Режим труда и отдыха водителей
Практика показывает, рабочее время водителей отличается от рабочего времени обычного персонала, работа которого не связана с управлением транспортными средствами. Не зря режим труда и отдыха водителей автомобилей регламентируется отдельным документом, который не так давно вступил в силу в обновленной редакции. Что же это за документ и в чем состоят его новшества? Что еще нужно знать бухгалтеру о рабочем времени водителя и об ответственности за несоблюдение установленных норм и требований?
Что изменилось не так давно?
В середине лета 2014 года вступили в силу поправки, внесенные в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей*(1) Приказом Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484 (далее - Положение). Отведенные на ознакомление полгода прошли, и можно уже подводить первые итоги применения документа в обновленной редакции.
График работы (сменности). Сейчас есть указание, что он составляется работодателем только при регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Раньше вместо словосочетания "виды перевозок" использовалось слово с предлогом "на линии", которое мало о чем говорило. Поэтому конкретизация в данном случае была как нельзя кстати.
Раньше требовалось составлять графики работы водителей на каждый день (смену). Сейчас речь идет о том, что достаточно составить документ на каждый календарный месяц.
Устарело указание на то, что график работы (сменности) доводится до сведения водителей не позднее чем за месяц до введения его в действие. Этот вопрос работодатель решает самостоятельно так, чтобы своевременно информировать работника о режиме его труда. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей. По новым правилам графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха (часы междусменного отдыха в графике отражать не обязательно).
Специфика работы водителя. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п. 10 Положения). Раньше почему-то допускалось отправлять в рейс только двух водителей (не больше и не меньше), если их пребывание в ТС составляет более 12 часов. Очевидно, что речь идет о междугородных рейсах, когда водители проводят в пути не одни сутки. Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов. Это касается водителей, осуществляющих перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб. Сюда же добавлены перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях (п. 12 Положения). Водители этих служб фактически работают на условиях гибкого рабочего дня или суммированного учета рабочего времени.
Раньше было установлено, что перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Что это за места? В пункте 13 Положения это не уточняется. Новая формулировка тоже не проясняет нам этого. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Хорошо, что хоть есть указание на документ (расписание движения), где нужно искать ответ на вопрос о месте отдыха (перерыва) между двумя частями смены. Следует признать, что все-таки наиболее вероятным является то, что место отдыха водителей находится поблизости от рабочего места (транспортного средства).
Рабочее время. Расширен список временных интервалов, входящих в рабочее время водителя. Это не только время управления автомобилем и период специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах. Сюда же входит время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового). Если медицинский пункт находится вне расположения организации, то водителю потребуется время для того, чтобы добраться от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно. Раньше оно не учитывалось, хотя о нем было сказано в п. 15 Положения.
В рабочем времени учитывается также время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет авто, при направлении в рейс двух и более водителей. Это время засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%. Раньше данное правило распространялось на любые перевозки при направлении в рейс двух водителей. Хотя на практике касалось это либо междугородных, либо международных перевозок. Последние не регулируются рассматриваемым Положением. Здесь же нужно отметить, что конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем, что не всегда практикуется.
Время отдыха. Установлена дополнительная гарантия в части времени отдыха водителя. В частности, введена минимальная продолжительность перерыва для отдыха и питания - 30 минут. Максимальный перерыв установлен, как и раньше, не более 2 часов и предоставляется, как и минимальный, как правило, в середине рабочей смены. Введен ряд ограничений на время отдыха для водителей, которым установлен суммированный учет рабочего времени. В общем случае время такого отдыха не может быть менее 12 часов, но есть исключения.
Во-первых, на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена до 3 часов. Взамен должен быть предоставлено ежедневный (междусменный) отдых не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены.
Во-вторых, на междугородных перевозках продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до 9 часов, но не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели работнику предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен сокращенному времени отдыха.
В-третьих, если продолжительность междусменного отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее 8 часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый из них должен отдохнуть не менее 8 часов подряд.
В-четвертых, на междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, водитель вправе с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного знаками.
Пожалуй, это все нововведения, касающиеся рабочего времени и времени отдыха водителей. Далее обратимся к арбитражной практике по применению норм рассмотренного документа.
Прогул или законный отдых?
