Что нового в системе оплаты труда работников спортивных учреждений?
С 28.04.2014 утратил силу Приказ Минспорта РФ от 24.10.2012 N 325 "О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации" (далее - Приказ N 325) в связи с изданием Приказа Минспорта РФ от 29.04.2014 N 279. В предыдущем номере нашего журнала мы рассмотрели изменения, связанные с кадровым обеспечением спортивных организаций. В этой статье подробно рассмотрим новшества, связанные с формированием оплаты труда работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
На основании ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. При этом заработная плата работников таких учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В новых методических рекомендациях сказано, что руководителям организаций, осуществляющих спортивную подготовку, необходимо привести содержание трудовых договоров с сотрудниками в соответствие с положениями ст. 57 ТК РФ, а именно конкретизировать размеры окладов (должностных окладов), доплат, надбавок и иных стимулирующих выплат. Это связано с тем, что в п. 6.2 Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации"*(1) (далее - Методические рекомендации) сказано, что новая система оплаты труда предусматривает деление заработной платы работника на:
- гарантированную часть, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей;
- стимулирующую часть, размер которой зависит от того, насколько качественно, эффективно и результативно работал сотрудник.
Как в Приказе N 325, так и в новых Методических рекомендациях предусмотрены повышающие коэффициенты к окладу (должностному окладу), стимулирующие и компенсационные выплаты. Рассмотрим каждый из этих показателей более подробно.
Оклад (должностной оклад)
В пункте 6.5.1 Методических рекомендаций говорится, что оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад) - это минимальный оклад (должностной оклад) работника организации, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Данные определения следуют из ч. 4 и 5 ст. 129 ТК РФ.
Повышающие коэффициенты
Понятие "повышающие коэффициенты" было дано и в утратившем силу Приказе N 325. Такие коэффициенты применяются к минимальным окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам с учетом обеспечения финансовыми средствами.
Согласно Методическим рекомендациям повышающие коэффициенты бывают следующих видов:
- коэффициент квалификации. Он устанавливается в зависимости от уровня профессиональной подготовки, компетентности и квалификации работника. Рекомендуемые размеры данного коэффициента установлены в таблицах 8 и 9 Методических рекомендаций. Итак, для тренеров (тренеров-преподавателей) и других специалистов этот коэффициент варьируется от 0,3 до 0,5. По должностям "спортсмен", "спортсмен-инструктор" и "спортсмен-ведущий" он устанавливается в зависимости от наличия спортивного разряда (спортивного звания) и варьируется от 0 до 3 (в Приказе N 325 последних коэффициентов предусмотрено не было);
- коэффициент специфики работы. Он устанавливается тренерскому составу, работающему в специализированных отделениях или в отделениях по олимпийским видам спорта. Его рекомендуемый размер - 0,15. При этом для тренеров (тренеров-преподавателей) рекомендуется учитывать фактический объем тренерской (педагогической) нагрузки;
- персональный повышающий коэффициент. Он устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. В Методических рекомендациях размер данного коэффициента не приведен, ранее Приказом N 325 был установлен его рекомендуемый размер (до 5).
Отметим, что применение всех повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников не предполагает образование нового оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника. Повышающие коэффициенты не рекомендуется учитывать при начислении стимулирующих и компенсационных выплат. Установленные повышающие коэффициенты при применении между собой складываются, а не перемножаются. При этом размеры данных коэффициентов в соответствии с нормативными правовыми актами публично-правовых образований могут быть изменены (увеличены).
Примечание. К другим специалистам относятся работники организации, которые не участвуют в спортивной подготовке, а обеспечивают ее непрерывный процесс (например, административно-управленческий и обслуживающий персонал организации) (п. 1.2.7 Методических рекомендаций).
