В организации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ необходимо провести электронный аукцион по закупке сплит-систем, их установке и гарантийном обслуживании. Указанная закупка не предусмотрена планом-графиком размещения заказов на 2014 год, однако на закупку выделены из бюджета дополнительные средства.
Можно ли объединить в составе одного лота закупку сплит-систем, их установку и гарантийное обслуживание? Как внести изменения в план-график?
1. Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только с 1 января 2014 года. Каких-либо официальных разъяснений или правоприменительной практики по заданному вопросу, насколько нам известно, на сегодняшний день не имеется. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.
Закон N 44-ФЗ содержит только правила описания объекта закупки (ст. 33 Закона N 44-ФЗ), но не устанавливает требований к формированию предмета контракта, в частности совмещения в рамках одного контракта приобретения нескольких объектов закупки.
Определенные ограничения такого совмещения вытекают из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Однако, с нашей точки зрения, представляется очевидным, что установку, монтаж и гарантийное обслуживание отдельных видов товаров, например машин и оборудования, может осуществить только поставщик. Именно поэтому заказчику предоставлено право при необходимости устанавливать в документации о закупке при описании объекта закупки требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).
Поэтому мы полагаем, что заказчик вправе при осуществлении закупки сплит-системы в документации о закупке установить требование к обязательности осуществления монтажа и гарантийного обслуживания товара. Причем установление подобных требований не является отдельной закупкой. На наш взгляд, в таком случае не будет нарушением указание в качестве предмета закупки только поставку сплит-системы.
Заметим, что правомерность объединения в предмете одного контракта поставки оборудования и его монтажа в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" подтверждалась судебной практикой (смотрите, например, решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.08.2010 N А79-5115/2010, постановления Шестого ААС от 22.09.2008 N 06АП-2591/2008-А04, ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2009 N Ф03-6466/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 11.06.2010 по делу N А28-16731/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.10.2010 по делу N А69-614/2010). Полагаем, что тот же подход может быть применен и в настоящее время, поскольку Закон N 44-ФЗ, как было сказано выше, не содержит новых норм, регулирующих формирование предмета контракта, а Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не претерпел существенных изменений в этой части. Однако подтвердить это может только сама судебная практика, которой, как было сказано изначально, пока не сформировалось.
2. Как следует из ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ при размещении планов-графиков размещения заказов на 2014 год заказчики руководствуются приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н и Особенностями, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н (далее - Особенности).
Особенностями установлены лишь сроки внесения изменений в планы-графики (п. 6, п. 7 Особенностей). Перечень же оснований для внесения изменений в планы-графики предусмотрен пунктом 15 примечаний к форме планов-графиков, утвержденной Приказом N 761/20 (на актуальность этого перечня указано в п. "о" пп. 2 п. 5 Особенностей). Изменение возможно, в частности, в случае возникновения обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно. Поэтому, если у заказчика возникла необходимость в закупке сплит-системы и на эти цели были выделены дополнительные денежные средства, полагаем заказчик вправе внести изменения в план-график с соблюдением сроков, предусмотренных п. 6 и п. 7 Особенностей. При этом обоснование соответствующих изменений отражается в столбце 14 плана-графика (п. "о" пп. 2 п. 5 Особенностей). Единицы измерения товаров, работ, услуг, являющихся предметом контракта, в столбце 7 плана-графика указываются в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (ОКЕИ) (в случае, если объект закупки может быть количественно измерен). В случае закупки сплит-системы, в качестве единицы измерения товаров необходимо указать "шт." (штуки).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
23 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.