Такой вопрос возник в Апелляционном определении Московского городского суда от 16.03.2014 N 33-12437, когда продолжительность рабочей смены водителя превысила все пределы. Причиной такой переработки стало ДТП, в которое попал водитель и которое оформлялось несколько часов. В результате работник не отдохнул, как положено, как следствие, не явился на работу в следующую смену и не приступил к исполнению трудовых обязанностей. Работодатель посчитал это дисциплинарным проступком и уволил работника, который оспорил это в суде.
Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в предусмотренном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, то есть наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения). Необходимость установления вины работника в совершении конкретного дисциплинарного проступка при привлечении его к дисциплинарной ответственности является обязательным условием наступления таковой. В свою очередь, вина связана с умыслом либо неосторожностью. Проступок не может характеризоваться как понятие неопределенное, основанное лишь на внутреннем убеждении работодателя, а вывод о виновности работника не может быть основан на предположениях работодателя о фактах, которые не подтверждены в установленном порядке.
Иное толкование норм трудового законодательства приводило бы к существенному ограничению прав работников, тем самым допускались бы возможные злоупотребления со стороны работодателя при привлечении работника к дисциплинарной ответственности, в том числе по надуманным основаниям. Прогул к таким основаниям не относится, однако нужно знать, что работник может быть уволен за невыход на работу без уважительных причин, то есть отсутствие на работе в течение всего рабочего дня (смены) независимо от продолжительности рабочего дня (смены). Не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя.
В рассматриваемом деле межсменный перерыв составил менее положенных 12 часов (см. п. 25 Положения). Указанное обстоятельство не позволяло работнику приступить к работе по управлению автомобилем, являющимся средством повышенной опасности, а работодателю допустить работника до работы. Тот факт, что перед началом работы проводится медицинский осмотр, не влияет на выводы судебной коллегии, так как работник, не реализовавший свое право на междусменный отдых, не может быть допущен до работы независимо от мнения медицинского работника. Совершение водителем ДТП и несообщение начальнику колонны о предстоящем невыходе на работу в связи с необходимостью отдохнуть положенные 12 часов могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок, однако не являются основанием для увольнения работника за прогул.
Правомерна ли дифференцированная оплата рабочего времени?
Рабочее время водителя включает в себя не только период его нахождения за рулем. Но раз работник находится не на отдыхе, а при исполнении трудовых обязанностей, это должно быть оплачено, и возникает вопрос: в каком размере? Водителю, конечно, выгоднее, если все рабочее время будет оплачено исходя из 100% установленной ставки (оклада). Между тем не все рабочее время требует той квалификации водителя, за которую платит работодатель. Обратимся к Определению Приморского краевого суда от 13.08.2014 N 33-6967.
Локальным нормативным актом работодателя предусмотрено начисление заработной платы во время ожидания, и это время определено как время, в течение которого работник не исполняет должностные обязанности, находится в режиме отдыха, но в исключительных случаях готов приступить к работе. Согласитесь, как-то некорректно смешивать время отдыха и время работы водителя. Тем не менее это нужно для более ясного представления. Еще один режим - "ремонт", когда водитель не исполняет свои прямые обязанности за рулем, а находится в режиме ожидания. При этом если сам водитель участвует в ремонте, то это дает основание изменить размер его вознаграждения. Суд указал на то, что дифференцированная система оплаты труда водителя (в зависимости от вида выполненных работ) не противоречит Трудовому кодексу и специальным нормам, регулирующим оплату труда водителей автомобилей, является законной и обоснованной. Поименованное работодателем как "ожидание" и "ремонт" время учитывалось как рабочее, а не как время отдыха или простоя, и его оплата производилась в дифференцированном порядке согласно системе оплаты труда.
В итоге суд подтвердил право работодателя оплачивать в пониженном размере рабочее время водителя, которое характеризуется невысокой загруженностью работника.
Случаи из практики
Смоделируем ситуацию. У водителей транспортного предприятия ежедневная продолжительность работы составляет 8 часов. Правилами внутреннего трудового распорядка определено, что рабочий день у водителей начинается с 8.00 и заканчивается в 17.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00. На предприятии есть водители, которые привозят из дома на работу и увозят обратно с работы домой руководителя. Водитель должен завести автомобиль, прогреть его и отправиться за руководителем, чтобы привести его к началу рабочего дня. Как учитывать данное время водителя и в каком порядке производить оплату?
Следует знать, что водители транспортных средств могут работать в режиме обычного и гибкого графика, ненормированного рабочего дня, сменной работы, в иных режимах рабочего времени, предусмотренных Трудовым кодексом.
