Энциклопедия судебной практики
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
(Ст. 134 ТК)
1. Индексация заработной платы как основной механизм повышения уровня ее реального содержания
1.1. Индексация является гарантией оплаты труда, обеспечивая уровень реального содержания заработной платы и ее покупательной способности
Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 2618-О (Пункт 2)
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
1.2. Не предусмотрено повышение уровня реального содержания зарплаты путем применения к минимальной зарплате индекса потребительских цен
Трудовым законодательством не предусмотрено обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы истца путем применения к минимальной заработной плате индекса потребительских цен, установленного органами государственной статистики.
1.3. Индексация не является единственным способом обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2017 г. N 18-КГ17-10
Исходя из буквального толкования положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путём её периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
В силу приведенных выше норм права законодатель предусмотрел обязанность работодателей производить индексацию заработной платы работников, учитывая, что в силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. При этом индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен. Вместе с тем индексация не обеспечивает реального повышения содержания заработной платы, в связи с чем индексация лишь включается в механизм повышения заработной платы и не является единственным способом его обеспечения.
Императивных положений об ограничении работодателя в выборе мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, не существует, такое повышение может обеспечиваться иными мерами, в том числе повышением должностных окладов по результатам работы работника, в связи с изменением структурно-организационных условий, а также выплатой премий, которые, помимо функции поощрения и стимулирования работников, повышают реальное содержание заработной платы.
1.4. Увеличение фонда оплаты труда не является безусловным основанием для увеличения заработной платы работникам
Сам факт увеличения фонда оплаты труда не является безусловным основанием для увеличения работникам заработной платы, поскольку фонд оплаты труда расходуется не только на выплату должностных окладов, стимулирующих и компенсационных выплат, которые работникам начисляются ежемесячно (выслуга лет, районный коэффициент, дальневосточная надбавка и т.п.), но и на выплату иных стимулирующих и компенсационных выплат.
1.5. Индексации подлежат все выплаты, причитающиеся работнику
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 ноября 2010 г. N 33-34761
Индексации подлежит не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику.
1.6. Работодатель обязан ежегодно индексировать заработную плату в размере не ниже официального уровня инфляции
Определение Свердловского областного суда от 10 апреля 2012 г. N 33-3997/2012
На работодателя возложена обязанность обеспечить применение ежегодной индексации заработной платы работников в размере не ниже официального уровня инфляции.
1.7. Работодатель не может отказаться от индексации заработной платы в связи с тяжелым финансовым положением
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 февраля 2011 г. N 33-4462
Отказ работодателя от индексации заработной платы, в том числе ввиду тяжелого финансового положения, является неправомерным, компенсировать неисполнение своих обязательств за счет работников предприятия работодатель не в праве.
1.8. Начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой зарплаты не исключает индексацию сумм задержанной оплаты
Начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.
1.9. Право работника на индексацию не зависит от вины работодателя в задержке соответствующих выплат
Право работника на индексацию также не может быть поставлено в зависимость от вины работодателя в задержке соответствующих выплат.
1.10. Индексация заработной платы не является мерой ответственности работодателя
Индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.
Поскольку целью индексации присужденных денежных сумм является поддержание их покупательной способности в условиях инфляции, индексация взысканных по решению суда денежных сумм должна производиться с момента вступления решения суда в законную силу.
Компенсация (проценты) за задержку выплаты заработной платы, предусмотренная ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, является по своей природе мерой ответственности работодателя, каковой не является индексация сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов. В данном случае индексация представляет собой механизм, предназначенный для реализации принципа полного возмещения убытков, а именно восстановления покупательной способности не выплаченной в срок заработной платы.
Компенсация (проценты) за задержку выплат, предусмотренная ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, является по своей правовой природе мерой ответственности работодателя, каковой не является индексация суммы задержанного выходного пособия в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.
Индексация в данном случае не является мерой ответственности, не ставится в зависимость от вины должника, а представляет собой механизм, предназначенный для реализации принципа полного возмещения убытков, а именно восстановления покупательской способности не выплаченных в срок сумм.
2. Установление индексации заработной платы
2.1. Индексация не производится, если это не предусмотрено в коллективном договоре, соглашениях или локальных нормативных актах работодателя и он не финансируется из средств соответствующего бюджета
Апелляционное определение Московского городского суда от 14 октября 2013 N 11-31807/13
Для взыскания суммы индексации в соответствии с положениями ст. 134 ТК РФ необходимо либо чтобы работодатель финансировался из средств соответствующего бюджета, либо чтобы указанное условие было установлено в коллективном договоре, соглашениях или локальных нормативных актах работодателя.
2.2. Если организация не финансируется из бюджета, работодатель обязан принять локальный акт, предусматривающий порядок индексации зарплаты
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2017 г. N 18-КГ17-10
По смыслу нормативных положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учёт особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Законодателем установлена обязанность работодателя осуществлять индексацию и если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты.
2.3. Отсутствие в локальных нормативных актах порядка индексации заработной платы не лишает работника права на соответствующую индексацию
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19 июня 2012 г. N 33-8093
Именно на работодателя возложена обязанность по установлению порядка индексации заработной платы в локальных нормативных актах, в связи с чем отсутствие такого порядка не может лишать работника права на индексацию заработной платы, когда это прямо предусмотрено трудовым договором.
2.4. Коллективный договор не устанавливает права на индексацию заработной платы
Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 23 января 2013 г. по делу N 33-119
Коллективным договором устанавливается порядок индексации заработной платы, а не право на нее.
3. Порядок индексации заработной платы
3.1. Индексация заработной платы производится для всех лиц, работающих по трудовому договору
Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 2618-О (пункт 2)
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ). В силу предписаний ст.ст. 2, 130, 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Согласно статьям 2, 130 и 134 Трудового кодекса РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации). В силу предписаний статей 2, 130 и 134 ТК Российской Федерации индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
В соответствии с положениями ст.ст. 2, 130, 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации). В силу предписания статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация заработной платы должна обеспечиваться всеми лицами, работающими по трудовому договору.
3.2. Закон не определяет правовой механизм индексации заработной платы
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2017 г. N 18-КГ17-10
Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия её осуществления (в том числе её периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платёжеспособности.
Приведенная норма закона [ст. 134 ТК], обязывая работодателей проводить индексацию заработной платы, не устанавливает ни сроков ее проведения, ни ее размера. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 5 марта 2013 г.
Законодатель не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы и комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.
3.3. Работодатель, не получающий бюджетного финансирования, вправе самостоятельно установить порядок индексации
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. N 913-О-О
Работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
Работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.
3.4. Казенное учреждение проводит индексацию заработной платы работников на основании нормативно-правовых актов, регулирующих порядок такой индексации в отношении ее работников
Предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде вносятся в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Казенное учреждение должно проводить индексацию заработной платы работников только на основании нормативно-правовых актов, регулирующих порядок такой индексации в отношении ее работников.
3.5. Сумма индексации заработной платы относится к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2011 г. N 11879/10
Выплачиваемая обществом своим работникам сумма индексации заработной платы является элементом оплаты труда и в качестве таковой признается объектом обложения единым социальным налогом, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и относится к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.
Вместе с тем если выплаты, связанные с оплатой труда, по каким-либо основаниям не подлежат включению в состав расходов, то они не могут облагаться единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович