Организация приняла на работу гражданку Украины, получившую временное убежище на территории РФ в июне 2014 года. Она не является высококвалифицированным специалистом, имеет двоих детей. Организация пониженные тарифы страховых взносов не применяет.
Какие страховые взносы и по каким тарифам необходимо начислять в данной ситуации? Какие налоги и в каком размере следует начислять в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для целей исчисления страховых взносов лица, получившие временное убежище на территории РФ, приравниваются к временно пребывающим на территории РФ, а для целей медицинского страхования - к получающим медицинскую помощь в соответствии с законодательством о беженцах.
В настоящее время выплаты в пользу иностранных граждан, получивших временное убежище на территории РФ, подлежат обложению:
- страховыми взносами в ПФР (за исключением ВКС), если с ними заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. Тариф страховых взносов не зависит от года рождения и составляет 22% (10% - для выплат, превышающих предел базы для начисления страховых взносов);
- в ФФОМС по ставкам, действующим для застрахованных лиц - граждан РФ;
- взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- НДФЛ по ставке, зависящей от того, является ли сотрудник резидентом РФ (13%) или нерезидентом РФ (30%). Отметим, что доходы участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей также облагаются по ставке 13%.
Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2015 г. вступают в силу изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которым к числу застрахованных лиц отнесены любые иностранные лица и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, независимо от срока трудового договора.
Обоснование вывода:
Правовой статус иностранных граждан
Порядок пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане) регулируется следующими нормативными актами:
- Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ);
- Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-I "О беженцах" (далее - Закон о беженцах);
Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", которым утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Указ N 637 и Государственная программа).
В соответствии с данными нормативными актами иностранные граждане могут находиться на территории Российской Федерации в нескольких категориях (статусах):
- временное пребывание на территории РФ (ст. 5 Закона N 115-ФЗ);
- временное проживание на территории РФ (ст. 6 Закона N 115-ФЗ);
- постоянное проживание (вид на жительство) (ст. 8 Закона N 115-ФЗ);
- временное убежище (ст. 12 Закона о беженцах);
- беженец (ст. 3 Закона о беженцах);
- участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (п. 16 Государственной программы).
Отметим, что Законом N 115-ФЗ в отдельную категорию выведены высококвалифицированные специалисты. Порядок признания иностранного гражданина высококвалифицированным специалистом регулируется ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.
При этом при решении вопроса обложения выплат, осуществляемых иностранным гражданам, страховыми взносами на обязательное пенсионное и социальное страхование имеют определяющее значение следующие категории (статус) иностранных граждан: временное пребывание, временное проживание или постоянное проживание на территории РФ, а также являются ли такие граждане высококвалифицированными специалистами (далее - ВКС).
Исходя из этого, необходимо определить, в какую из вышеуказанных категорий (статус) попадает иностранный гражданин, получивший свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о беженцах временное убежище - это возможность иностранного гражданина временно пребывать на территории РФ. А согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ временно пребывающим в РФ иностранным гражданином считается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Пунктом 1 Временных правил предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке (утверждены постановлением Правительства РФ от 22.07.2014 N 690, далее - Временные правила) определено, что Временные правила определяют порядок предоставления гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию РФ в поисках убежища, а также прибывшим с ними в поисках убежища членам их семей в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" возможности временного пребывания на территории РФ по гуманитарным основаниям (далее - временное убежище) в связи с ситуацией, сложившейся на Украине. На основании решения о предоставлении временного убежища территориальный орган ФМС по месту фактического нахождения лица, подавшего заявление, выдает ему в течение одного рабочего дня свидетельство о предоставлении временного убежища после представления указанным лицом и прибывшими с ним членами его семьи медицинского сертификата обязательного медицинского освидетельствования гражданина Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшего на территории Украины, прибывшего на территорию Российской Федерации в поисках убежища (п. 7 Временных правил).
Таким образом, мы полагаем, что иностранный гражданин, которому предоставлено временное убежище на территории РФ, приравнивается к статусу временного пребывающего на территории РФ.
