Контроль за осуществлением государственными (муниципальными) учреждениями воинского учета
В соответствии с п. 33 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления ВС РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны. Напомним, что государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны*(1) вести воинский учет своих работников. Порядок осуществления контроля установлен в приложении 2 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 N 500 (далее - Порядок контроля).
Предмет контроля
Воинский учет призывников и военнообязанных, работающих в государственных (муниципальных) учреждениях, - это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.
Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:
- потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
- потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.
К основным задачам воинского учета относятся:
- обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством РФ;
- документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
- анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военнообученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.
Согласно п. 9 Положения о воинском учете воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, данным Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны. В частности, действуют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом ВС РФ (далее - Методические рекомендации).
При контроле ведения воинского учета проверяется и определяется:
- полнота охвата граждан воинским учетом;
- качество осуществления воинского учета граждан;
- достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
- организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
- выполнение должностными лицами организаций требований Закона о воинской обязанности и Положения о воинском учете.
Срок проведения проверок
В силу п. 3 Порядка контроля военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в учреждениях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.
Порядок проведения проверок
Контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) и Порядка контроля.
Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. Напомним, что основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц;
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О плановой проверке учреждение должно быть уведомлено проверяющими не менее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. В случае внеплановой выездной проверки уведомление должно быть осуществлено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц).
В соответствии со ст. 14 Закона о защите прав юридических лиц проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя (его заместителя) контрольного органа, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В ходе проверки контролеры обращают внимание на следующие вопросы.
Полнота охвата граждан воинским учетом. В соответствии с п. 14 Положения о воинском учете и п. 12 Методических рекомендаций воинскому учету подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);
б) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные):
- мужского пола, пребывающие в запасе;
- уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
- успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям.
Напомним, что не подлежат воинскому учету граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом о воинской обязанности;
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.
Качество осуществления воинского учета граждан. В соответствии с п. 27 Положения о воинском учете воинский учет граждан осуществляется по личным карточкам работников (ф. Т-2, разд. 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (ф. Т-2 ГС (МС), разд. 2), утвержденным в установленном порядке (далее - личные карточки).
Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются вышеуказанные документы, являются:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
- военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
Согласно п. 31 Положения о воинском учете в целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, учреждения и их должностные лица:
- определяют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
- ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны.
В целях поддержания в актуальном состоянии сведений в личных карточках и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений в документах воинского учета военных комиссариатов работники, осуществляющие воинский учет (п. 32 Положения о воинском учете):
- направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений) (по форме, приведенной в приложении 9 к Методическим рекомендациям). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
- направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по форме, приведенной в приложении 10 к Методическим рекомендациям);
- представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (по форме, приведенной в приложении 11 к Методическим рекомендациям), а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (по форме, приведенной в приложении 3 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400). Кроме того, приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, руководители образовательных учреждений представляют в военный комиссариат заполненные анкеты согласно приложению 4 к указанной инструкции;
- сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете в личных карточках со сведениями в документах воинского учета граждан;
- сверяют не реже одного раза в год в порядке, приведенном в приложении 12 к Методическим рекомендациям, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
- вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, находящихся на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты (в порядке, приведенном в приложении 13 к Методическим рекомендациям);
- оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету. Напомним, что каждое государственное (муниципальное) учреждение с момента своего образования и перед началом очередного календарного года разрабатывает (ведет):
- приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- картотеку личных карточек форм Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;
- расписки в приеме от граждан документов воинского учета (по форме, приведенной в приложении 14 к Методическим рекомендациям);
- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
- справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Выполнение должностными лицами организаций требований Закона о воинской обязанности и Положения о воинском учете. Согласно п. 9 Положения о воинском учете за состояние воинского учета, осуществляемого государственными (муниципальными) учреждениями, отвечают руководители этих учреждений. Они должны назначить работников учреждения, ответственных за ведение воинского учета. Число этих работников определяется с учетом следующих норм (п. 12 Положения о воинском учете):
- один работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- один освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан;
- два освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан;
- один освобожденный работник на каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете.
В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет:
- проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
- заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
- разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
- информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Оценка качества осуществления воинского учета
В соответствии с п. 4 Порядка контроля качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается по следующим показателям.
1. Организация воинского учета. Она оценивается:
- "удовлетворительно", если выполнены установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также правовыми актами Минобороны и иными служебными документами обязанности по организации осуществления воинского учета; документы по осуществлению воинского учета разработаны в полном объеме и качественно; спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с военными комиссариатами, органами местного самоуправления (представлению предусмотренных Положением о воинском учете сведений) выполнены не менее чем на 70%, проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
- "неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
2. Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (ф. Т-2) и личных карточках государственных (муниципальных) служащих (ф. Т-2 ГС) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе. Данный показатель оценивается:
- "отлично", если отсутствуют личные карточки граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, органов местного самоуправления; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Минобороны;
- "хорошо", если количество личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, органов местного самоуправления не превышает 5% от числа проверенных; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Минобороны;
- "удовлетворительно", если количество личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих военных комиссариатов, органов местного самоуправления составляет от 5 до 10% от числа проверенных; хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, разрабатываемыми Минобороны;
- "неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценивается на:
- "отлично", если организация осуществления воинского учета оценивается не ниже "удовлетворительно", а полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, - "отлично";
- "хорошо", если организация воинского учета оценивается не ниже "удовлетворительно", полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках, - "хорошо";
- "удовлетворительно", если организация воинского учета и полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках, оценены не ниже "удовлетворительно";
- "неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Результаты контрольных мероприятий доводятся до руководителей проверяемых учреждений и отражаются в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, которые ведутся в военных комиссариатах, в органах местного самоуправления и в учреждениях.
При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета военные комиссары (руководители органов местного самоуправления) сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и в вышестоящий орган, которому подведомственно проверяемое учреждение.
В заключение отметим, что должностные лица государственных (муниципальных) учреждений, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут административную ответственность, установленную гл. 21 КоАП РФ.
А. Репин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 11, ноябрь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подпункт 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности), п. 9 Положения о воинском учете.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"