"Северные районы": арбитражная практика по трудовым спорам
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности*(1) занимают полностью или частично территорию 24 субъектов Российской Федерации и представляют собой территории с тяжелыми природными условиями, обусловливающими увеличение размера зарплаты работников и предоставление им дополнительных компенсаций.
Президиум ВС РФ 26 февраля 2014 года утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в котором рассмотрены вопросы:
- оплаты труда (применения районного коэффициента и процентной надбавки);
- компенсаций работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации;
- ежемесячного предоставления дополнительного выходного дня без сохранения заработной платы и др.
Выработанная позиция обязательна для применения нижестоящими арбитрами. Давайте рассмотрим этот документ подробнее.
Оплата труда
Оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок*(2) к заработной плате.
Согласно положениям ст. 315, 316, 317 ТК РФ при расчете заработной платы должен применяться районный коэффициент и процентная надбавка, установленные к заработной плате в районе или местности по месту выполнения работы. Верховный суд говорил об этом еще в Определении от 06.05.2011 N 78-В11-16.
Здесь возможны две ситуации:
- головная организация расположена на территории, которая не признается районом Крайнего Севера и приравненной к нему местностью, а обособленное подразделение - на такой территории;
- районный коэффициент и процентная надбавка, установленная в местности, где находится головная организация, ниже, чем в месте расположения подразделения.
В обоих случаях работодатели стремятся руководствоваться нормами, закрепленными для головной организации, с целью сэкономить на оплате труда работников. Это неправомерно: размер районного коэффициента и процентной надбавки применяется в зависимости от места нахождения подразделения, в котором фактически трудится работник.
Отметим, что на работников, направленных в командировку в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, северные гарантии и компенсации не распространяются (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.06.2013 по делу N 11-15516). В данном случае нужно руководствоваться положениями ст. 167 ТК РФ*(3) и п. 4 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (далее - Инструкция)*(4), предусматривающими, что работникам, направленным в служебные командировки в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, льготы, установленные указами Президиума ВС СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 N 1908-VII, не предоставляются.
Однако служебную командировку не надо путать с ситуацией, когда сотрудник принимается на работу, например, в Москве, а обязанности с момента заключения трудового договора исполняет в филиале в Южно-Сахалинске (и данный факт подтверждается табелями учета рабочего времени). В этом случае довод работодателя об отсутствии у сотрудника права на получение районного коэффициента в связи с нахождением в Южно-Сахалинске в командировке будет признан судом несостоятельным. На основании ст. 166 ТК РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Следовательно, работник, направляемый в служебную командировку, имеет постоянное место работы в определенной организации и для выполнения какого-либо поручения направляется в другую организацию, расположенную в иной местности, временно, а после выполнения задания возвращается на свое постоянное место работы. Поэтому если работник иного места работы, кроме филиала в Южно-Сахалинске, на протяжении всего периода трудовой деятельности у работодателя не имел, он вправе претендовать на северные льготы.
Примечание. Районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке.
Обратите внимание! Районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате сотрудников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере - прямая обязанность работодателя в силу ст. 22 ТК РФ. Факт, закреплены или нет указанные положения в трудовом договоре, значения не имеет (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.05.2011 N 7648, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.09.2012 по делу N 11-19442/12).
Верховный суд отметил, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для учреждений, финансируемых из этих бюджетов. Таким образом, действующее законодательство (ст. 316 ТК РФ) ставит применение районного коэффициента в зависимость от того, из каких источников финансируются работодатели.
Примечание. Сделанные в данном разделе выводы в полной мере распространяются на работу по совместительству (ст. 285 ТК РФ).
Рассмотрим пример. Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" определено, что работникам организаций, финансируемых за счет средств окружного бюджета, расположенных на территории автономного округа в населенных пунктах южнее Полярного круга, установлен единый районный коэффициент к заработной плате в размере 1,7.
Если финансирование организации осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, к заработной плате работников подлежит применению районный коэффициент 1,5, установленный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18.
В отличие от районных коэффициентов, начисляемых с первого дня работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, размер процентной надбавки зависит от стажа работы на указанных территориях.
Трудовой стаж, необходимый для начисления процентной надбавки к заработной плате работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начиная с 1 июня 1993 года суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений. Такой вывод следует из п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012*(5) и п. 2 Разъяснения Минтруда РФ от 16.05.1994 N 7 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия".
Примечание. Суд удовлетворит требования работников о взыскании сумм районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда сотрудникам, работавшим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним, работодатели выплачивали заработную плату в размере МРОТ.
Кроме того, в Решении от 07.06.2006 N ГКПИ06-526 Верховный суд признал недействующим положение пп. "в" п. 27 Инструкции, что непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора за прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин. Ведь ни ТК РФ, ни Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем его работы в особых климатических условиях.
По сути, Верховный суд устранил существовавшую в отношении работника, подвергнутого дисциплинарному взысканию за виновные действия, не предусмотренную законом дополнительную ответственность в виде лишения права на процентную надбавку.
