;
- инструктор по адаптивной физической культуре;
- инструктор-методист по адаптивной физической культуре;
- инструктор-методист спортивной сборной команды Российской Федерации по адаптивной физической культуре;
- старший инструктор-методист по адаптивной физической культуре.
Штатное расписание
Изменения и дополнения коснулись вопросов кадрового обеспечения, в том числе штатного расписания.
Сам по себе порядок утверждения штатного расписания не изменился и также относится к компетенции руководителя учреждения.
Региональным и муниципальным органам управления в области физической культуры и спорта, исполняющим функции и полномочия учредителя организаций, осуществляющих спортивную подготовку, рекомендуется ежегодно запрашивать от подведомственной организации обоснование и расчет фонда оплаты труда и учитывать представленные расчеты при формировании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке. Согласование учредителем для подведомственной организации штатное расписание унифицированной формы Т-3, внесение в него изменений, а также согласование приема на работу конкретных работников (в том числе заместителей директора, главного бухгалтера) законодательством не предусмотрено. Данные вопросы входят в компетенцию руководителя (директора) организации, осуществляющей спортивную подготовку.
В таблице N 2 новых Рекомендаций приводится примерный расчет количества ставок для включения в штатное расписание организации, осуществляющей спортивную подготовку. В него включаются как лица, проходящие спортивную подготовку, так и лица, осуществляющие спортивную подготовку. Кроме этого, в штатное расписание рекомендуется вводить ставки старшего тренера, старшего тренера-преподавателя, старшего инструктора-методиста, если данный работник осуществляет координацию и контроль реализации утвержденной в организации многолетней программы спортивной подготовки и под его руководством работают не менее двух специалистов, непосредственно участвующих в реализации программы спортивной подготовки.
Обратите внимание! В Рекомендациях отмечено, что включение в штатное расписание должностей педагогических и медицинских работников возможно при наличии соответствующей лицензии на право осуществления деятельности в соответствии с действующим законодательством.
В целях стандартизации подходов к определению штатной численности и формированию организационной структуры учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, предлагается использовать методику расчета отнесения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, к определенной категории (первой, второй, третьей или четвертой). Для этого следует обратиться к таблице N 3.
К сведению. В предыдущих рекомендациях также содержалась методика расчета отнесения организаций к определенной категории, но сейчас она несколько изменена.
Сначала рекомендуется установить плановые показатели для расчета категории структурного подразделения (отделения):
- показатель 1 - контингент организации, под которым понимается численность детей, в возрасте 6-15 лет, которым могут быть оказаны соответствующие услуги по спортивной подготовке в данной организации на основании плана комплектования организации, заключенных договоров по спортивной подготовке (человек). Рассчитывается на основе данных статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения 5-ФК "Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку" (Приказ Росстата от 26.12.2013 N 500 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку");
- показатель 2 - численность спортсменов, имеющих спортивный разряд, спортивное звание и проходящих спортивную подготовку в данной организации (человек). Рассчитывается на основе данных формы 5-ФК;
- показатель 3 - годовой объем участия в официальных спортивных мероприятиях (человеко-дней). Рассчитывается как сумма произведений количества участников мероприятия на количество дней мероприятия на основе исполнения утвержденного календарного плана работы за предыдущий год;
- показатель 4 - суммарная единовременная пропускная способность объектов спорта (спортивных сооружений), регулярно используемых организацией для осуществления спортивной подготовки (человек). Рассчитывается на основе данных технических паспортов объектов спорта (спортивных сооружений) и их фактического технического состояния;
- показатель 5 - численность спортсменов, участвующих в чемпионатах и первенствах России, Европы, мира, а также Олимпийских играх. Рассчитывается на основе результатов, указанных в протоколах официальных спортивных соревнований.
После определения показателей необходимо рассчитать набранное количество баллов в соответствии с рекомендуемыми расчетными показателями в баллах для отнесения организации к одной из категорий (первой, второй, третьей, четвертой). Затем определяют категорию организации. Так:
К первой категории относятся организации, имеющие в своем составе структурные подразделения (отделения), сумма расчетных плановых показателей которых превышает 20 баллов.
Ко второй - имеющие в своем составе структурные подразделения (отделения), сумма расчетных плановых показателей которых от 15 до 20 баллов.
К третьей - имеющие в своем составе структурные подразделения (отделения), сумма расчетных плановых показателей которых от 10 до 14 баллов.
К четвертой - имеющие в своем составе структурные подразделения (отделения), сумма расчетных плановых показателей которых не превышает 9 баллов.
По сравнению с прежними рекомендациями изменились характеристика планового показателя 2, появился новый показатель 5. В целом изменился весь расчет, а также количество баллов для отнесения организации к соответствующей категории.
Тарификационные списки
Количественный расчет кадровой потребности организации осуществляется на основе тарификационных списков работников. В планово-расчетные показатели рекомендуется включать количество лиц, осуществляющих спортивную подготовку, а также режим эксплуатации спортивных сооружений, на которых осуществляется реализация программ спортивной подготовки. Согласно п. 2.4.2 Рекомендаций такие спортивные сооружения в этих случаях должны находиться в собственности организации или передаваться ей на праве оперативного управления.
