Приказ ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 02-394
"О введении в действие Инструкции "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы"
19 декабря 1997 г., 28 сентября 1999 г., 1 декабря 2003 г., 16 января 2004 г.
Указанием ЦБР от 26 января 2010 г. N 2388-У настоящий приказ отменен
В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Инструкцию Банка России "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы".
2. Ввести в действие Инструкцию "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы" с момента опубликования в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России").
3. Территориальным учреждениям Банка России довести настоящую Инструкцию до сведения банков, имеющих филиалы.
Председатель Центрального банка |
С.К. Дубинин |
Указанием ЦБР от 26 января 2010 г. N 2388-У настоящая Инструкция признана утратившей силу
Указанием ЦБР от 28 сентября 1999 г. N 650-У в настоящую Инструкцию внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования в "Вестнике Банка России" и применяющиеся начиная с отчетности по состоянию на 1 ноября 1999 г.
Инструкция
о порядке осуществления надзора*(1) за банками, имеющими филиалы*(2) от 11 сентября 1997 г. N 65
(утв. приказом ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 02-394)
19 декабря 1997 г., 28 сентября 1999 г., 1 декабря 2003 г., 16 января 2004 г.
Об особенностях применения настоящей Инструкции Сбербанком РФ см. Указание оперативного характера ЦБР от 29 января 2001 г. N 15-Т
I. Общие положения
См. Рекомендации по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе, направленные Указанием оперативного характера ЦБР от 28 декабря 2004 г. N 151-Т
1. Настоящая инструкция определяет особенности организации надзора за банками, имеющими филиалы*(3). Необходимость выделения банков, имеющих филиалы, в самостоятельную надзорную категорию обусловлена тем, что эти банки наряду с общими рисками, присущими банковской деятельности, подвержены повышенным региональному и страновому рискам, а также дополнительному риску потери такими банками управляемости.
2. Под региональным риском понимается вероятность возникновения экономических трудностей для банка в силу экономических проблем на территории, где функционирует филиал (филиалы) банка и иных неблагоприятных условий деятельности.
Страновой риск состоит в вероятности понесения убытков, которые могут быть вызваны существенными изменениями экономических и (или) правовых условий в странах, где расположены зарубежные филиалы банка.
Дополнительный риск потери управляемости (риск управления) состоит в вероятности принятия руководством филиалов неподконтрольных руководству и собственникам банка решений или невыполнения филиалами принятых руководством и собственниками банка решений.
3. Филиалом банка является созданное в установленном законодательством и нормативными актами Банка России порядке обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных выданной банку лицензией Банка России.
Филиал банка ведет самостоятельный баланс и представляет отчетность в территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения в соответствии с настоящей инструкцией.
4. Филиалы банка не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшим их банком.
Руководители филиалов осуществляют свою деятельность на основании доверенностей, выданных банком.
5. Внутрибанковский контроль за деятельностью филиалов организуется головной организацией банка в порядке, определенном уставом банка и Положением о внутреннем контроле в банке.
6. Надзор за деятельностью банка осуществляется территориальным учреждением Банка России по месту нахождения его головной организации во взаимодействии с территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения филиалов банка.
7. Надзор за деятельностью филиалов банка призван обеспечить дополнительные условия для осуществления эффективного надзора за банком. Указанный надзор осуществляют территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов банка. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала банка направляет информацию о недостатках в деятельности филиала головной организации банка и территориальному учреждению Банка России по месту его нахождения в соответствии с порядком, установленным настоящей инструкцией.
II. Особенности документарного надзора за банками
8. Утратил силу с 1 апреля 2004 г.
См. текст пункта 8
9. Утратил силу с 1 апреля 2004 г.
См. текст пункта 9
10. При наличии у банка признаков финансовых трудностей территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головной организации банка предоставляется право усилить оперативность надзора путем установления индивидуальных (вплоть до ежедневных) сроков представления соответствующих форм отчетности.