Стимулирующие выплаты
Согласно п. 6.5.3 Методических рекомендаций работникам организаций, осуществляющих спортивную подготовку, следует устанавливать такие выплаты стимулирующего характера (с учетом особенностей оплаты труда тренерского состава):
1. Выплату за результативное участие в подготовке спортсмена в спортивных дисциплинах, включенных в программу Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и иных значимых официальных международных спортивных соревнований. Обозначенная выплата устанавливается тренерам, тренерам-консультантам, заместителям руководителя организации и иным специалистам, участвовавшим в подготовке спортсмена. В Методических рекомендациях сказано, что она устанавливается по наивысшему статусу официальных спортивных соревнований на основании протоколов или выписки из протоколов спортивных соревнований. При этом срок ее действия начинается с момента показанного спортсменом спортивного результата или с начала (финансового) года (соответственно, со сдвигом срока действия) в течение одного календарного года, а по международным спортивным соревнованиям - до проведения следующих международных спортивных соревнований данного статуса (за исключением случаев их проведения в том же календарном году, в котором показан спортивный результат). Рекомендуемые размеры этой выплаты даны в таблице 10 Методических рекомендаций.
Примечание. Если в период действия установленной стимулирующей выплаты к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника спортсмен улучшил спортивный результат, размер стимулирующей выплаты предлагается соответственно увеличивать и устанавливать новое исчисление срока его действия.
2. Выплату молодым специалистам и наставникам. Указанная выплата устанавливается молодым специалистам, тренерам, тренерам-преподавателям, другим специалистам, осуществляющим наставничество над молодыми специалистами. Рекомендуемый размер этой надбавки составляет:
- до 50% к должностному окладу - молодому специалисту;
- от 10 до 15% к должностному окладу - специалисту-наставнику.
3. Выплату за интенсивность и высокие результаты работы. Данная надбавка устанавливается работникам организаций, осуществляющих спортивную подготовку, непосредственно участвующим в тренировочном процессе. Рекомендуемые размеры данной надбавки не изменились и составляют 30-40% от оклада. Показатели, критерии и рекомендуемые размеры подробно представлены в таблице 11 Методических рекомендаций.
4. Выплату за качество выполняемых работ. Обратите внимание: эта надбавка является новшеством (в Приказе N 325 ее не было). В Методических рекомендациях четко прописано, на основании каких показателей она выплачивается. К таким показателям, в частности, относятся полнота и своевременность выполняемой работы, личное участие в мероприятиях, выполнение государственного (муниципального) задания.
5. Выплату за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Размер данной выплаты зависит от общего количества лет, проработанных в физкультурно-спортивных организациях и организациях и (или) образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. В таблице 12 Методических рекомендаций приведены рекомендуемые размеры. Они равны 3-25% от оклада. В Приказе N 325 размер названной выплаты составлял до 20%.
6. Выплату за опыт работы и достижения работников в сфере физической культуры и спорта, образования в области физической культуры и спорта, отмеченных государственными и ведомственными званиями и наградами. Заметим, что обозначенная надбавка в ранее действовавшем Приказе N 325 отсутствовала. В таблице 13 новых Методических рекомендаций установлены рекомендуемые размеры данной надбавки, которые составляют от 10 до 100% от должностного оклада.
7. Премиальную выплату по итогам работы. Поименованная выплата осуществляется на основании распорядительного акта организации (приказа руководителя). При этом в локальном нормативном акте организации необходимо установить ее максимальный размер и порядок определения (либо в процентах к окладу (должностному окладу), либо в абсолютном размере). Такие выплаты осуществляются за счет и в пределах экономии средств, предусмотренных на оплату труда в организации на текущий год. Отметим, что при установлении этих выплат, как и прежде, необходимо учитывать следующее:
- успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде работы, выполнение показателей государственного (муниципального) задания;
- инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
- качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью организации, осуществляющей спортивную подготовку (тренировочные сборы, соревновательные мероприятия, подготовку организации, осуществляющей спортивную подготовку, к новому тренировочному (спортивному) сезону, зимнему отопительному сезону и т.д.);
- участие работника в течение соответствующего периода в выполнении особо важных работ и мероприятий.
Кроме этого, работникам могут выплачиваться единовременные премии за выполнение особо важных заданий, не входящих в круг их основных обязанностей, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий руководства.
Обратите внимание! В стимулирующие выплаты включаются повышающие коэффициенты к окладу (должностному окладу).
Компенсационные выплаты
Данные выплаты полностью совпадают с компенсационными выплатами, установленными Трудовым кодексом. Назовем их:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (ст. 149-154 ТК РФ);
- выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности (ст. 149 ТК РФ).
Они устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным группам в процентах от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленного работнику за исполнение им трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в процентах от заработной платы работника.