Взносы в ПФР
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
При этом п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что от обложения страховыми взносами освобождены суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в частности, работающие по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера (предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг), по договору авторского заказа:
- постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства;
- иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением ВКС), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Следовательно, страховые взносы в ПФР с доходов гражданина Украины (не ВКС), получившего временное убежище на территории РФ, не будут уплачиваться только в том случае, если он будет иметь статус временно пребывающего в РФ и с ним будет заключен срочный трудовой договор (один или несколько) на срок менее 6 месяцев в общей сложности в течение года. Обратите внимание, что указанной нормой предусмотрено ограничение по минимальной совокупной продолжительности срочных договоров в течение календарного года (для случаев, когда в течение года срочные трудовые договоры с работником будут заключаться неоднократно).
Таким образом, если с временно пребывающим в РФ гражданином Украины (не ВКС) заключается договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) на срок 6 месяцев и более в течение календарного года, то с выплачиваемых ему доходов следует исчислять страховые взносы в ПФР (если гражданин Украины получит статус постоянно или временно проживающего на территории РФ, то с доходов, выплачиваемых в его пользу, также будут уплачиваться взносы в ПФР).
Тарифы страхового взноса в ПФР в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства установлены ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ, в соответствии с которой в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих на территории РФ, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением ВКС), временно пребывающих на территории РФ, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.
Таким образом, выплаты иностранному гражданину, временно пребывающему (за исключением ВКС) или временно проживающему на территории РФ, облагаются взносами в ПФР по тарифу 22% на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанного застрахованного лица (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ) и по тарифу 10% - для выплат, превышающих предел базы для начисления страховых взносов (п. 2 ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ).
Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов с 01.01.2014 установлен постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 и составляет 624 000 руб. С сумм выплат и иных вознаграждений, превышающих 624 000 руб., страховые взносы начисляются по ставке 10% (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ).
Страховые взносы в ФФОМС
Как указано в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением ВКС), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Законом о беженцах.
Исходя из положений пп. 7 п. 1 ст. 6, п. 4 ст. 12 Закона о беженцах, а также п. 13 Постановления Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", лица, получившие временное убежище на территории РФ, имеют право на медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с Законом о беженцах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Таким образом, лица, получившие временное убежище на территории РФ, являются застрахованными лицами для целей ФФОМС и должны получить полис медицинского страхования в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования".
Так, в письме Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края от 24.06.2014 N 07/07-247 "Об оказании медицинской помощи гражданам, прибывшим из Украины" разъяснено следующее. При наличии статуса беженца или оформленного разрешения на временное проживание, или вида на жительство в РФ выбор страховой медицинской организации, а также процедура получения полиса для прибывших из Украины аналогичны таковым для граждан РФ и дают право на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории России в объеме, предусмотренной базовой программой обязательного медицинского страхования. Статус беженца подтверждается удостоверением беженца или свидетельством о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, или свидетельством о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
При этом специальных ставок в ФФОМС для данной категории граждан не предусмотрено. Применяются ставки взносов, указанные в ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ. Данной нормой установлено, что плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в расчетных периодах 2012-2016 годов применяются тарифы, предусматривающие начисление страховых взносов в пределах установленного предела базы для начисления страховых взносов (624 000 руб. в 2014 году), сверх указанной величины ставка тарифа составляет ноль процентов.
Страховые взносы в ФСС
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.
То есть временно пребывающие в РФ иностранные граждане в качестве застрахованных лиц для целей страхования на случай временной нетрудоспособности не указаны.
Таким образом, выплаты в пользу гражданина Украины, временно пребывающего на территории РФ, страховыми взносами в ФСС РФ не облагаются.
В случае получения статуса постоянно или временно проживающего на территории РФ он будет являться застрахованным лицом для целей социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом применяются ставки взносов, указанные в ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ. При этом при расчете социальных пособий необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15.04.1994) трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами. Поскольку как Российская Федерация, так и Украина являются сторонами данного Соглашения, данная норма должна учитываться при подсчете страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, которые выполняют работу на основании трудового договора. При этом действие Закона N 125-ФЗ распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса.
