Изменение основных положений о юридических лицах
Совсем недавно вступили в силу изменения, касающиеся правового регулирования юридических лиц. Каким нормативным правовым актом внесены поправки и когда они вступают в силу? Какие цели преследует новый закон? Какие изменения затронули вопросы правоспособности юридического лица? Какие учредительные документы необходимы для регистрации юридического лица в соответствии с новыми положениями? Как урегулированы вопросы определения наименования, адреса и местонахождения юридического лица? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с принятыми изменениями в ГК РФ, - в нашем материале.
Общая характеристика изменений, внесенных в ГК РФ
Поправки в ГК РФ были внесены Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Данный документ начал действовать с 01.09.2014, за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования закона.
Обратите внимание! Положения ГК РФ в редакции Федерального закона N 99-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу данного закона. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу рассматриваемого закона, положения ГК РФ в новой редакции применяются только в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ.
Федеральный закон N 99-ФЗ разработан в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 "О совершенствовании ГК РФ" и одобренной 07.10.2009 Решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Изменения и дополнения, касающиеся правового регулирования юридических лиц, направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, повышение роли ГК РФ в регулировании корпоративных отношений, в частности, путем закрепления в нем исчерпывающего перечня организационно-правовых форм юридических лиц. Вместе с тем в целях предотвращения и исключения имеющихся в этой сфере многочисленных злоупотреблений и правонарушений предусматриваются повышение уровня требований к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц и усиление имущественной ответственности их органов.
Понятие юридического лица и его организационно-правовые формы
Уточняется понятие юридического лица: им признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. То есть исключается правовая норма о необходимости наличия в собственности или на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления имущества, которое на практике не реализовывалось (многочисленны случаи регистрации юридических лиц, обладавших вещными правами в отношении какого-либо имущества). Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (ст. 65.1 ГК РФ).
Помимо уточнения понятия юридического лица, новый закон упорядочивает организационно-правовые формы юридических лиц, предусматривает их деление на корпоративные и унитарные организации, что позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ и производственных кооперативов) и некоммерческих корпораций - потребительских кооперативов (включая садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан и общества взаимного кредитования и взаимного страхования), общественных организаций граждан (в том числе политических партий, профсоюзов и созданных гражданами объединений по интересам), ассоциаций или союзов (включая торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты, объединения (союзы) работодателей, некоммерческие партнерства), а также коммерческих унитарных организаций (государственных и муниципальных унитарных предприятий) и некоммерческих унитарных организаций (фондов, учреждений и религиозных организаций). Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их гражданско-правового статуса.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
При этом закон отказывается от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ, статус которых практически полностью дублировался статусом обществ с ограниченной ответственностью, и обществ с дополнительной ответственностью, которые не получили практического распространения. Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ, при этом имеется в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках, требует более строгого регулирования, поскольку это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц.
Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК РФ общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников (ст. 65.1-65.3 ГК РФ), что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им ст. 65.2 ГК РФ прав участвовать в управлении делами корпорации, получать информацию о ее имущественном положении, оспаривать исключение из корпорации и т.д.). Законодательно закрепляется появившаяся в судебно-арбитражной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации - восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней ("восстановление корпоративного контроля"), обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного "списания" акций и долей участия, "корпоративных захватов" и других подобных неправомерных действий и злоупотреблений (п. 2 ст. 65.2 ГК РФ).
Обратите внимание! Со дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 ГК РФ (в редакции данного закона). Вместе с тем перерегистрация ранее созданных юридических лиц в связи с началом действия Федерального закона N 99-ФЗ не требуется.
Устанавливается, что со дня вступления изменений в силу к обществам с дополнительной ответственностью применяются положения об обществах с ограниченной ответственностью, к закрытым акционерным обществам - нормы гл. 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ) об акционерных обществах.
Положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Также закрепляется, что акционерные общества, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ с учетом последних изменений), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменных наименованиях на то, что общества являются публичными.
Правоспособность юридического лица
Отдельные изменения затронули правовые положения о правоспособности юридического лица.
Так, положения о специальной правоспособности приведены в соответствие с реальной действительностью: в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (СРО) или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ. Ранее основанием для возникновения специальной правоспособности была только лицензия.
Таким образом, скорректированы положения о возникновении и прекращении правоспособности юридического лица: она возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в СРО или получение свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в СРО или выдачи последней свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Решение об учреждении юридического лица
Гражданский кодекс дополняется новой статьей - ст. 50.1 "Решение об учреждении юридического лица", которой устанавливается следующее. Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) о его учреждении. При учреждении юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае же учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.
В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, избрании (назначении) органов юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные законом.
В решении же об учреждении корпоративного юридического лица (ст. 65.1 ГК РФ) должны быть также отражены сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.
Учредительные документы
Некоторые изменения затронули и правовое регулирование учредительных документов юридического лица.
Так, согласно ст. 52 ГК РФ в новой редакции юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.
Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В этих случаях сведения, предусмотренные п. 4 ст. 52 и п. 5 ст. 54 ГК РФ (наименование, фирменное наименование и место нахождения, порядок управления деятельностью), не включаются в устав юридического лица и указываются в ЕГРЮЛ.