Оплата труда тренерского состава
Особое внимание в новых Методических рекомендациях уделено оплате труда тренерского состава. В пункте 6.5.5 этих рекомендаций сказано, что в расчет оплаты тренерского состава включаются должностные оклады (ставки), вычисленные с учетом установленной в организации системы нормирования труда, повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам), выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно п. 6.3 Методических рекомендаций нормирование труда необходимо производить с использованием следующих методов:
1. По выработке рабочего времени, затраченного на реализацию образовательной программы или программы спортивной подготовки в соответствии с табелем учета рабочего времени (почасовой метод). При использовании данного метода расчет должностного оклада (До) будет следующим:
До = Об x Кн / 18 x S, где:
Об - базовый оклад по должности, предусмотренный локальными нормативными актами организации;
Кн - количество часов в неделю проводимых тренером (тренером-преподавателем) тренировочных (учебных) занятий согласно утвержденному в организации графику (расписанию) тренировочных занятий;
S - коэффициент специализации.
2. По количеству лиц, занимающихся по каждому этапу (периоду) подготовки и избранному виду спорта, закрепленных за работником в соответствии с тарификацией (подушный (подушевой) метод). В этом случае должностной оклад (До) рассчитывается так:
, где:
Об - базовый оклад по должности, предусмотренный локальными нормативными актами учреждения (организации);
- количество занимающихся, зачисленных по каждому этапу (периоду) подготовки;
- расчетные нормативы за подготовку одного спортсмена по каждому этапу (периоду) подготовки;
- коэффициенты участия тренера (тренера-преподавателя) в реализации тренировочного (учебного) плана, являющегося соотношением установленного работнику объема работы со спортсменами по каждому этапу (периоду) подготовки к объему, установленному по программе на определенном этапе (периоде) подготовки (данные коэффициенты не могут превышать показатель, равный 1);
Ks - расчетный коэффициент вида спорта (спортивной дисциплины);
S - коэффициент специализации.
3. По количеству групп по каждому этапу (периоду) подготовки и избранному виду спорта (групповой метод) - при условии наполняемости групп не ниже минимальной. В этом случае должностной оклад (До) рассчитывается по следующей формуле:
, где:
Об - базовый оклад по должности, предусмотренный локальными нормативными актами учреждения (организации);
- количество групп подготовки по каждому этапу (периоду) подготовки;
- расчетные нормативы за работу с группой по каждому этапу (периоду) подготовки;
- коэффициенты участия тренера (тренера-преподавателя) в реализации тренировочного (учебного) плана, являющегося соотношением установленного работнику объема работы с группами по каждому этапу (периоду) подготовки к объему, установленному по программе на определенном этапе (периоде) подготовки (данные коэффициенты не могут превышать показатель, равный 1);
Ks - расчетный коэффициент вида спорта (спортивной дисциплины);
S - коэффициент специализации.
4. По результатам достижений лиц, занимающихся спортом, за определенный период подготовки (рейтинговый метод). В этом случае должностной оклад (До) рассчитывается так:
До = Об x R x Кн x Ks x S, где:
Об - базовый оклад по должности, предусмотренный локальными нормативными актами организации;
R - расчетная часовая ставка оплаты труда тренера (тренера-преподавателя), установленная ему локальными нормативными актами организации с учетом квалификации, опыта работы, достигнутых результатов (рейтинга);
Ks - расчетный коэффициент вида спорта (спортивной дисциплины);
Кн - количество часов в неделю проводимых тренером (тренером-преподавателем) тренировочных (учебных) занятий согласно утвержденному в организации графику занятий;
S - коэффициент специализации.
Рекомендуемые размеры расчетных нормативов за подготовку одного спортсмена и для работы с группой приведены в таблице 14 Методических рекомендаций.
* * *
В заключение обратим ваше внимание на следующее: в трудовых договорах должны быть конкретизированы размеры окладов (должностных окладов), доплат, надбавок и иных стимулирующих выплат. В коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах учреждения необходимо устанавливать порядок назначения стимулирующих и компенсационных выплат, повышающих коэффициентов, а также выбранный метод расчета должностного оклада для тренерского состава.
Е.В. Белова,
эксперт журнала "Отдел кадров
государственного (муниципального) учреждения"
"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 10, октябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Направлены Письмом Минспорта РФ от 12.05.2014 N ВМ-04-10/2554.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"