То есть в целях Закона N 125-ФЗ страхование иностранных работников, имеющих статус как постоянно и временно проживающих, так и временно пребывающих в РФ, осуществляется наравне с гражданами РФ. Поэтому с выплат по трудовому договору, осуществляемых в пользу граждан Украины, работодателю следует исчислить и уплатить страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предельная величина базы для начисления таких страховых взносов не установлена, поэтому они начисляются независимо от общей величины оплаты труда работника в течение года.
НДФЛ
Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Статьей 15 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов (Киев, 8 февраля 1995 г.) установлено, что заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые гражданином Украины от российской организации в связи с работой по найму в РФ, подлежат налогообложению в РФ.
Таким образом, доходы гражданина Украины за выполнение трудовых функций в РФ, получаемые им от российской организации, подлежат налогообложению в соответствии с нормами главы 23 НК РФ (письмо Минфина России от 24.01.2008 N 03-04-06-01/17). При этом для обложения НДФЛ ни гражданство, ни правовой статус иностранного гражданина значения не имеют (письмо Минфина России от 19.03.2012 N 03-04-05/6-318). Для целей главы 23 НК РФ имеет значение только, признается ли сотрудник резидентом РФ или нерезидентом РФ.
Напомним, что плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (п. 1 ст. 207 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом 183 дня пребывания в РФ исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.
По общему правилу для налогоплательщиков-резидентов налоговая ставка установлена в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). В отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
При этом в целях правильного применения налоговой ставки для исчисления суммы НДФЛ налоговому агенту необходимо определять налоговый статус работника на каждую дату выплаты дохода (письма Минфина России от 28.03.2012 N 03-04-06/6-81, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169, ФНС России от 19.12.2011 N ЕД-4-3/21628@).
В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ датой получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который работнику был начислен доход.
Если на дату получения дохода срок нахождения физического лица на территории РФ за 12 следующих подряд месяцев составляет менее 183 дней, то он не является на эту дату налоговым резидентом РФ и его доходы от источников на территории РФ подлежат обложению НДФЛ по ставке 30%. Если сотрудник на определенную дату признан налоговым резидентом РФ, то налогообложение его доходов, полученных от источников в РФ, должно производиться по ставке 13%.
Причем при определении налогового статуса следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году) (письма Минфина России от 20.03.2013 N 03-04-05/6-250, от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444, от 26.03.2010 N 03-04-06/51).
Следует иметь в виду, что в течение налогового периода налоговый статус налогоплательщика может меняться. В зависимости от срока нахождения гражданина Украины на территории РФ он может как приобрести статус налогового резидента РФ, так и утратить его впоследствии. Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий ставку НДФЛ по полученным в данном налоговом периоде доходам, устанавливается по итогам налогового периода (календарного года) (письма Минфина России от 08.05.2013 N 03-04-05/16330, от 20.03.2013 N 03-04-05/6-250, от 31.05.2012 N 03-04-05/6-670, ФНС России от 30.08.2012 N ОА-3-13/3157@).
В соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ доходы от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 N 637), облагаются по ставке 13%. При этом в соответствии с последними изменениями, внесенными в Указ N 637, иностранные граждане, получившие временное убежище на территории РФ, имеют право подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории РФ свидетельство участника Государственной программы (п. 16 Государственной программы).
Таким образом, после того как сотрудник предоставит свидетельство участника Государственной программы, его доходы подлежат обложению по ставке 13% независимо от срока его пребывания на территории РФ.
Перерасчет НДФЛ в связи с приобретением статуса резидента
В силу п. 1.1 ст. 231 НК РФ по общему правилу возврат суммы НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Вместе с тем, как указывается в многочисленных письмах финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 03.10.2013 N 03-04-05/41061, от 15.11.2012 N 03-04-05/6-1301, от 16.04.2012 N 03-04-06/6-113, от 10.02.2012 N 03-04-06/6-30, от 18.01.2012 N 03-04-06/6-7), если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала текущего налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%.
В таких случаях работодателям - налоговым агентам следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которому исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в РФ в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30%. Следует отметить, что глава 23 НК РФ прямо такой порядок не предусматривает.