В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
Устанавливаются следующие требования к уставу юридического лица: он должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другую информацию, предусмотренную законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и (в предусмотренных законом случаях) уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случае, если по закону это не является обязательным.
Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица. В таких документах не могут содержаться положения, противоречащие учредительному документу юридического лица.
Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Таким образом, в целях ускорения процедуры регистрации устанавливается один учредительный документ - устав (для хозяйственных товариществ - учредительный договор). Кроме того, по желанию учредителей можно использовать типовые уставы (с учетом, в частности, того обстоятельства, что 3/4 всех зарегистрированных в РФ юридических лиц составляют общества с ограниченной ответственностью).
Обратите внимание! Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы этих юридических лиц до приведения их в соответствие с положениями гл. 4 ГК РФ в новой редакции действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
Согласно новым положениям, как и ранее, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и (в предусмотренных законом случаях) наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Включение в наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством РФ.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ.
Кроме того, закрепляется, что нормативными правовыми актами субъектов РФ может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официальных наименований субъектов РФ.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, другого правового акта или учредительного документа.
Также в ЕГРЮЛ должен быть обозначен адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя.
Обратите внимание! Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по данному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории РФ сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
Помимо этого, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и ЕГРЮЛ.
Представительства и филиалы должны быть также отражены в ЕГРЮЛ.
Обратите внимание! Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с положениями гл. 4 ГК РФ в новой редакции не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Ответственность юридического лица
В соответствии со ст. 56 ГК РФ с учетом произошедших изменений юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения, религиозной организации по своим обязательствам определяются правилами ГК РФ.
Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника имущества, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.
Ответственность руководителя, членов коллегиальных органов юридического лица и иных лиц, определяющих действия юридического лица
Отметим, согласно новой редакции ГК РФ учредительным документом юридического лица может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга (сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ). В законе прямо закреплено, что такое лицо должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность имеют члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).
Гражданский кодекс дополняется новыми положениями об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица. Так, лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 53 ГК РФ), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Лицо, которое уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе в случае, если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Кроме того, указанную ответственность несут члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.
Необходимо отметить, что лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания вышеуказанным лицам, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и также несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
В случае совместного причинения убытков юридическому лицу все указанные лица обязаны возместить убытки солидарно.
Соглашение об устранении или ограничении ответственности данных лиц за совершение недобросовестных действий, а в публичном обществе - за совершение недобросовестных и неразумных действий (п. 3 ст. 53 ГК РФ) ничтожно.
Таким образом, следуя общеевропейским тенденциям развития законодательства о статусе юридических лиц, Федеральный закон N 99-ФЗ закрепляет положения об имущественной ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени соответствующего юридического лица (то есть физических лиц, являющихся его органами - руководителями), а также членов его коллегиальных органов (наблюдательных советов, правлений и т.п.) и лиц, фактически определяющих (контролирующих) его действия. Все эти лица должны возмещать убытки, причиненные ими юридическому лицу, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе в случае, если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Реорганизация и ликвидация
В статьях 57-64.2 ГК РФ в новой редакции, регулирующих вопросы реорганизации и ликвидации юридического лица, модернизированы правила ГК РФ о реорганизации и ликвидации юридических лиц. В частности, предусматривается возможность преобразования коммерческих организаций в некоммерческие (и наоборот) в случае реорганизации унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих корпораций (кроме общественных организаций), а также в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 57 ГК РФ). При этом разрешаются любые реорганизации внутри коммерческих организаций, в том числе путем соединения в одном акте реорганизации нескольких ее способов (разделение с одновременным преобразованием и т.п.), а также реорганизация с участием более двух юридических лиц, что призвано облегчить диверсификацию предпринимательской деятельности.
Кроме того, в новой редакции ГК РФ отражена попытка найти разумный баланс между интересами кредиторов реорганизуемого юридического лица и интересами его учредителей (участников) путем определенного ослабления права кредитора такой организации требовать от нее досрочного исполнения обязательств.
Также ГК РФ дополняется специальными правилами о юридических последствиях признания недействительным решения о реорганизации юридического лица (ст. 60.1 ГК РФ) и признании реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ), отсутствие которых вызывало много вопросов и споров в правоприменительной практике.
Уточнен порядок ликвидации юридического лица и удовлетворения требований его кредиторов, в том числе в части его соотношения с возможной процедурой банкротства.
Отметим, что вопросы реорганизации и ликвидации юридического лица с учетом произошедших изменений требуют подробного исследования.
* * *
Федеральный закон N 99-ФЗ внес в ГК РФ очередные поправки - о правовом регулировании юридических лиц. Данные изменения затрагивают интересы всех юридических лиц. После 1 сентября 2014 года юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона N 99-ФЗ).
При этом перерегистрация ранее созданных юридических лиц в связи с вступлением в силу Федерального закона N 99-ФЗ не требуется.
Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в редакции данного закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы этих юридических лиц до приведения их в соответствие с положениями гл. 4 ГК РФ в новой редакции действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
А.П. Тишин,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"