11. В процессе сбора и обработки отчетности территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной организации банка осуществляет контроль за:
а) своевременностью и полнотой представления банком установленной отчетности;
б) совпадением данных об оборотах и остатках на корреспондентском счете головной организации (30102) с данными РКЦ (30101) и счетах обязательных резервов (30202 и 30204) по сводному балансу банка с данными РКЦ (30201 и 30203);
в) соответствием выполняемых банком операций требованиям банковского законодательства;
г) полнотой и своевременностью выполнения банком обязательных резервных требований;
д) соблюдением банком установленных значений показателей, по которым установлены обязательные экономические нормативы, правильностью их расчета в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 1.10.97 N 1;
е) соблюдением установленных лимитов (сублимитов) открытой валютной позиции;
ж) соблюдением иных пруденциальных норм деятельности, контроль за которыми может быть произведен на основании данных отчетности (создание резерва на возможные потери по ссудам и резерва под обесценение ценных бумаг в соответствии с требованиями Банка России; достаточность собственных средств (капитала) банка и др.).
Кроме того, территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головной организации банка рекомендуется осуществлять контроль за состоянием осуществляемых внутри банка расчетов в соответствии с действующими нормативными актами Банка России по данному вопросу.
12. Анализ отчетности банка и его филиалов, осуществляемый территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головной организации банка, включает:
а) системный анализ деятельности банка на основании изучения как баланса банка, так и отдельно балансов его головной организации и филиалов;
Указанием ЦБР от 16 января 2004 г. N 1377-У в подпункт "б" пункта 12 настоящей Инструкции внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2004 г.
б) анализ сложившихся значений показателей, по которым установлены обязательные экономические нормативы, и тенденций их изменения*(5);
в) анализ сложившихся значений показателей по другим пруденциальным нормам деятельности, упомянутым в подпунктах д), ж) и з) пункта 11, и тенденций их изменения*(5);
По-видимому, в тексте настоящего документа допущена опечатка. Пункт 11 настоящей Инструкции не содержит подпункта "з". Имеется в виду второй абзац подпункта "ж" пункта 11
г) анализ качества активов на основании форм финансовой отчетности в соответствии с Инструкцией Банка России от 1.10.97 N 17 "О составлении финансовой отчетности";
д) анализ управления ликвидностью, включая анализ информации об остатках и оборотах на корреспондентских счетах (форма N 101), данных о наличии задержек оплаты расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах головной организации и (или) филиалов (форма N 311).
Примечание. Здесь и далее номера форм представляемой в Банк России отчетности приведены в соответствии с Указаниями Банка России от 24.10.97 N 7-У;
е) анализ соответствия положения о внутрибанковском контроле требованиям Банка России и эффективности деятельности службы внутреннего контроля.
13. Особое внимание при осуществлении документарного надзора следует уделять крупным филиалам банка, валюта баланса которых составляет 5 процентов и более от валюты сводного (с учетом всех филиалов) баланса банка.
III. Специфика анализа финансового состояния крупных банков
См. Методику анализа финансового состояния банка, утвержденную письмом Департамента пруденциального банковского надзора ЦБР от 4 сентября 2000 г. N 15-5-3/1393
14. Настоящий раздел определяет основанную на документарном надзоре специфику анализа финансово-хозяйственной деятельности крупных банков, т.е. банков, возникновение финансовых трудностей в одном из которых может иметь негативные последствия для состояния экономики и банковской системы региона либо России в целом*(6).
В целях более точной оценки состояния крупных банков территориальным учреждениям Банка России по месту нахождения головной организации банков рекомендуется проводить анализ причин и возможных последствий возникновения следующих ситуаций*(7):
а) резкое*(8) сокращение или рост остатков либо оборотов по балансовому счету 30102:
б) значительное*(9) сокращение валюты баланса;
в) Исключен.
См. текст подпункта "в"пункта 14
г) частое (более 3 раз в месяц, по кредитам овернайт - три и более рабочих дней подряд) обращение за кредитами Банка России, а также существенное (более 3% к общему объему привлеченных ресурсов), либо значительно нарастающее, участие этих кредитов в формировании ресурсной базы банка;
д) значительно нарастающее участие межбанковских кредитов в формировании ресурсной базы банков;
е) резкое изменение объема операций по размещению межбанковских кредитов;
ж) изменения доходности и емкости рынков, которые являются существенными для формирования доходов, расходов либо прибыли банка (значение рынков рекомендуется рассматривать как существенное, когда операции на этих рынках формируют не менее 5% величины соответствующих показателей);
з) значительное снижение высоколиквидных активов в общем объеме активов банка;
и) резкое увеличение или сокращение основных средств и другого имущества банка;
к) значительное увеличение других операционных расходов, а также расходов на содержание аппарата, социально-бытовых расходов, штрафов, пени, уплаченных неустоек и ряд других производственных расходов:
л) значительное изменение удельного веса головной организации либо филиала в структуре активов и пассивов и финансовых результатах банка;
м) рост удельного веса в валюте баланса и (или) в общем числе филиалов убыточных филиалов;
н) значительное сокращение клиентской базы;
о) прекращение обслуживания крупных клиентов, включая бюджетные организации*(10);
п) наличие финансовых проблем у крупных клиентов банка.
