В адрес уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок 15.10.2014 поступил пакет документов на согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком. В основе обоснования начальной (максимальной) цены контракта лежит проектно-сметный метод. Локальный сметный расчет составлен на основе ТЕРр (территориальных единичных расценок) примерно в июне 2014 года.
Может ли уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком в данной ситуации?
В первую очередь отметим, что начальная (максимальная) цена контракта (далее также - НМЦК) или в предусмотренных законом случаях цена договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент), определяется и обосновывается с применением проектно-сметного метода в случаях, предусмотренных ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в частности, при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора. Кроме того, проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании НМЦК (цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом) в случае заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту зданий, строений, сооружений, помещений (ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства НМЦК (цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом) определяется и обосновывается с применением проектно-сметного метода на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ.
Приказом Минстроя России от 30.01.2014 N 31/пр утверждены и введены в действие государственные элементные сметные нормы и федеральные единичные расценки согласно перечню, содержащемуся в приложении 1 к названному приказу. В частности, упомянутым приказом утверждены Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы ГЭСН-2001 ГЭСН 81-02-ОП-2001 "Общие положения. Исчисление объемов работ", в соответствии с п. 1.0.1 которых государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН) являются исходными нормами для разработки других сметных нормативов: единичных расценок федерального, территориального и отраслевого уровней, индивидуальных и укрупненных сметных нормативов. А согласно п.п. 5.1, 5.3 Указаний по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001) МДС 81-38.2004 (утверждены постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 N 37) территориальные единичные расценки (ТЕРр), предназначенные, в частности, для подготовки тендерной документации, разрабатываются на основании в том числе разрабатываются на основании государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы.
Исходя из вышеизложенного, как мы полагаем, расчет и обоснование НМЦК с применением ТЕРр сами по себе законодательству о контрактной системе в сфере закупок не противоречат, поскольку ГЭСН, которыми заказчики обязаны руководствоваться в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, являются основой для разработки ТЕРр. Вопрос о достоверности определения сметной стоимости строительства и, как следствие, НМЦК должен решаться в зависимости от фактических обстоятельств конкретной ситуации.
Отметим, что в случаях, требующих согласования заключения контракта с единственным контрагентом с уполномоченным органом исполнительной власти, контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать НМЦК или цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, а случае, если контракт заключается в связи с признанием несостоявшимся электронного аукциона, - также цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона (п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При этом законодательство о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика при согласовании с уполномоченным органом заключения контракта таким способом вновь определять НМЦК с ее перерасчетом исходя из индексов изменения сметной стоимости работ в текущем календарном периоде. Кроме того, в соответствии с письмом Минстроя России от 15.05.2014 N 8367-ЕС/08 сообщенные этим письмом индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок, на II квартал 2014 года предназначены для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Для взаиморасчетов за выполненные работы указанные индексы не предназначены.
Кроме того, п. 15 Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537), содержащий исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании уполномоченным органом заключения контракта с единственным контрагентом, не предусматривает возможность такого отказа в связи с изменением показателей, с учетом которых исчисляется НМЦК, в период между ее определением в документации о закупке и обращением заказчика в уполномоченный орган по вопросу согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Следовательно, в связи с обращением в уполномоченный орган по вопросу согласования заключения контракта с единственным подрядчиком на основании п. 24 или п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик не обязан осуществлять перерасчет НМЦК исходя из текущих индексов изменения сметной стоимости работ, а сами по себе приведенные в вопросе обстоятельства не являются основанием для отказа в согласовании заключения контракта с единственным подрядчиком.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
21 октября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.