Открытое акционерное общество (ОАО) было создано в процессе приватизации государственного имущества в 2007 году. Акции общества путем открытой подписки не размещались. На момент создания ОАО единственным акционером было государство. По истечении некоторого времени государство передало часть акций другому ОАО. В настоящее время у общества два акционера - государство и ОАО.
С 01.09.2014 в Гражданский кодекс РФ введено дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ.
1. Отвечает ли указанное акционерное общество признакам публичности? Если АО не отвечает признакам публичности, с какого момента общество приобретает статус непубличного АО: с момента регистрации изменений, внесенных в учредительные документы (Устав), или с какого-либо другого?
2. Распространяется ли на общество обязанность подтверждать нотариально принятые общим собранием акционеров решения, в том числе в случае, если форма собрания заочная?
3. С какого момента у АО, не отвечающего признакам публичности, возникает право не раскрывать информацию эмитента?
1. С 1 сентября 2014 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ введено дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ. При этом публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Непубличным акционерным обществом является общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).
Также отметим, что законодательством не предусмотрена необходимость проведения реорганизации, ликвидации или "перерегистрации" юридических лиц в связи с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ (ч. 10 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Сроки внесения изменений в устав и наименование общества законом не установлены. Согласно ч. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования организаций, созданных до вступления в силу этого закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и до приведения их в соответствие действуют в части, не противоречащей указанным нормам. При этом вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы, содержащие прежнее наименование организации (свидетельства о регистрации права и т.п.), в связи с изменением наименования не требуется.
Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции общества, публично не размещаются (путем открытой подписки) и публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, то такое акционерное общество будет признаваться непубличным. Закон не содержит требования о включении в фирменное наименование указания на то, что общество является непубличным. При этом, несмотря на отсутствие такого указания, с 1 сентября 2014 года к таким обществам будут применяться положения о непубличных акционерных обществах.
2. Согласно пп. 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ принятие общим собранием участников непубличного акционерного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.
В связи с тем, что общее собрание акционеров АО может проводиться как в очной, так и в заочной форме (ст. 50 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ)), возникает вопрос о применении нормы пп. 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ в отношении решений, принятых акционерным обществом путем заочного голосования, которое не предполагает как такового проведения собрания акционеров (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование).
Буквально из нормы пп. 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ следует, что удостоверению подлежат само решение, принятое акционерами, а также состав участников общества, присутствующих при его принятии. Отметим, что в случае заочного голосования акционеров имеет место и само решение, и состав участников с той лишь разницей, что эти участники будут являться не "фактически присутствующими при принятии решения", а "участвующими при принятии решения". Поскольку исключения норма пп. 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ не содержит, а официальных разъяснений, как и материалов судебной практики, трактующих, что к решениям акционерного общества, принятым путем заочного голосования, нормы пп. 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ не применяются, отсутствуют, на наш взгляд, нотариальному удостоверению подлежит любое решение общего собрания акционерного общества, принятое после 1 сентября 2014 г. (в том числе решение, принятое без проведения собрания путем проведения заочного голосования в соответствии с п. 1 ст. 50 Закона N 208-ФЗ).
3. По вопросу об обязанности раскрытия акционерным обществом, приобретшим с 1 сентября 2014 г. статус непубличного общества, информации отметим, что Закон N 99-ФЗ не внес никаких изменений в нормы ст. 92 Закона N 208-ФЗ, ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", устанавливающих обязанность раскрытия информации открытыми акционерными обществами. Статус непубличного общества не освобождает открытое акционерное общество от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную указанными законами.
В связи с этим напомним, что нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет административную ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Публичные и непубличные общества (N 99-ФЗ от 05.05.2014);
- Энциклопедия решений. Публичные акционерные общества (99-ФЗ от 05 мая 2014 г.);
- Энциклопедия решений. Перерегистрация хозяйственных обществ с 01.09.2014 (N 99-ФЗ от 5 мая 2014 г.);
- Энциклопедия решений. Открытые акционерные общества (до 01.09.2014 г.) и публичные акционерные общества (99-ФЗ от 05 мая 2014 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
30 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.