Энциклопедия судебной практики
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
(Ст. 65 ТК)
1. Документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка как документы, обязательно предъявляемые при заключении трудового договора
1.1. Непредоставление документа, удостоверяющего личность, является основанием для отказа в приеме на работу
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 июля 2012 г. N 33-8817/2012
Статьей 65 ТК РФ установлен перечень документов, предъявляемых работодателю при заключении трудового договора.
Разрешая заявленные требования об обязании заключить трудовой договор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными положениями закона, а также п. 10 Постановления Пленума Верховного суда "О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ", достоверно установив законность требования ответчика о предоставлении документа, удостоверяющего личность, и соответственно обязанность последней по его предоставлению, которая ею была не исполнена, пришел к правильному выводу о том, что имел место законный отказ в приеме истицы на работу.
Довод жалобы о том, что вид на жительство лица без гражданства, срок действия которого истек, также является документом, удостоверяющим личность, не может быть положен в основание для отмены постановленного решения, как основанный на неправильном понимании норм материального права.
1.2. Паспорт иностранного гражданина является документом, удостоверяющим его личность при приеме на работу в РФ
Абзацем 2 части 1 статьи 65 Трудового Кодекса РФ установлено, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Согласно статье 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Для заключения трудового договора с иностранным работником, временно пребывающим в РФ как в визовом, так и в безвизовом порядке, работодатель должен располагать необходимыми документами, в том числе паспортом или иным документом, удостоверяющим личность.
1.3. Непредоставление работником трудовой книжки, подтверждающей необходимый стаж и квалификацию, лишает его возможности поступить на работу, за исключением случаев первичного трудоустройства
Отсутствие у работника трудовой книжки препятствует заключению трудового договора с другим работодателем. Работник не обязан доказывать факт невозможности трудоустройства вследствие отсутствия у него трудовой книжки, данное обстоятельство является установленным в силу закона.
2. Документы о соответствии квалификационным требованиям, предъявляемым при заключении трудового договора
2.1. К должностям могут устанавливаться квалификационные требования, соответствие которым требует документального подтверждения
Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).
2.2. Квалификационные требования могут содержаться в должностной инструкции
Из должностной инструкции "Экономиста супермаркета" следует, что кандидат на данную должность должен соответствовать следующим требованиям: наличие специального или высшего экономического образования, опыта работы по специальности от 1 года.
В соответствии с должностной инструкцией ООО на должность бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области организации финансовой деятельности не менее 5 лет.
2.3. Работодатель при заключении трудового договора обязан устанавливать соответствие квалификационным требованиям
Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы, одним из которых является документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Из смысла указанной нормы следует, что работодатель при заключении трудового договора, при предоставлении работником документов обязан устанавливать соответствие работника и его образования требованиям о работе по обусловленной трудовой функции.
2.4. Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию (образование), в определенных законом случаях служит основанием для прекращения трудового договора
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2013 г. N 46-КГ12-21
Судебная коллегия полагает, что у ответчика имелись основания для расторжения с работником трудового договора по п. 11 ст. 77 и п. 3 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку на период приема на работу на должность руководителя структурного подразделения Муниципального бюджетного образовательного учреждения истец не имела необходимого высшего педагогического образования.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушений, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы в случаях, предусмотренных федеральными законами. В частности, при отсутствии соответствующего документа об образовании у работника, если выполнение трудовой функции требует специальных знаний.
2.5. Установлены квалификационные требования к врачам
Согласно должностной инструкции фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи, утвержденной 08.07.2013 г., на фельдшера возлагаются функции, в том числе оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, взрослому и детскому населению.
Штатным расписанием МБУЗ не предусмотрена педиатрическая бригада скорой медицинской помощи.
Таким образом, с учетом того, что работа в должности фельдшера скорой медицинской помощи предполагает оказание медицинской помощи, в том числе детям, с учетом отсутствия в штатном расписании вакантной должности фельдшера скорой медицинской помощи, а также с учетом наличия у истицы судимости за преступление против жизни и здоровья, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности действий ответчика, выразившихся в отказе в приеме истицы на работу.