Для проведения анализа территориальные учреждения Банка России вправе запрашивать у банка информацию о составе и финансовом состоянии крупных клиентов, заемщиков и кредиторов банка, копии документов их юридических и кредитных дел, информацию об их основной деятельности, а также иную необходимую информацию.
15. Территориальные учреждения Банка России анализируют изменения в состоянии рынков, способных повлиять на ситуацию в банках, а также данные о проблемах экономики территорий (отраслей), на обслуживании которых специализируется банк.
IV. Порядок осуществления документарного надзора за филиалами
16. Порядок открытия филиалов банка регулируется следующими нормативными актами Банка России: Инструкцией Банка России от 23.07.98 N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" ("Вестник Банка России" от 12.08.98 N 55), Положением Банка России от 29.04.98 N 27-П "О порядке предоставления Центральным банком Российской Федерации разрешений российским уполномоченным банкам на участие в уставном капитале кредитных организаций за границей" ("Вестник Банка России" от 07.05.98 N 30 ) и Инструкцией Банка России от 24.08.98 N 76-И "Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства" ("Вестник Банка России" от 02.09.987 N 63) (с учетом изменений и дополнений по всем перечисленным выше нормативным актам Банка России).
17. Непосредственный надзор за текущей деятельностью филиалов банка осуществляют территориальные учреждения Банка России по месту их нахождения.
18. Надзор за деятельностью филиала банка осуществляется с целью оценки степени риска, которую деятельность филиала несет для банка, и приведения этой деятельности в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством и Банком России.
19. Осуществление надзора производится по следующим основным направлениям:
а) проверка соответствия выполняемых филиалом банка функций и операций тем функциям и операциям, которые делегированы филиалу банком и закреплены в положении о филиале, а также оценка деятельности руководителей филиалов на предмет осуществления ими деятельности в соответствии с полномочиями, закрепленными в выданной банком доверенности;
б) Утратил силу с 1 апреля 2004 г.
См. текст подпункта "б"
в) оценка риска по осуществляемой филиалом банка деятельности.
20. Банк может устанавливать плановые показатели финансового результата деятельности филиала, в том числе и плановые убытки. В случае наличия в составе банка планово-убыточных филиалов банк ежеквартально в сроки представления квартальной отчетности направляет:
- в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной организации планы-графики финансового результата убыточных филиалов помесячно до конца года, а также порядок перераспределения доходов внутри банка и указания источников покрытия образовавшихся убытков;
- в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала планы-графики финансового результата убыточных филиалов помесячно до конца года. Наличие у планово-убыточного филиала убытков в пределах установленного плана не является признаком финансовых проблем у филиала.
Указанием ЦБР от 16 января 2004 г. N 1377-У в пункт 21 настоящей Инструкции внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2004 г.
21. Под предельными объемами (лимитами) осуществления операций понимаются в том числе:
- максимальная сумма кредита, предоставляемого филиалом одному заемщику или группе связанных заемщиков;
- максимальная совокупная сумма кредитов, предоставляемых филиалом одному заемщику или группе связанных заемщиков, включая предоставленные гарантии и поручительства, а также приобретенные долговые обязательства заемщика (включая долговые ценные бумаги, не котируемые на рынке);
- максимальная совокупная сумма кредитов, которая может быть выдана филиалом:
- максимальная сумма обязательств, принятых на себя филиалом, в отношении одного или группы связанных кредиторов (вкладчиков);
- максимальная сумма привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
- максимальная сумма сделки по приобретению ценных бумаг одного эмитента, котируемых на рынке;
- максимальная сумма средств, которые могут быть направлены на приобретение ценных бумаг одного эмитента, котируемых на рынке;
- максимальная сумма средств, которая может быть направлена на приобретение ценных бумаг других юридических лиц, котируемых на рынке;
- максимальная сумма выпущенных от имени банка векселей (если такое право предоставлено филиалу);
- максимальная сумма средств, которая может быть направлена на финансирование капитальных вложений, приобретение основных средств и других материальных активов;
- сублимиты на открытые валютные позиции (устанавливаются в соответствии с требованиями инструкции Банка России от 22.05.96 N 41);
- сублимиты на открытые позиции по операциям с драгоценными металлами (устанавливаются в соответствии с требованиями письма Банка России от 14.03.97 N 424).