Часть 3 ст. 133 ТК РФ определяет, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ).
При этом заработная плата сотрудникам, трудящимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, формируется следующим образом: МРОТ + районный коэффициент + процентная надбавка.
Обратите внимание! В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате в субъекте РФ можно установить размер минимальной заработной платы (РМЗП), который не должен быть ниже МРОТ.
Сумма РМЗП также увеличивается на районный коэффициент и процентную надбавку. Но есть один случай, когда они не начисляются: если сумма МРОТ и начисленных к нему районного коэффициента и процентной надбавки превышает сумму РМЗП.
Компенсации работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников
Одним из видов материальной поддержки лиц, лишившихся работы, является сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, который предоставляется в соответствии со ст. 178 и 318 ТК РФ.
Работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы - не свыше трех месяцев (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 ТК РФ).
При разрешении споров о взыскании среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения суды исходят из п. 2 ст. 318 ТК РФ: обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
К сведению. Право получения среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения сотрудник имеет и в том случае, если по вине работодателя он был лишен возможности своевременно обратиться в орган службы занятости в целях поиска подходящей работы.
В обзоре приведен пример, когда работник был уволен из компании 12 сентября, трудовая книжка при увольнении на руки ему не выдавалась, а была направлена 18 октября по почте и получена им 19 октября. В этот же день сотрудник в поисках подходящей работы обратился в центр занятости населения, представив трудовую книжку и справку о средней заработной плате. Решением органа службы занятости ему было отказано в постановке на учет, поскольку в данной справке была неверно указана фамилия. Надлежащим образом оформленная справка о средней заработной плате была направлена бывшему сотруднику 7 декабря, а получена им 8 декабря. Суд обязал организацию выплатить средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, несмотря на то что уволенный работник нарушил установленный месячный срок для обращения в службу занятости.
Кроме того, достижение уволенным работником пенсионного возраста, получение им пенсии не является обстоятельством, исключающим возможность сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого - шестого месяцев со дня увольнения. Дело в том, что ст. 318 ТК РФ не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение указанного заработка после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, - невозможность признания его в качестве безработного.
Кроме того, ограничение вытекающих из трудовых отношений прав по мотивам достижения гражданином пенсионного возраста противоречит ч. 1 и 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 1 Конвенции МОТ N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (принята в Женеве 25.06.1958) в части недопустимости нарушения равенства возможностей или обращения в области труда и занятости, ст. 2 и 3 ТК РФ и ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), гарантирующим свободу труда и равные возможности в реализации трудовых прав, а также свободный выбор занятости независимо от возраста и социального положения.
Исходя из буквального толкования ст. 318 ТК РФ сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства предусмотрено только при увольнении работников из организации в случае ее ликвидации, сокращения численности или штата работников. В то же время согласно ч. 2 ст. 307 ТК РФ случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат сотрудникам, трудящимся у работодателя - физического лица, определяются трудовым договором. Поэтому работник, уволенный индивидуальным предпринимателем в связи с прекращением им предпринимательской деятельности, не может претендовать на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, если соответствующее условие не было прописано в трудовом договоре.
Отметим также, что в попытке сэкономить на компенсации при увольнении работодатели нередко настаивают на том, что бывшие сотрудники в течение первого месяца после увольнения необоснованно отказывались от предложенной им органом занятости населения работы. Суды возражают: в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о занятости населения подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Поэтому отказ от работы, предложенной без учета развития сети общественного транспорта в данной местности, является правомерным.
Дополнительный выходной день
В соответствии со ст. 319 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.
Он предоставляется при соблюдении двух условий, а именно:
- наличие письменного заявления работника;
- наличие ребенка в возрасте до 16 лет.
Иных условий для предоставления указанной государственной гарантии ст. 319 ТК РФ не содержит. При таких обстоятельствах работодатель не вправе отказать в предоставлении дополнительного выходного дня, в том числе в связи со служебной необходимостью.
* * *
Подведем итоги:
1. Районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого он состоит.
2. Трудовой стаж, необходимый для начисления процентной надбавки к заработной плате, начиная с 1 июня 1993 года суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.
3. Трудящемуся в особых климатических условиях работнику гарантирована выплата не только МРОТ, но и районного коэффициента и процентной надбавки.
4. Обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за четвертый - шестой месяцы со дня увольнения.
5. Работодатель не вправе отказать сотруднику в предоставлении дополнительного выходного дня по ст. 319 ТК РФ, в том числе в связи со служебной необходимостью.
От редакции. В ближайшем номере журнала мы рассмотрим следующие вопросы, касающиеся труда работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:
- установление сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам;
- предоставление дополнительных отпусков;
- компенсация расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
- компенсация расходов, связанных с переездом.
О.Е. Журавлева,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей представлен в Постановлении Совмина СССР от 03.01.1983 N 12.
*(2) Установлены указами Президиума ВС СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и от 26.09.1967 N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
*(3) При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
*(4) Утверждена Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2.
*(5) Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"