Энциклопедия судебной практики
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
(Ст. 9 НК)
1. Филиал юридического лица не является самостоятельным налогоплательщиком, а лишь выполняет некоторые обязанности организации
В соответствии с п. 9 указанного Постановления с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение (филиал).
Пунктом 9 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что с 01.02.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал.
2. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, признается в налоговых правоотношениях организацией-налогоплательщиком
В силу п. 2 ст. 11 Налогового кодекса под организациями понимаются, в частности, иностранные юридические лица, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Соответственно, филиал с учетом положений указанной нормы признается самостоятельным участником налоговых правоотношений (ст. 9 Налогового кодекса и является плательщиком НДС (ст. 145 Налогового кодекса).
3. Антимонопольный орган не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
В силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации антимонопольный орган не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и на него примечанием к статье 14.31 и статьей 3.5 Кодекса не возложена безусловная обязанность самостоятельно определять размер выручки лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании непосредственного исследования первичных документов.
4. Департамент муниципального имущества не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Постановление ФАС Поволжского округа от 03.05.2011 по делу N А12-13259/2010
Департамент муниципального имущества, выступая продавцом имущества, принадлежащего муниципальному образованию, в силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем на него не могут возлагаться обязанности в сфере налогообложения.
5. Комитет по управлению имуществом не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Постановление ФАС Поволжского округа от 31.03.2011 по делу N А12-13376/2010
Комитет по управлению имуществом, выступая продавцом имущества, принадлежащего муниципальному образованию, в силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем на него не могут возлагаться обязанности в сфере налогообложения.
6. Комитет по транспорту области не является участником налоговых отношений
Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2009 N 33-Г09-4
Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства области, Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре области обеспечивает своевременное поступление налоговых платежей от предприятий и организаций транспортного комплекса в областной бюджет области.
Признавая незаконным наделение комитета по транспорту как исполнительного органа государственной власти таким полномочием, суд обоснованно исходил из положений статьи 9 Налогового кодекса РФ, в которой приведен исчерпывающий перечень лиц, являющихся участниками налоговых правоотношений. К ним, в частности, относятся налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы). Именно налоговые органы обладают полномочиями по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, контролю за исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога и принятию принудительных мер вследствие ее неисполнения или ненадлежащего исполнения.
Поскольку федеральное законодательство не относит налоговое администрирование к компетенции государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд обоснованно счел незаконным возложение на комитет как отраслевой орган исполнительной власти области, осуществляющий регулирование в сфере транспорта, обязанность по обеспечению своевременного поступления налоговых платежей от предприятий и организаций транспортного комплекса в областной бюджет области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.