Вышеприведенный перечень является примерным и может быть дополнен или сокращен в зависимости от перечня банковских операций и сделок, право на выполнение которых делегировано банком конкретному филиалу.
Предельные объемы (лимиты) по каждому конкретному виду операций устанавливаются банком по мере необходимости. При установлении предельных объемов (лимитов) банк самостоятельно определяет срок их действия. Срок действия предельных объемов (лимитов) может быть неограниченным.
Банк вправе изменять установленные филиалам предельные объемы (лимиты) осуществления банковских операций до истечения срока их действия и устанавливать новый срок действия лимитов.
Головная организация направляет филиалу банка сведения об установленных или измененных предельных объемах (лимитах) осуществления банковских операций.
Предельные объемы (лимиты) осуществления банковских операций устанавливаются головной организацией самостоятельно, исходя из величины остатков или оборотов на соответствующих балансовых счетах, иных показателей.
В случае применения к банку мер воздействия в виде ограничения на проведение отдельных операций на срок до шести месяцев, головная организация банка в обязательном порядке в трехдневный срок после получения предписания от территориального учреждения Банка России, направляет в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов, а также каждому филиалу предельные объемы (лимиты) осуществления операций, исходя из установленных предписанием ограничений на проведение операций.
Предельные объемы (лимиты) осуществления операций для зарубежных филиалов банки устанавливают с учетом требований Инструкции Банка России от 24.08.98 N 76-И.
22. Оценка риска финансово-хозяйственной деятельности филиала банка базируется на:
- определении состояния внутреннего контроля за деятельностью филиала со стороны головной организации и внутреннего контроля в филиале;
- анализе соблюдения филиалом лимитов операций на кредитном, депозитном, межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, установленных головной организацией ;
- выявлении специализации деятельности филиала, его места в структуре банка, определении характера взаимоотношений и взаимодействия между ним и головной организацией, филиалами данного банка, а также между данным филиалом и другими банками;
- анализе качества активов, в том числе кредитного и инвестиционного портфеля, в целях определения процентного, рыночного и других видов риска;
- проверке полноты формирования резерва на возможные потери по ссудам и резерва под обесценение вложений в ценные бумаги с учетом требований, установленных нормативными актами Банка России, в части создания резервов филиалами банка*(11).
При оценке риска финансово-хозяйственной деятельности филиала территориальному учреждению по месту нахождения филиала рекомендуется анализировать также в части, касающейся филиалов, показатели, предусмотренные пунктом 14 (подпункты а), б), д), е), ж), к), н), о) и п) настоящей инструкции.
23. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала банка осуществляет надзор за его деятельностью по двум направлениям:
а) документарный надзор;
б) инспекционные проверки (см. раздел V настоящей инструкции).
24. В целях обеспечения полномочий Банка России по осуществлению надзора начиная с отчетности на 1 октября 1997 г. филиалы кредитных организаций представляют в территориальные учреждения Банка России по месту своего нахождения, а зарубежные филиалы в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения головной организации следующую бухгалтерскую и финансовую отчетность:
24.1. Утратил силу с 1 апреля 2004 г.
См. текст подпункта 24.1
24.2. Утратил силу с 1 апреля 2004 г.
См. текст подпункта 24.2
24.3. Подекадно:
- отчет по картотекам к внебалансовым счетам 90903 и 90904 (форма N 311).
24.4. Утратил силу с 1 апреля 2004 г.
См. текст подпункта 24.4
24.5. Утратил силу с 1 апреля 2004 г.
См. текст подпункта 24.5
24.6. Утратил силу с 1 апреля 2004 г.
См. текст подпункта 24.6
25. Территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов вправе получать от филиалов по запросу необходимую информацию об их деятельности, в том числе о характере операций, отраженных на счетах баланса или в других формах отчетности, а также получать от филиалов пояснения по полученной информации.
