Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Роспатента
от 27 марта 1997 г. N 26
Методические рекомендации
по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение реализации положений Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон), связанных с определением однородности товаров и услуг (далее - товары) при экспертизе заявок на товарные знаки и знаки обслуживания (далее - заявка на товарный знак) в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона и п. 14.4.3 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания.
1.2. Рекомендации предназначены для экспертов и специалистов Патентного ведомства.
1.3. Предложенные в Рекомендациях признаки однородности товаров и услуг определены, исходя из действующего в Российской Федерации законодательства в области товарных знаков, с привлечением подготовленных в предыдущие годы в системе Патентного ведомства разработок по этой проблеме, с учетом отечественного и международного опыта в решении данного вопроса.
2. Правовые основания определения однородности товаров
2.1. В соответствии со статьей 1, абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров.
2.2. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона использование товарного знака или сходного с товарным знаком обозначения для однородных товаров, противоречащее положениям пункта 2 статьи 4 Закона, влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3. Вышеуказанные положения Закона призваны защитить интересы как изготовителя товаров от недобросовестной конкуренции, так и потребителя, не допуская возможности маркировки однородных товаров разных изготовителей тождественными или сходными знаками, что привело бы к дезориентации потребителя.
В то же время Закон не предусматривает запрета на регистрацию разными лицами тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков в отношении неоднородных товаров, т.е. таких товаров, в силу собственных различий которых даже при маркировке их тождественными товарными знаками потребитель не будет вводиться в заблуждение относительно товара или изготовителя.
Установление тождества или сходства проводится экспертизой в отношении однородных товаров.
По определению "однородный - это относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый; выполняющий ту же функцию" (С.И.Ожегов "Толковый словарь русского языка", Москва, 1992 г.)
Под однородными товарами и услугами следует понимать товары и услуги, относящиеся к одному и тому же роду и виду, не обладающие различительной способностью и создающие у потребителя представление о принадлежности их к одному изготовителю.
Согласно действующему законодательству товары и услуги, для которых и спрашивается регистрация товарного знака, классифицируются в соответствии с указанными в МКТУ классами.
При этом каждый класс МКТУ состоит из множества разнородных групп (родовых понятий) товаров.
В названии каждого класса МКТУ приведены группы товаров, так, например, класс 11 включает:
- устройства осветительные
- устройства паропроизводящие
- устройства санитарно-технические
- устройства холодильные.
Родовое понятие товара является более общим по отношению к видовому и такие понятия как "осветительное устройство" и "лампа накаливания" или "мебель" и "мебель кухонная" относятся друг к другу как категории род - вид.
Внутри каждой родовой или видовой группы товаров собраны товары одного рода или вида, обладающие общими признаками и используемые по одному назначению.
3. Установление однородности товаров
3.1. При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия реализации товаров, круг потребителей и другие признаки.
Признаки однородности товаров подразделяются на основные и вспомогательные.
К основным признакам относятся:
- род (вид) товаров;
- назначение товаров;
- вид материала, из которого изготовлены товары.
Остальные признаки относятся к вспомогательным.
Основные признаки однородности товаров могут учитываться как каждый в отдельности, так и в совокупности друг с другом и со вспомогательными признаками. При этом основные признаки могут переходить в разряд вспомогательных.
3.1.1. Чаще всего основанием для признания товаров однородными является их принадлежность к одной и той же родовой или видовой группе.
Например, однородными товарами являются "пальто, платье, блузки, юбки, жакеты, брюки, пиджаки", т.к. все эти товары относятся к одной родовой группе "одежда". Однако неоднородными товарами должны быть признаны "соковыжималки бытовые электрические и неэлектрические", хотя они и относятся к одному виду товаров, но все же имеют ряд существенных различий. Соковыжималка бытовая электрическая представляет собой сложный трудоемкий прибор. Она продается в специальных магазинах бытовой техники или в соответствующих хозяйственных отделах универмагов. В то же время соковыжималка бытовая неэлектрическая - это более простое устройство. Она продается чаще всего в хозяйственных магазинах в отделах мелкой кухонной утвари. Кроме того, оба товара имеют разную стоимость (электрическая соковыжималка является более дорогостоящим товаром, чем неэлектрическая).
3.1.2. При определении назначения товара следует принимать во внимание область его применения и цель применения.
Например, следует признать однородными товарами химические продукты для сельского хозяйства и средства для уничтожения вредителей сельского хозяйства. Данные товары имеют одинаковую область применения (сельское хозяйство) и могут относиться к общей родовой группе (химические товары). В то же время не могут быть признаны однородными сельскохозяйственные машины и сельскохозяйственные ручные инструменты, т.к. эти товары относятся к разным родовым группам. Они отличаются также по своей стоимости, условиям сбыта.
Однородными товарами являются дезинфицирующие мыла и дезинфицирующие средства для гигиенических целей, т.к. они имеют одинаковую цель применения (дезинфекция) и могут относиться к одной и той же родовой группе (химические товары).
Однако аппараты для дезинфекции не могут быть признаны однородными с указанными выше товарами, т.к. относятся к другой родовой группе (приборы, технические устройства).
3.1.3. Однородными могут признаны товары, изготовленные из одного вида материала, хотя и относящиеся к разному роду (виду).
Например, следует считать однородными такие товары, как "портсигары и портмоне из благородных металлов", несмотря на принадлежность их к разным видам товаров. Данные товары изготавливаются из одного вида материала - благородного металла (этот материал является очень дорогим, он редко применяется в производстве товаров). Оба вида товара обладают высокой стоимостью и реализуются одинаковым образом (в ювелирных магазинах или ювелирных отделах универмагов).
В то же время нельзя признать однородными "резиновые шланги и резиновую пляжную обувь".