В Вооруженных силах РФ прием на должности врачебного и среднего медицинского персонала производится в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, разделом "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В соответствии с этим справочником определяются следующие требования к квалификации фельдшера: среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Лечебное дело" без предъявления требований к стажу работы.
2.6. Установлены квалификационные требования для обслуживающего персонала предприятий торговли
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 октября 2007 г. N А49-5915/2007
Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 51305-99 "Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу", который устанавливает обязательные требования к обслуживающему персоналу предприятий розничной торговли и к индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги розничной торговли, обслуживающий персонал предприятий торговли должен иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для данной профессии.
В соответствии с пунктом 4.1 к обслуживающему персоналу торгового предприятия в том числе относятся: кассир торгового зала, контролер-кассир, продавец непродовольственных товаров, продавец продовольственных товаров. При этом профессиональная подготовка по вышеназванным специальностям должна быть получена ими в соответствующих образовательных учреждениях, имеющих лицензию (пункт 3 статьи 21 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании"), и, кроме того, данная профессия (кассира) входит в перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается (Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 N 823 "Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается").
Анализируя вышеприведенные нормы закона, арбитражный суд приходит к выводу о том, что при приеме работника индивидуальный предприниматель-работодатель обязан на эту должность принимать только тех лиц, которые имеют профессиональную подготовку, а если у них (кассиров) нет требуемой подготовки, то предприниматель-работодатель должен обеспечить их обучение либо расторгнуть трудовой договор.
2.7. Установлены квалификационные требования к поступающим на муниципальную службу
В силу Закона Красноярского края "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае" типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы включают требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной и (или) государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности.
Согласно п. 2 ст. 2 этого Закона гражданам для замещения высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы категории "руководители" необходимо иметь высшее профессиональное образование.
2.8. Установлены квалификационные требования для службы в уголовно-исполнительной системе
Так, согласно штатному расписанию УФСИН должность регионального инспектора отдела по взаимодействию с полномочным представителем Президента РФ относится к категории должностей старшего начальствующего состава с предельным специальным званием "подполковник внутренней службы" и должностным окладом "данные изъяты". Данная должность подлежит замещению лицом, имеющим высшее профессиональное образование.
Однако истица имеет звание "майора внутренней службы" и среднее профессиональное образование.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что истица могла занимать должность регионального инспектора отдела по взаимодействию с полномочным представителем Президента РФ в ДФО, является несостоятельным.
2.9. Установлены квалификационные требования для работы, связанной с движением поездов и маневровой работой
В соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 30.05.01 N АН-47-р "Об утверждении Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта" на должность дежурного по переезду назначаются лица, которые отвечают требованиям, предъявляемым к поступающим на работу на промышленный железнодорожный транспорт, на должности, связанные с движением поездов и маневровой работой. Они должны пройти обучение по специальной программе и проверку знаний, установленных для данной профессии.
Следовательно, согласно указанным нормативным правовым актам истица могла быть принята или переведена на должность дежурной по переезду, требующей специальных знаний, только при наличии у нее документа, подтверждающего прохождение ею обучения по специальной программе и после сдачи ею испытаний.
2.10. Установлены квалификационные требования для бухгалтеров
Как следует из норм Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России, к лицам, замещающим должность главного бухгалтера, предъявляется ряд требований: высшее профессиональное (экономическое) образование, стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет. Таким образом, установлен минимальный стаж, которым должно обладать лицо, претендующее на должность главного бухгалтера.
2.11. Установлены квалификационные требования для менеджеров
Зарегистрированный в Минюсте РФ 9 марта 2004 г. N 5628 "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 15.05.2013) в разделе "Общеотраслевые квалификационные характеристики" должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях в подр. "Должности руководителей" содержит должность - менеджера по персоналу предприятия, с перечислением общих (типовых) должностных обязанностей.
Требования предъявляемые к его квалификации: высшее профессиональное образование (по специальности "менеджмент") или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.