26. При наличии у филиала банка признаков финансовых трудностей территориальному учреждению Банка России по месту нахождения филиала предоставляется право усилить оперативность надзора путем установления индивидуальных (вплоть до ежедневных) сроков представления соответствующих форм отчетности.
27. Осуществление надзора за деятельностью филиалов иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации возлагается на территориальные учреждения Банка России по месту их регистрации в соответствии с настоящей инструкцией.
VI. Особенности применения мер воздействия к банкам
А. Меры воздействия, применяемые к банкам за нарушения, выявленные в их деятельности
33. При выявлении в результате ежемесячной аналитической работы негативных тенденций финансового состояния банка территориальное учреждение Банка России обязано применить меры воздействия, в том числе предупредительные (в соответствии с инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности"), либо назначить проверку банка (филиала банка), а в случае неблагоприятных рыночных тенденций информировать о них и по возможности консультировать банк по вопросам оптимальной тактики функционирования в неблагоприятной экономической ситуации.
Б. Меры воздействия, применяемые к банкам за нарушения, выявленные в деятельности их филиалов
34. В случае выявления в деятельности филиала банка нарушений федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала имеет право:
34.1. Направить головной организации банка и в копии территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головной организации:
- информативное письмо о недостатках, имеющихся в деятельности филиала банка*(12);
- предписание с требованием устранения недостатков, допущенных филиалом банка*(12).
34.2. Направить территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головной организации банка и в копии головной организации банка уведомление с изложением фактов нарушения филиалом банка законодательства и требований Банка России. К уведомлению должно быть приложено документарное подтверждение изложенных фактов (копии форм отчетности в случае их отсутствия в территориальном учреждении Банка России по месту нахождения головной организации банка, копии актов проверок (выписок), справок и т.д.), a также предложение о применении к банку соответствующей предупредительной и/или принудительной меры воздействия с обоснованием применения предлагаемой меры воздействия, предусмотренной федеральными законами и Инструкцией Банка России от 31.03.97 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности".
35. Порядок применения мер воздействия к банкам за нарушения, выявленные в деятельности их филиалов, изложены в Инструкции Банка России от 31.03.97 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности".
VII. Особенности работы с банками, испытывающими финансовые трудности
36. По согласованию с банком при наличии у последнего признаков проблемности (в соответствии с письмом Банка России от 28.05.97 N 457) территориальному учреждению Банка России по месту нахождения головной организации банка предоставляется право направить в банк в качестве наблюдателей без права вмешательства в оперативную деятельность банка экспертов из числа сотрудников территориального учреждения Банка России с правом доступа к информации о текущей деятельности банка.
37. В случае выявления у банка серьезных финансовых трудностей или серьезных недостатков в деятельности филиала устанавливается следующий порядок взаимодействия между территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения головной организации банка и территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения филиалов банка:
37.1. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной организации банка:
37.1.1. вправе поручить территориальному учреждению Банка России по месту нахождения:
- филиала банка, имеющего недостатки в деятельности, потребовать от филиала разработки мероприятий по устранению недостатков;
- филиала банка, не имеющего признаков проблемности (пункт 37.2.2 настоящей инструкции), направить требование о разработке мероприятий, обеспечивающих его финансовую устойчивость в период проведения в банке мероприятий по финансовому оздоровлению, включая требование об установлении головной организацией лимитов неснижаемых остатков ликвидных средств филиала банка;
37.1.2. рассматривает общий план мер по финансовому оздоровлению и/или реорганизации банка с учетом заключений территориальных учреждений Банка России по месту нахождения филиалов банка по мероприятиям по устранению недостатков в деятельности филиалов банка.
37.2. Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала банка:
37.2.1. обязано исполнить поручение территориального учреждения Банка России по месту нахождения головной организации банка и направить филиалу банка требование о разработке мероприятий по устранению недостатков в его деятельности (либо мероприятий, обеспечивающих его финансовую устойчивость);
37.2.2. обязано направить требование о разработке мероприятий по устранению выявленных в филиале недостатков филиалу банка*(13), в деятельности которого на момент предъявления указанного требования присутствовал хотя бы один из следующих признаков проблемности:
- убыточная деятельность в тех случаях, когда убыток образовался вследствие недостатков в деятельности филиала;
- наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и филиала в связи с отсутствием средств на корреспондентском субсчете филиала свыше 3 дней подряд;
- выявление серьезных недостатков в учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, неправильная классификация кредитов и т.д.);
- непредставление на текущую отчетную дату (в т.ч. представление с задержкой 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности.
При направлении филиалу банка требования о разработке мероприятий по устранению недостатков в его деятельности территориальное учреждение Банка России по месту нахождения филиала банка анализирует в части, касающейся филиалов, показатели, предусмотренные пунктом 14 (подпункты а), б), д), е), ж), к), н), о) и п) настоящей инструкции;
37.2.3. направляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной организации банка полученные от филиалов банка мероприятия, а также заключения по этим мероприятиям;
37.2.4. обеспечивает анализ, контроль за исполнением и оперативное информирование территориального учреждения Банка России по месту нахождения головной организации банка о ходе выполнения мероприятий по устранению недостатков в деятельности конкретных филиалов банка.
37.3. Порядок организации работы территориального учреждения Банка России по месту нахождения головной организации банка, имеющего зарубежные филиалы, при наличии у зарубежного филиала финансовых трудностей установлен Инструкцией Банка России от 24.08.98 N 76-И.
37.4. В случае, если банк в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" самостоятельно осуществляет меры по финансовому оздоровлению и/или его реорганизации, в рамках которых разработанный план мер по финансовому оздоровлению (план мероприятий по реорганизации) банка в целом предполагает меры в отношении отдельных его филиалов, то территориальные учреждения Банка России по месту нахождения данных филиалов:
- получают от филиалов перечень мер, которые должны быть осуществлены филиалом;
- обеспечивают анализ и оперативное информирование территориального учреждения Банка России по месту нахождения головной организации о ходе выполнения планов мер по финансовому оздоровлению (планов мероприятий по реорганизации) в части мер, предусмотренных для филиалов.
Территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной организации банка рассматривает общий план мер по финансовому оздоровлению (план мероприятий по реорганизации) банка и осуществляет контроль за его выполнением.
VIII. Порядок взаимодействия между территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими надзор за банками, и территориальными учреждениями, осуществляющими надзор за филиалами банков*(14)
38. В целях осуществления эффективного надзора за банками между территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения их головных организаций и территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения их филиалов устанавливается следующий порядок взаимодействия:
а) территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной организации банка:
вправе:
- запрашивать у территориальных учреждений по месту нахождения филиалов банка необходимую дополнительную информацию о деятельности филиалов;
- поручить территориальным учреждениям по месту нахождения филиалов банка проведение комплексных и тематических проверок филиалов банков с определением срока при условии предварительного согласования с Департаментом инспектирования кредитных организаций Банка России;
обязано:
- обеспечить надлежащее взаимодействие с территориальным учреждением Банка России по месту нахождения филиала банка при проведении его проверки по своему поручению;
б) территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов банка:
вправе:
- ставить перед территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головной организации банка вопрос о совместной проверке филиала банка (как тематической, так и комплексной), а также о совместной проверке банка;
обязано:
- одновременно с регистрацией поручения на проведение проверки филиала направлять в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной организации банка соответствующее уведомление с приложением задания на проверку;
- предусмотреть проведение порученной территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головной организации проверки филиала банка в максимально сжатые сроки;
- представить отчетность в соответствии с подпунктом а) настоящего пункта;
в) при наличии признаков проблемности в деятельности филиалов банка (см. пункт 37.2.2 настоящей инструкции) территориальные учреждения Банка России по месту нахождения филиалов оперативно информируют об этом территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной организации банка.
Председатель Банка России |
С.К. Дубинин |
______________________________
*(1) Здесь и далее под термином "надзор" понимается банковский надзор.
*(2) Настоящая Инструкция распространяется на банки, имеющие филиалы, в том числе на Сберегательный банк Российской Федерации, a также на все филиалы банков, зарегистрированные в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Отсутствие у филиала корреспондентского субсчета в РКЦ Банка России не является основанием для непредставления филиалом отчетности в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. Под филиалами Сбербанка РФ в целях настоящей Инструкции понимаются территориальные банки Сбербанка РФ.
*(3) Далее по тексту банки, имеющие филиалы, именуются банками.
*(4) Здесь и далее под территориальным учреждением Банка России понимается и ОПЕРУ-2.