Если суммы НДФЛ, удержанные организацией с доходов сотрудника по ставке 30%, были зачтены не полностью и после проведения указанного зачета осталась сумма НДФЛ, подлежащего возврату, возврат налогоплательщику указанной суммы осуществляется налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), в порядке, предусмотренном п. 1.1 ст. 231 НК РФ. Аналогичное мнение нашло отражение в письмах Минфина России от 03.10.2013 N 03-04-05/41061, от 05.04.2012 N 03-04-05/6-443, от 30.11.2011 N 03-04-06/6-324, УФНС России по г. Москве от 15.08.2012 N 20-14/074684@. Иными словами, в этом случае физическому лицу следует по окончании налогового периода представить в налоговый орган налоговую декларацию, а также документы, подтверждающие статус налогового резидента.
Применение стандартных вычетов
В отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов (п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 218 НК РФ). В частности, согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ с 01.01.2012 налоговый вычет за каждый месяц налогового периода (календарного года - ст. 216 НК РФ) распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
- 1 400 рублей - на первого ребенка;
- 1 400 рублей - на второго ребенка;
- 3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
- 3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Рассматриваемый налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, предоставляется на основании заявлений налогоплательщиков и документов, подтверждающих право на его получение, в том числе налоговыми агентами (пп. 4 п. 1, п. 3 ст. 218 НК РФ, письмо Минфина России от 18.04.2012 N 03-04-06/8-118).
Стандартный налоговый вычет на детей действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет не применяется.
Поскольку в общем случае доходы налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ), подлежат налогообложению по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ), они не имеют права на получение стандартного налогового вычета на детей. И до получения такими налогоплательщиками статуса налогового резидента РФ организация как налоговый агент не должна предоставлять им стандартных налоговых вычетов.
После получения работником статуса налогового резидента у него возникает право на получение стандартного налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. При этом следует учитывать, что нормы главы 23 НК РФ не ставят возможность предоставления налоговым агентом стандартных налоговых вычетов в зависимость от факта получения налогоплательщиком в соответствующих месяцах налогового периода дохода, облагаемого по ставке 13% (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 14.07.2009 N 4431/09, письмо Минфина России от 06.05.2013 N 03-04-06/15669), а также от наличия между данным налоговым агентом и налогоплательщиком трудовых отношений в соответствующих месяцах налогового периода.
По факту приобретения работником статуса налогового резидента РФ налоговый агент при расчете налоговой базы по НДФЛ в соответствующем месяце налогового периода должен учесть и сумму положенного работнику стандартного налогового вычета на детей за каждый месяц налогового периода согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. Так, например, если работник в рассматриваемой ситуации получил статус налогового резидента РФ в декабре 2014 года, то налоговый агент при исчислении налоговой базы в декабре должен предоставить ему стандартный налоговый вычет за 12 месяцев 2014 года (с января по декабрь) при выполнении всех необходимых для этого условий.
Запрета на такие действия нормы главы 23 НК РФ не содержат. Кроме того, в пользу налогоплательщика в данном случае выступает и п. 7 ст. 3 НК РФ.
Однако не исключено, что специалисты налоговых органов будут придерживаться иной позиции по данному вопросу. Так, например, в письме Минфина России от 27.02.2013 N 03-04-05/8-154 специалисты финансового ведомства пришли к выводу о том, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым агентом с месяца поступления налогоплательщика на работу и в отношении доходов, полученных в данной организации. Кроме того, в письме Минфина России от 11.06.2014 N 03-04-05/28141 отмечается, что установленные пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым агентом налогоплательщику за каждый месяц налогового периода путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер налогового вычета. Поэтому в случаях, когда выплата дохода в соответствующих месяцах полностью прекращена, стандартный налоговый вычет налоговым агентом не предоставляется. Перерасчет налоговой базы с учетом предоставленных налоговым агентом стандартных налоговых вычетов за указанный период налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 218 НК РФ также не производится.
Таким образом, если организация не хочет вступать в спор с сотрудниками налоговых органов, то она не должна предоставлять работнику, получившему статус налогового резидента РФ, стандартный налоговый вычет за те месяцы 2014 года, в которых он не состоял с ней в трудовых отношениях и не получал от нее дохода.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
2 октября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.