2.12. Установлены квалификационные требования для директора предприятия
Определение Свердловского областного суда от 22 декабря 2011 г. N 33-17493/2011
В соответствии с подразделом 1 "Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия" раздела I "Должности руководителей" Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих требованиями к квалификации указанной должности является высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.
2.13. Установлены квалификационные требования для юрисконсульта
Апелляционное определение Московского городского суда от 10 декабря 2012 N 11-30377/12
Однако в связи с тем, что истец не предоставила работодателю документов, подтверждающих наличие у нее юридического образования, на должность старшего юрисконсульта, она не могла быть принята. От работы по предложенным истице должностям в ином структурном подразделении она отказалась.
3. Справка о наличии (отсутствии) судимости как документ, предъявляемый при заключении трудового договора
3.1. Требование предоставлять справку о судимости должно быть предусмотрено законом
Несостоятельными являются и те суждения заявителя, положенные в основу судебного постановления, что справка о судимости не относится к числу обязательных документов, а потому недостоверность имеющихся в ней сведений не влечет правовых последствий. Как правильно указано в жалобе, установленный статьей 10 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ и пунктом 59 Административного регламента перечень документов, подлежащий представлению претендентом, не является исчерпывающим. При этом необходимость истребования информации о наличии (отсутствии) судимости обусловлена положениями п.п. 2 п. 2 ст. 9 названного выше федерального закона.
3.2. В справке о судимости отражаются сведения как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 2012 г. N АПЛ12-519
Статья 65 ТК РФ относит справку о наличии (отсутствии) судимости к документам, которые работодатель имеет право требовать от работника при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Доводы заявителя о неправомерности включения в справку о наличии (отсутствии) судимости сведений о снятой (погашенной) судимости правильно были признаны судом необоснованными, поскольку обработка персональных данных заявителя по его письменному заявлению осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, а в связи с его профессиональной деятельностью и в соответствии с целями обработки, определенными Трудовым кодексом Российской Федерации, которым предусмотрено включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости.
3.3. Справка о судимости необходима при поступлении на работу, связанную с общением с несовершеннолетними
Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 января 2013 г.
Школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Допуск к работе в школе лица, не предоставившего необходимых документов, а именно - справки об отсутствии судимости и медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к работе в детских учреждениях, - мог повлечь угрозу жизни и здоровью обучающихся.
3.4. Справка об отсутствии судимости, является обязательным к представлению документом, при поступлении на работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности
Согласно статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с данным Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, в числе прочего предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Лица, обеспечивающие транспортную безопасность, относятся к числу лиц, у которых работодатель должен потребовать справку об отсутствии судимости.
4. Документы воинского учета, предъявляемые при заключении трудового договора
4.1. Организации независимо от форм собственности осуществляют воинский учет работников
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 февраля 2010 г. N КАС10-11
Согласно ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в том числе документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Организации независимо от форм собственности обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять воинский учет работников, а также исполнение гражданами воинской обязанности. Не освобождены от этой обязанности и общественные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, и работники этих общественных объединений.
Признавая несостоятельными доводы заявителя о том, что федеральное законодательство не устанавливает обязанность организаций запрашивать у своих работников сведения об их статусе в контексте воинского учета, суд пришел к правильному выводу о том, что такая обязанность для организации независимо от форм собственности установлена именно федеральным законодательством.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 апреля 2013 г. N 20-КГ13-3
Пунктом 23 Положения о воинском учете и действовавшего в период поступления истца на службу в органы внутренних дел предусмотрено, что для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу; установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете.
В целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 N 1 утверждены Унифицированные формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты, которые применяться организациями независимо от формы собственности, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации. К утвержденным формам документов по учету кадров, в том числе, относятся: N Т-2 "Личная карточка работника"; N Т-2 ГС (МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего".
Обязательность ведения карточки N Т-2 предусмотрена документами по воинскому учету. Сведения, которые содержатся в карточке N Т-2, сверяются ежегодно, по предоставлению работником необходимых документов.
