Энциклопедия судебной практики
Налог на добавленную стоимость. Налогоплательщики
(Ст. 143 НК)
1. Бюджетные учреждения как плательщики НДС
1.1. Бюджетные учреждения являются плательщиками НДС
Плательщиками НДС признаются организации, которыми в силу пункта 2 статьи 11 НК РФ являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, суды правильно установили, что бюджетное учреждение является плательщиком НДС.
Поскольку бюджетное учреждение, которое не освобождено согласно ст. 149 НК РФ от уплаты НДС, реализует товары (работы, услуги) на возмездной основе и получает доходы, оно должно уплачивать налог в бюджет.
1.2. Бюджетные учреждения не являются плательщиками НДС, если доход от его деятельности реинвестируется в уставную деятельность учреждения
Судом установлено, что муниципальное учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из муниципального бюджета Администрации района. Уставной деятельностью является более полное удовлетворение общественных потребностей населения в социальных услугах, для чего центр занимается организацией отдыха и оздоровления детей и взрослых, осуществляет организацию и проведение спортивно-массовых и других зрелищных мероприятий в виде выставок, ярмарок, спортивных лотерей и т.п. Доходы от деятельности Учреждения направляются по согласованию с Администрацией района на содержание и развитие детского санаторно-оздоровительного лагеря, базы отдыха и спортивно-концертного комплекса.
В силу пункта 2 статьи 42, пункта 3 статьи 161, пункта 1 статьи 232, пункта 2 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, полученные бюджетными организациями от оказания платных услуг, являются бюджетными и учитываются в доходах и расходах учреждения.
В соответствии со статьями 143, 246 бюджетного законодательства установлено, что для бюджетных учреждений платные формы деятельности не рассматриваются в качестве предпринимательской, если доход от них реинвестируется в уставную деятельность учреждения, такие бюджетные учреждения не являются плательщиками налогов на прибыль и добавленную стоимость.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции поддержал вывод арбитражного суда о том, что Учреждение как бюджетная некоммерческая организация не является плательщиком НДС.
1.3. Органы государственной власти, обладающие правами юридического лица, могут признаваться плательщиками НДС
Статья 143 НК РФ не называет публично-правовые образования в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу пункта 1 статьи 143 Кодекса могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснено, что статья 143 НК РФ не называет публично-правовые образования в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость. Вместе с тем государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу п. 1 ст. 143 Кодекса могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 года N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъяснено, что государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу пункта 1 статьи 143 Кодекса могут являться плательщиками налога по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.4. Бюджетные учреждения не являются плательщиками НДС, если действуют от имени РФ в качестве уполномоченных лиц органов власти
Отделение Российского фонда федерального имущества при заключении спорного договора купли-продажи действовало от имени Российской Федерации в качестве уполномоченного лица на совершение сделки. Положения Налогового кодекса Российской Федерации не относят Российскую Федерацию к субъектам налогообложения. В этой связи отделение РФФИ, выполняя функции от имени Российской Федерации, не является плательщиком НДС.
1.5. Унитарные предприятия и учреждения при реализации государственного и муниципального имущества уплачивают в бюджет НДС
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2012 г. N 10295/12
По общему правилу унитарные предприятия и учреждения в силу статьи 143 Налогового кодекса признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, а операции по реализации упомянутого имущества на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 названного Кодекса - операциями, подлежащими налогообложению.
Таким образом, при реализации федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, данные организации исчисляют и уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе распоряжение Территориального управления Росимуществом по Кировской области, договор аренды и акт приема-передачи имущества, суды установили, что непосредственным арендодателем федерального имущества является Учреждение, а потому пришли к выводу о наличии у него обязанности перечислять в бюджет НДС и налог на прибыль.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.10.2003 N 384-О, согласно которой при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (статья 294 ГК РФ) или оперативного управления (статья 296 ГК РФ), исчисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость осуществляют указанные организации.
1.6. Органы местного самоуправления, действующие от имени муниципального образования при реализации муниципального имущества, не являются организациями - плательщиками НДС
Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации не относит муниципальные образования к плательщикам налога на добавленную стоимость при реализации ими полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу изложенного органы местного самоуправления, действующие от имени муниципального образования при реализации муниципального имущества, также не могут быть признаны организациями-налогоплательщиками в смысле, придаваемом этому понятию статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, и применение в таком случае к ним мер налоговой ответственности и начисление пеней в силу пунктов 1 и 7 статьи 75, статей 106 и 107 Налогового кодекса Российской Федерации недопустимо.
2. Физические лица как плательщики НДС
2.1. Предприниматель не является плательщиком НДС, если фактически предпринимательскую деятельность не осуществлял
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.01.2005 N КА-А40/13259-04
На физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, обязанность по исчислению и уплате НДС Налоговым кодексом РФ не возложена.
Налоговым органом не доказан факт осуществления гражданином (имеющим статус индивидуального предпринимателя) предпринимательской деятельности. Предварительным расследованием по уголовному делу установлено, что неустановленные лица от его имени осуществляли предпринимательскую деятельность на территории РФ и в соответствии с НК РФ были обязаны уплачивать установленные законодательством РФ налоги, однако обязанность по уплате налогов не исполнили. Таким образом, неустановление лица, осуществлявшего предпринимательскую деятельность и уклонившегося от уплаты налогов, не означает, что эти налоги, а также пени и штраф подлежат взысканию с гражданина.
2.2. Предприниматель не является плательщиком НДС при реализации имущества вне рамок осуществления предпринимательской деятельности
Гражданин не является плательщиком НДС, поскольку им продано личное имущество как физическим лицом, вне рамок его предпринимательской деятельности.
При реализации физическим лицом, хотя и имеющим статус индивидуального предпринимателя, товаров (работ, услуг), но вне рамок осуществления предпринимательской деятельности, такая реализация не может быть признана подпадающей под объект налогообложения НДС.
Сдача незначительной части помещений в аренду не является достаточным доказательством того, что доход, полученный налогоплательщиком от реализации недвижимого имущества, является доходом от предпринимательской деятельности.
2.3. Утратив статус индивидуального предпринимателя, должник перестает быть плательщиком НДС
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2013 г. N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом"
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели (пункт 1 статьи 143 НК РФ). Физические лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, плательщиками данного налога не признаются. Как следует из положений статьи 216 Закона о банкротстве, с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Это обстоятельство влечет соответствующие налоговые последствия. Утратив статус индивидуального предпринимателя, должник перестает быть плательщиком налога на добавленную стоимость, поэтому операции, совершаемые конкурсным управляющим или организатором торгов, по реализации его имущества в ходе конкурсного производства не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
3. Иные организации как плательщики НДС
3.1. ТСЖ являются плательщиками НДС
В статье 143 НК РФ товарищества собственников жилья не поименованы среди организаций, не являющихся плательщиками НДС.
С учетом вышеизложенного суды сделали правильный вывод о том, что товарищество является налогоплательщиком НДС, а предусмотренное НК РФ освобождение от налогообложения распространяется не на все осуществляемые данной категорией налогоплательщиков операции, а лишь на те, которые перечислены в статье 149 НК РФ и в отношении которых соблюдены установленные этой статьей условия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.