В отличие от благородных металлов резина является дешевым, широко используемым материалом. В данном случае при определении однородности должны учитываться другие признаки (вид товара, цель его применения, условия сбыта товара).
В качестве еще одного примера, иллюстрирующего значение материала в решении вопроса об однородности товара, можно привести изготовление ферменной конструкции из разных материалов: из металла и неметалла, при этом область применения этой конструкции по этим варианта исполнения общая.
Ферменная конструкция из металла относится к 6 классу МКТУ, а неметаллическая ферменная конструкция относится к классу 19 МКТУ, т.е. товары неоднородны.
Следует иметь в виду, что тождество материалов, из которых изготовлены сравниваемые товары, не является гарантией однородности этих товаров.
Например, возможность изготовления обуви из текстильных материалов (кл. 25 МКТУ) не говорит о том, что обувь как готовое изделие и текстильный материал как готовое изделие: декорации, скатерти, гардины (кл. 24 МКТУ) стали однородными товарами.
3.1.4. Одним из вспомогательных признаков однородности товаров являются условия реализации товаров. Так, например, краскам, лакам сопутствуют в торговле средства для чистки, полировки.
В рамках рассматриваемого признака следует учитывать также каналы реализации изделий. Для изделий, реализуемых через розничную сеть, опасность смешения товарных знаков выше, чем для изделий, которые распространяются в соответствии с заключенными договорами.
3.1.5. В зависимости от круга потребителей товары разделяются на две группы: товары широкого потребления и товары производственно-технического назначения.
В отношении товаров широкого потребления при оценке степени однородности товаров должен применяться более строгий подход, чем в отношении товаров производственно-технического назначения. Потребители товаров широкого потребления сталкиваются с товарами конкретного вида и с их знаками редко, и возможность смешения ими знаков более высока. Поэтому для обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков в отношении товаров широкого потребления, таких как косметические и гигиенические изделия, продукты питания, домашняя утварь, одежда, обувь, вино-водочные и табачные изделия и т.п., опасность смешения более высока.
В отношении товаров производственно-технического назначения опасность смешения может быть меньшей, т.к. эти товары предназначены для ограниченного круга потребителей-специалистов, которым, как правило, хорошо известны изготовители продукции в соответствующей отрасли. К товарам такого рода относятся станки, сырьевые материалы, приборы, стройматериалы и т.п.
3.1.6. Различные требования при определения однородности следует предъявлять к товарам в зависимости от того, предназначены ли они для длительного пользования или краткосрочного. При покупке изделий длительного пользования или дорогостоящих, например, автомобилей, холодильников, бытовых электроприборов, мебели и т.д., покупатели бывают особенно внимательны и возможность смешения здесь невелика.
Наоборот, в отношении товаров краткосрочного пользования или дешевых степень внимательности покупателей значительно снижается, а опасность смешения соответственно увеличивается. К товарам такого рода относятся часть продуктов питания, косметических и гигиенических изделий, канцелярских товаров и т.п.
3.2. В качестве инструмента для определения однородности товаров и услуг, установления границ поиска применяется Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков (далее - МКТУ). В основу МКТУ положены признаки однородности товаров, перечисленные в пункте 3.1. Рекомендаций. Однако принадлежность товаров к одному классу МКТУ не является основанием для признания товаров однородными. К одному и тому же классу могут быть отнесены неоднородные товары (например, класс 9: приборы и инструменты, очки и огнетушители), и напротив, однородные товары разнесены по разным классам (например, мебель специальная лабораторная - кл. 9, мебель для медицинских целей - кл. 10).
При определении границ поиска следует учитывать приводимый ниже примерный перечень корреспондирующих классов, содержащих однородные товары.
1 - 2, 3, 5, 17, 19. 17 - 1, 2, 6, 19.
2 - 1, 3, 17. 18 - 25.
3 - 1, 2, 5, 21. 19 - 1, 17.
6 - 1, 3, 10. 20 - 6.
6 - 7, 9, 11, 17, 20, 21. 21 - 3, 6.
7 - 6, 8, 9, 11, 12. 24 - 25.
8 - 7. 25 - 18, 24
9 - 6, 7, 10, 11, 12. 29 - 30
10 - 5, 9. 30 - 29
11 - 6, 7, 9. 32 - 33.
12 - 7, 9. 33 - 32.
Примеры однородных товаров в корреспондирующих классах
1 кл. "химические вещества, используемые для брожения вин" - 2 кл. "красители для ликеров, напитков";
1 кл. "масла для обработки кожи в процессе изготовления" - 3 кл. "аппреты для кожи";
1 кл. "йодиды щелочных металлов для промышленных целей" - 5 кл. "йодиды щелочных металлов для фармацевтических целей";
1 кл. "замазки для трещин в деревьях" - 17 кл. "замазки";
2 кл. "протравы для кожи" - 3 кл. "аппреты для кожи";
2 кл. "краски, лаки" - 17 кл. "краски, лаки изоляционные";
3 кл. "салфетки, пропитанные косметическими средствами" - 5 кл. "гигиенические салфетки";
3 кл. " косметические наборы" - 21 кл. "косметические принадлежности";
5 кл. "бинты (перевязочный материал)" - 10 кл. "бинты эластичные";
6 кл. "пружины (скобяные изделия)" - 7 кл. "пружины (детали машин)";
6 кл. "проволока для мягкой пайки металлическая" - 9 кл. "проволока из металлических сплавов плавкая";
6 кл. "краны для бочек" - 11 кл. "краны-смесители для водопроводных труб";
6 кл. "муфты соединительные для труб металлические" - 17 кл. "муфты соединительные для труб неметаллические";
6 кл. "фурнитура для мебели металлическая" - 20 кл. "фурнитура для ме
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.