4.2. Индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности за несообщение сведений о подлежащих воинскому учету гражданах
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 апреля 2009 г. N 13798/08
Суды удовлетворили требования предпринимателя, исходя из положений части 3 статьи 21.4 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями пункта 6 статьи 1, статьи 3, пунктов 6 и 7 статьи 8 Закона о воинской обязанности, подпунктов "а", "б" пункта 32 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719, согласно которым обязанность предоставления сведений о гражданах, принятых на работу, возложена на организации и их должностных лиц. Поэтому суды сочли, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 21.4 КоАП РФ, являются должностные лица организаций.
5. Иные документы, предоставляемые при заключении трудового договора
5.1. Иностранный работник при трудоустройстве должен представить разрешение на работу
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 апреля 2015 г. N 33-13045/15
В судебном заседании также нашел подтверждение тот факт, что иностранными гражданами, привлеченными для осуществления трудовой деятельности, допущены нарушения правил въезда в Российскую Федерацию и режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившиеся в несоответствии заявленных целей въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности, а также осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу
5.2. Привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина без разрешения на работу влечет административную ответственность
Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 19 апреля 2013 г. N 7.1-34/2013
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному и правильному выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя, привлекавшего к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у последнего требуемого разрешения на работу, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.3. Лица, страдающие психическими заболеваниями, обязаны представлять сведения о показанной с учётом их состояния здоровья работе
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2010 г. N 13-В10-2
Требовать у работника при заключении трудового договора иных, кроме прямо перечисленных в статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации, документов, в том числе о состоянии здоровья, работодатель вправе только в отдельных случаях с учётом специфики работы, которые предусмотрены настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Специальными нормативными правовыми актами о трудоустройстве лиц, страдающих психическими заболеваниями, в том числе инвалидов, предусмотрено наличие в индивидуальной программе реабилитации этих лиц сведений о показанной им с учётом состояния их здоровья работе.
5.4. При трудоустройстве, предполагающем работу с гостайной, необходимо иметь соответствующий допуск
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2010 г. N 14-Г10-9
Судом установлено, что истица принята на работу в военный комиссариат, с ней был заключён трудовой договор (контракт) и договор об оформлении допуска к государственной тайне (приложение к трудовому договору). В соответствии с указанным договором истица приняла на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных ей сведений, составляющих государственную тайну, а также была предупреждена о последствиях нарушения данных обязательств.
Оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, было обусловлено тем, что в должностные обязанности истицы входили приём секретных документов при заступлении на дежурство и передача их при сдаче дежурства.
5.5. Работодатель вправе потребовать от гражданина, поступающего на работу, пройти проверку на детекторе лжи
Доказательств того, что при прохождении проверки на полиграфе (детекторе лжи) задавались вопросы о частной жизни, согласие, на которые истец не давала, истцом представлено не было и судом в ходе судебного разбирательства добыто не было.
Не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что результаты полученных исследований с использованием полиграфа (детектора лжи), в результате действий работодателя получили широкую огласку и стали известны третьим лицам без согласия работника.
Довод жалобы о том, что оспариваемый пункт Правил внутреннего трудового распорядка работодателя, которым установлены различные испытания, в том числе проверка на детекторе лжи, грубо нарушает требования ст. 65 ТК РФ, закрепляющей перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании закона.
5.6. При трудоустройстве на должность водителя вместе с основным пакетом документов должно быть представлено водительское удостоверение
Постановление Верховного Суда РФ от 12 января 2015 г. N 18-АД14-72
Согласно статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, в числе прочих документов, перечисленных в данной норме, предъявляет работодателю документ об образовании, о квалификации или о наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Работа водителя предусматривает наличие у работника специальных знаний и навыков управления транспортным средством соответствующей категории. Поэтому при трудоустройстве на должность водителя гражданин обязан предъявить работодателю водительское удостоверение.
6. Запрет требовать от лица, поступающего на работу, не предусмотренные документы
6.1. Требование о предоставлении сведений о судимости участником конкурса на замещение должности муниципальной службы незаконно
Положением п. 3 ст. 65 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 года N 197 - ФЗ предусмотрен запрет требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Кроме того, официальная справка - сведения об отсутствии не снятой и не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости предоставляется по письменному требованию правоохранительных органов Информационным центром ГУВД по субъекту РФ.