Кроме этого, внесено дополнение о расчете работников, осуществляющих методическую деятельность. Для организации и осуществления методической (научно-методической) деятельности в штатное расписание рекомендуется вводить ставки инструкторов-методистов (методистов) из расчета одна такая ставка на шесть ставок тренеров-преподавателей, при этом возможно создание соответствующего структурного подразделения (методический отдел, кабинет, служба) (п. 12.1 Приказа Минспорта РФ от 27.12.2013 N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта").
Отмечено также, что тарифицирование специалистов, участвующих в реализации программ спортивной подготовки с несколькими группами занимающихся, в том числе и одновременно, может осуществляться с применением разных методов по каждой группе занимающихся. При этом не допускается применение нескольких методов одновременно к тарифицированию работы специалистов с одной и той же группой занимающихся, закрепленных за специалистом соответствующим распорядительным актом организации (приказом руководителя). Рекомендуется тарифицирование работников составлять ежегодно, не позднее чем за две недели до начала тренировочного (спортивного) сезона.
Предельную штатную численность тренерского состава рекомендуется определять на основании сводного плана комплектования организации, осуществляющей спортивную подготовку, утверждаемого учредителем и сформированного на основе планов комплектования по каждому виду спорта отдельно. При этом рекомендуется учитывать количество тренировочных групп и количество часов, предусмотренных реализуемыми программами (спортивной подготовки и, при наличии, дополнительных общеобразовательных).
Рекомендуемая форма сводного плана комплектования организации, осуществляющей спортивную подготовку, приведена в приложении 1 к Рекомендациям.
Повышение квалификации и аттестация
Основным изменением в порядке прохождения повышения квалификации и профессиональной подготовки (переподготовки) является периодичность. Она ставится в зависимость от категории лиц, осуществляющих спортивную подготовку.
Так, согласно ч. 5 ст. 47 Закона об образовании дополнительное профессиональное образование педагогические работники получают не реже одного раза в три года (реализуются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки). Специалисты, непосредственно участвующие в осуществлении спортивной подготовки, но не являющиеся педагогическими работниками, - не реже чем один раз в четыре года, а руководители, заместители руководителей, руководители структурных подразделений и иные специалисты, не относящиеся к основному персоналу, - не реже чем один раз в пять лет (п. 2.4.3 Рекомендаций).
К сведению. Ранее был установлен общий срок для повышения квалификации - не реже чем один раз в пять лет.
Отдельно отмечено в Рекомендациях и прохождение аттестации педагогическими работниками - она осуществляется в соответствии с законодательством в сфере образования.
В основных моментах порядок прохождения аттестации не изменился, но внесены значительные дополнения. В частности, в связи с получением работниками квалификационных категорий по результатам аттестации рекомендуется предусматривать в территориальных соглашениях, в коллективных договорах организаций, осуществляющих спортивную подготовку, следующие положения:
1. Производить оплату труда специалистов с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена квалификационная категория, если по выполняемой работе совпадают профили работы (деятельности):
- при возобновлении работы в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе, если не истек срок действия категории;
- при выполнении работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы (а также в случаях, если по выполняемой работе совпадают профили работы (деятельности)).
2. В целях материальной поддержки специалистов, у которых в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет истек срок действия квалификационной категории, производить оплату труда с учетом имевшейся категории на период подготовки к аттестации для установления соответствия их требованиям, предъявляемым к квалификационной категории и ее прохождения, но не более чем на один год после выхода из указанного отпуска.
3. В случае истечения у специалиста перед наступлением пенсионного возраста срока действия квалификационной категории сохранять оплату труда с учетом имевшейся квалификационной категории до дня наступления пенсионного возраста, но не более чем на один год.
4. Освобождать специалистов в случае наличия у них почетных званий, начинающихся со слова "Заслуженный", от прохождения экспертной оценки каждые пять лет в процессе аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
5. Освобождать от прохождения экспертной оценки в случае получения награды или победы в конкурсе специалистов (за каждую - единожды) в процессе аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) в случаях:
- получения государственных наград за достигнутые результаты деятельности в области физической культуры и спорта (медаль, орден);
- победы на областном, межрегиональном или всероссийском этапах конкурсов (олимпиад) профессионального мастерства, в том числе в отдельных номинациях;
- награждения нагрудным знаком, название которого начинается со слов "Почетный работник";
- награждения значком, название которого начинается со слова "Отличник".
Сохранение оплаты труда рекомендуется осуществлять путем установления соответствующих доплат, предусмотренных локальным актом организации (например, Положением об оплате труда, Положением о материальном стимулировании работников) (п. 2.4.4 Рекомендаций).
Также установлено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации" соответствующих ЕКСД работников, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (ранее указанные лица должны были иметь спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта по соответствующему виду спорта).
* * *
Мы рассмотрели основные изменения в организации спортивной подготовки, внесенные новыми рекомендациями, в частности, касающиеся кадрового обеспечения (не затрагивались вопросы обеспечения деятельности спортивных учреждений, организации спортивной подготовки и тренировочного процесса и т.д.). Отдельного внимания заслуживает вопрос формирования системы оплаты труда работников спортивных организаций. О том, что изменилось в формировании фонда оплаты труда, установлении стимулирующих и компенсационных выплат, критериях оценки качества работы тренерского состава, мы поговорим в следующем номере журнала.
Е.В. Белова,
эксперт журнала "Отдел кадров государственного
(муниципального) учреждения"
"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 9, сентябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Минспорта РФ от 12.05.2014 N ВМ-014-10/2554.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"