При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяются по соглашению сторон. Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.) (ст. 102 ТК РФ). То есть фактически при использовании режима гибкого рабочего времени применяется суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), а на работодателя возлагается обязанность по контролю за отработкой работником суммарного количества рабочих часов. Гибкий график подразумевает, что работник работает в пределах общей нормальной продолжительности, но в разных временных интервалах. Увеличение же количества рабочих часов и признание их сверхурочными возможно при обычном, а не при гибком графике.
В описанной ситуации водителю, который заезжает за руководителем, может быть установлен гибкий график, который начинается на час раньше и заканчивается на час позже обычного рабочего дня. Это приводит к переработке нормального количества часов рабочей смены. Если исходить из того, что в месяц в среднем 20 рабочих дней, то в случае увеличения рабочего времени на 2 часа в день работник будет нарабатывать 40 часов (20 x 2), что выливается в дополнительную рабочую неделю. При этом предполагается, что водитель не только привозит из дома на работу и отвозит с работы домой руководителя, но и в течение рабочего дня ездит вместе с директором. Выход из такой ситуации может быть такой: привлечение двух водителей, которые будут чередоваться, а в свободное от перевозки руководства время либо отдыхать, либо выполнять иные трудовые обязанности.
Здесь же проясним еще один вопрос: может ли водитель руководителя работать ежедневно не 8, а 10 часов? Нормы п. 12 Положения дают утвердительный ответ на этот вопрос. Водителям руководителей организаций продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов. То есть за смену продолжительностью 10 часов не менее 1 часа водитель должен отдыхать от управления авто, что вполне возможно, руководителю и самому не захочется проводить в дороге столько времени.
Представим другую ситуацию. Водитель по заявке на перевозку грузов или пассажиров должен быть у заказчика уже в 8.00 утра (при этом он уже должен завести автомобиль, прогреть его и отправиться на объект заказчика, чтобы прибыть к указанному времени). В отличие от предыдущей ситуации, здесь имеет место разовое отклонение от условий трудового распорядка и есть несколько вариантов решения. В частности, можно просто отпустить работника пораньше после того, как он выполнит задание. Если такие задания являются периодическими, то ведение гибкого режима рабочего времени с более ранним началом и окончанием рабочего дня поможет обеспечить отработку нормального количества часов. Если задания эпизодические, то возможно установить сотруднику ненормированный рабочий день, когда работники могут привлекаться за пределами установленного графика работы (ст. 101 ТК РФ). За это работник может рассчитывать либо на дополнительный отпуск (ст. 116 ТК РФ), либо даже на определенный повышенный оклад (ст. 135 ТК РФ). Еще один вариант: ранние часы начала работы водителя считать сверхурочными и дополнительно их оплатить (ст. 152 ТК РФ). Выбор одного из вариантов следует сделать исходя из условий конкретной ситуации.
Чем грозит нарушение режима?
Соблюдение режима труда и отдыха водителей как выполнение мер по обеспечению безопасности дорожного движения является одним из требований законодательства. В частности, организации и предприниматели, эксплуатирующие ТС, обязаны, помимо прочего, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством режим труда и отдыха водителей (п. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения*(2)). Работодателям запрещается понуждать или поощрять водителей ТС к нарушению ими требований безопасности дорожного движения (п. 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения). Нарушение упомянутых норм законодательства квалифицируется как несоблюдение условий, установленных Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом*(3). Нормами п. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, к которой привлекаются транспортные организации и предприниматели, в том числе не соблюдающие определенный режим рабочего времени и отдыха водителей ТС (постановления ФАС СЗО от 07.03.2014 N А13-8530/2013, от 17.10.2013 N А13-2197/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 N 08АП-1801/2014). Хотя, как правило, нарушение режима труда и отдыха - это не единственное нарушение, за которое привлекают к ответственности перевозчиков пассажиров.
Можно констатировать, что режим труда и отдыха работников транспортных предприятий, особенно основного подразделения (водителей), играет важную роль не только в регулировании трудовых отношений, но и в деятельности самих предприятий, обязанных обеспечивать безопасность дорожного движения и граждан (пассажиров). Поэтому нужно уделять должное внимание соблюдению норм Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, а также других аналогичных отраслевых документов (в частности, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса*(4)). Последний документ до сих пор действует в первоначальной редакции и применяется вместе с общими нормами трудового законодательства.
М.В. Семенов,
эксперт журнала "Транспортные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2014 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.
*(2) Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ.
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280.
*(4) Утверждено Приказом Минтранса РФ от 18.10.2005 N 127.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"