Данные сведения недоступны гражданам без статуса должностного лица и должны проверяться конкурсной комиссией при проверке всех документов. Наложение такой обязанности на желающего участвовать в конкурсе гражданина, является недопустимым и нарушает принцип равного доступа к муниципальной службе.
6.2. Справка о работе на Крайнем Севере не является необходимой при трудоустройстве
В соответствии со статьей 65 ТК РФ перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, является исчерпывающим. Сведения о периодах работы в условиях Крайнего Севера содержатся в трудовой книжке работника, в связи с чем отсутствует необходимость в предоставлении справки с предыдущего места работы.
6.3. Характеристика не является обязательным документом при приеме на работу
Исходя из положений ст. 65 ТК РФ характеристика не относится к числу документов, требуемых при приеме на работу.
Однако работодатель обязан выдать работнику характеристику, если она является обязательным документом для поступления на работу или участия в конкурсе. При этом такая обязанность возникает у работодателя даже в случае, если трудовые отношения между сторонами прекращены.
6.4. Результаты медицинского освидетельствования не относятся к документам, необходимым для предоставления при поступлении на работу
Постановление Московского городского суда от 29 августа 2011 г. N 4а-1742/11
В нарушение ч. 1 ст. 65, ст. 69 ТК РФ в Правилах внутреннего трудового распорядка работодателя-ответчика установлено, что любой работник, поступающий на работу, обязан предъявить результаты медицинского освидетельствования, работодатель вправе предложить работнику заполнить анкету, пройти тестирование или собеседование с компетентными специалистами.
Довод ответчика о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как включение в Правила требования о предъявлении работником при приеме на работу результатов медицинского освидетельствования является правомерным, не может быть принят во внимание, поскольку он противоречит требованиям ст. 65 ТК РФ, согласно которой при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, не должно предоставлять работодателю результаты медицинского освидетельствования.
6.5. По общему правилу при трудоустройстве женщина не должна сообщать о беременности
В силу действующего законодательства отсутствуют какие-либо требования закона либо правила, требующие предоставление медицинских документов, подтверждающих наличие или отсутствие беременности.
Следовательно, при заключении трудового договора работодатель не имеет права требовать от лица, поступающего на работу, документов, подтверждающих наличие или отсутствие беременности.
6.6. Требуемые при трудоустройстве документы о состоянии здоровья должны предоставляться в полном объеме
Из материалов дела видно, что на копии требования, представленного истцом с указанием в качестве приложения копий паспорта, трудовой книжки, страхового свидетельства, документа об образовании, карты обязательного медицинского осмотра, заключения ВЭК, имеется отметка о регистрации данного требования на 1 листе без приложения, на копии требования, представленного ответчиком, имеется отметка о получении данного требования без приложений.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что при трудоустройстве истцом работодателю не были представлены необходимые документы, в связи с чем ответчик не имел возможности решить вопрос о ее принятии на работу.
7. Обязанность работодателя по оформлению новой трудовой книжки
7.1. Обязанность работодателя оформить работнику новую трудовую книжку возникает после подачи работником письменного заявления
Апелляционное определение Московского городского суда от 08 июля 2014 N 33-27331/14
Судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие трудовой книжки является безусловным препятствием к трудоустройству истцов, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 65 ТК РФ в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица оформить новую трудовую книжку. Истцами доказательств обращения к работодателям с целью трудоустройства и отказа в нем в связи с отсутствием трудовых книжек не представлено.
Положения ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность работодателя оформить новую трудовую книжку только при поступлении работника на работу и только при наличии соответствующего заявления работника. Однако истец не являлся лицом, вновь принимаемым на работу, с которым должен был быть заключен трудовой договор, кроме этого, для оформления новой трудовой книжки истец должен был обратиться к ответчику с соответствующим заявлением об оформлении новой трудовой книжки. Истцом не представлено доказательств, что он обращался с таким заявлением к ответчику.