*(5) Период, за который анализируется динамика изменения показателей, определяется территориальным учреждением Банка России самостоятельно в зависимости от задач проводимого анализа.
*(6) Под банком регионального значения рекомендуется понимать банк, занимающий существенное место на рынке (соответствующем сегменте рынка) банковских либо финансовых услуг региона. Место банка на рынке (сегменте рынка) может быть признано существенным, если его доля в оказываемых соответствующих услугах составляет 10% и более от объема таких услуг, оказываемых в регионе (для г. Москвы данный показатель составляет 1% и более от объема услуг, который рассчитывается без учета операций Сбербанка РФ).
*(7) Указанный анализ может быть проведен территориальными учреждениями Банка России при осуществлении надзора за иными банками и филиалами банков в части, касающейся их деятельности.
*(8) Здесь и далее под "резким" сокращением (ростом) показателя понимается изменение соответствующего показателя на 30% и более по сравнению с данными за предыдущий месяц.
*(9) Здесь и далее под "значительным" сокращением (ростом) показателя понимается изменение соответствующего показателя более чем на 10% за истекший месяц, либо более чем на 20% за последние три месяца, либо более чем на 30% за последние полгода.
*(10) Ситуация выявляется на основе сбора и обработки дополнительной информации о банке.
*(11) Требования Банка России по формированию резерва на возможные потери по ссудам и резерва под обесценение вложений в ценные бумаги распространяются на заграничные филиалы российских банков в том случае, если указанные требования выше, чем аналогичные требования, установленные национальным банковским законодательством страны пребывания.
*(12) Направляется также в копии руководству филиала.
*(13) Направляется в копии в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной организации банка и руководству банка.
*(14) Порядок взаимодействия территориальных учреждений Банка России по месту нахождения головной организации с территориальными учреждениями по месту нахождения филиалов банка при организации банковского санирования изложен в пункте 37 настоящей инструкции.
* В случае, если размеры показателей по статьям "Прочие расчеты" (символы 130 и 245) составляют более 10% от итога по состоянию на текущую месячную дату (символы 145 и 260 соответственно), приводится расшифровка символа 130 (по символам 131, 132, ..., 144) и символа 245 (по символам 246, 247,..., 259).
* В случае, если размеры показателей по статьям "Прочие расчеты" (символы 105 и 225) составляют более 10% от итога по состоянию на текущую месячную дату (символы 120 и 240 соответственно), приводится расшифровка символа 105 (по символам 106, 107,...,119) и символа 225 (по символам 226, 227,..., 239).
* В случае, если размеры показателя по статье "Прочие расчеты" (символ 070) составляют более 10% от итога по состоянию на текущую месячную дату (символ 080), приводится расшифровка символа 070 (по символам 071, 072, ..., 079).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция, утвержденная настоящим приказом, определяет особенности организации надзора за банками, имеющими филиалы. Особенности эти обусловлены тем, что указанные банки "наряду с общими рисками, присущими банковской деятельности, подвержены повышенным региональному и страновому рискам, а также дополнительному риску потери такими банками управляемости". В числе мер, посредством которых территориальные органы ЦБ РФ будут осуществлять свои надзорные функции, Инструкция устанавливает для филиалов коммерческих банков дополнительные формы бухгалтерской и финансовой отчетности.
Приказ ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 02-394 "О введении в действие Инструкции "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы"
Текст приказа опубликован в "Вестнике Банка России" от 16 сентября 1997 г. N 59, в газете "Бизнес и банки", N 42, октябрь 1997 г., в Еженедельнике официальной информации "Курьер", от 3 октября 1997 г., N 31, в газете "Финансовая Россия" от 9 октября 1997 г., N 37, в региональном выпуске "Финансовой газеты", ноябрь 1997 г., N 44, в журнале "Экспресс-Закон", октябрь 1997 г., N 41
Указанием ЦБР от 26 января 2010 г. N 2388-У настоящий приказ отменен
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указание ЦБР от 16 января 2004 г. N 1377-У
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2004 г.
Указание ЦБР от 1 декабря 2003 г. N 1347-У
Указание ЦБР от 28 сентября 1999 г. N 650-У
Изменения вступают в силу с момента опубликования в "Вестнике Банка России" и применяются, начиная с отчетности по состоянию на 1 ноября 1999 г.
Указание ЦБР от 19 декабря 1997 г. N 86-У
Изменения вступают в силу с 1 января 1998 г.