7.2. Только письменное заявление работника о выдаче новой трудовой книжки доказывает, что книжка не предъявлялась и не передавалась работодателю
Из смысла ст. 65 Трудового кодекса РФ следует, что работник обязан предъявить работодателю трудовую книжку при заключении трудового договора.
В свою очередь на работодателя законодатель возложил обязанность в случае непредъявления работником трудовой книжки по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (ч. 5 ст. 65 Трудового кодекса РФ).
При этом, по мнению судебной коллегии, в целях исполнения возложенной по закону обязанности по оформлению новой трудовой книжки, соответствующее письменное заявление должно быть истребовано работодателем.
Таким образом, допустимым доказательством того, что трудовая книжка работником не предъявлялась и не передавалась работодателю, может быть только письменное заявление работника. Поскольку подобное заявление от имени истца ответчик суду не представил, оснований полагать, что трудовую книжку истец ответчику не передавал, не имеется. Указанные акты достоверно не подтверждают, что работодателем истребовано от истца соответствующее заявление.
Как следует из положений статьи 65 ТК РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю среди прочих документов трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые, или работник поступает на работу на условиях совместительства. Вышеуказанные исключения, при которых истец могла быть принята ответчиком на работу без предъявления трудовой книжки, по настоящему делу не установлены.
В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку, что также предусмотрено статьей 65 ТК РФ.
Таким образом, допустимым доказательством того, что трудовая книжка работником не предъявлялась и не передавалась работодателю, может быть только соответствующее письменное заявление работника, а не отсутствие записи в журнале движения трудовых книжек.
7.3. При утере самим работодателем трудовой книжки он может оформить ее дубликат без заявления работника
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 января 2011 г. N 33-871
Истцу было направлено письмо-уведомление, в котором сообщалось об утрате трудовой книжки и предлагалось сообщить о своем решении оформить трудовую книжку сейчас с последующим предоставлением справок с его трудовой деятельности или оформить дубликат трудовой книжки, после получения информации от предыдущих работодателей. Факт направления письма-уведомления подтверждается его копией, описью вложения и квитанцией об отправке.
Принимая во внимание, что истцом не было подано заявление о выдаче дубликата трудовой книжки, истец не ответил на запрос работодателя о форме подготовки дубликата трудовой книжки, истцом не были представлены точные сведения о предыдущих местах работы, меры по восстановлению трудовой книжки были предприняты ответчиком без заявления истца о выдаче дубликата трудовой книжки.
7.4. Работодатель обязан выдать дубликат трудовой книжки независимо от того, кем была утрачена трудовая книжка
Кассационное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 10 февраля 2011 г.
Исходя из принципа добросовестности поведения участников трудовых правоотношений и статьи 65 ТК РФ следует вывод о том, что трудовая книжка передана работодателю, так как истец устраивался на работу не впервые, и трудовой договор с ним был заключен.
Из указанного следует, что работодатель должен был доказать факт неполучения трудовой книжки от истца. Однако таких доказательств суду предоставлено не было.
В то же время, анализируя нормы права, судебная коллегия считает необходимым отметить, что установление лица, утратившего трудовую книжку, для разрешения вопроса о выдаче её дубликата правового значения для настоящего спора не имеет.
Независимо от того, кем утрачена трудовая книжка (работодателем или работником), обязанность оформления её дубликата с внесением необходимых сведений возложена на работодателя.
7.5. Ст. 65 ТК РФ не исключает обязанности работодателя уведомить работника об отсутствии трудовой книжки
В силу ч. 3 ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Согласно ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.
Приведенные положения закона во взаимосвязи с нормой ч. 6 той же статьи о порядке действий работодателя в случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно, указывают на то, что отсутствие у работодателя трудовой книжки работника, а также письменного заявления последнего об оформлении новой трудовой книжки, поданного в порядке ч. 5 ст. 65 ТК РФ, не исключает обязанности работодателя уведомить работника об этих обстоятельствах и предложить ему разрешить в установленном порядке вопрос о предъявлении трудовой книжки для внесения в нее записи об увольнении, а в случае непредъявления трудовой книжки оформить новую трудовую книжку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 апреля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович