Энциклопедия судебной практики
Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
(Ст. 93.1 НК)
1. Налоговый орган не вправе истребовать документы, не имеющие отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика
Постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2011 N 5355/11
Документы, представляемые при заключении договора банковского счета, а также иные документы, касающиеся взаимоотношений банка и его клиента - контрагента проверяемого налогоплательщика, как не относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, не отражают финансово-хозяйственных отношений между клиентом банка и проверяемым налогоплательщиком, поэтому не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны проверяемого налогоплательщика.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 по делу N А56-59024/2009
Положения пункта 1 статьи 93.1 НК РФ предоставляют налоговому органу право истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика документы, которые должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика.
Налоговый орган не привел каких-либо доказательств того, что истребуемые табели учета рабочего времени касаются (прямо или косвенно) деятельности ООО.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 по делу N А51-5144/2012
Обе судебные инстанции исходили из того, что указанные в требовании договоры, товарные накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры, бухгалтерские документы не касаются финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налоговым органом налогоплательщика и не имеют отношения к деятельности последнего.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2013 по делу N А43-18174/2012
Налоговый орган не обосновал и не доказал того, что запрошенная информация касается финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, может его охарактеризовать и каким-либо образом может быть использована при проведении проверки налогоплательщика.
Постановление ФАС Поволжского округа от 26.08.2013 по делу N А65-25346/2011
Запрошенные книга продаж, книга покупок, журнал регистрации полученных счетов-фактур, журнал регистрации выданных счетов-фактур, оборотная ведомость по субсчетам, документы, подтверждающие исполнение договоров: путевые листы, доверенности на получение товара, акты приема-передачи, регистры бухгалтерского и налогового учета, отражающие операции по реализации товаров (работ, услуг) и оплате на счетах бухгалтерского учета, карточки по бухгалтерским счетам N 50; 58; 60; 62; 68; 76; 90, документы подтверждающие исчисление и уплату НДС, - являются внутренними учетными документами заявителя, содержащими в себе сведения о деятельности и налоговых обязательствах непосредственно заявителя, но не проверяемых налогоплательщиков.
Требование налогового органа о предоставлении документов не соответствует статье 93.1 НК РФ, которая предполагает возможность истребования только тех документов (информации), которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 по делу N А10-2227/2012
Законодателем налоговой инспекции даны полномочия по истребованию у лица, обладающего соответствующей информацией, только тех сведений и документов, которые непосредственно касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.
Карточки аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами, истребованные налоговой инспекцией, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и не могут свидетельствовать о факте совершения хозяйственной операции и возникновении договорных обязательств проверяемого налогоплательщика. Следовательно, в рассматриваемом случае карточки аналитического учета не могут быть документами, которое общество обязано представить налоговому органу в целях осуществления контроля в отношении проверяемого налогоплательщика.
2. Налоговый орган вправе истребовать документы статистического учета
Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12
Суды, отклоняя довод органа статистики об отсутствии у него обязанности по предоставлению по требованию инспекции форм федерального статистического наблюдения, правомерно исходили из того, что указанные формы содержат информацию о показателях хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые могут быть использованы налоговым органом при проведении проверки данного налогоплательщика.
3. Налоговый орган не вправе истребовать документы кадрового учета
Постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2009 по делу N А12-10258/2008
ИФНС ООО было направлено требование о предоставлении документов: штатного расписания (с изменениями и дополнениями); приказов (распоряжений) о приеме на работу, переводе, увольнении сотрудников Общества, трудовых договоров, трудовых книжек сотрудников Общества (лист первый - Ф.И.О.), листов с записями, датированными в 2006 г., перечисленных в списке, ведомостей начисления заработной платы.
Истребованные налоговым органом документы являются внутренними документами ООО, которые не содержат информации о проверяемом налогоплательщике.
4. Перечень документов, указанных в требовании о представлении документов, должен соответствовать перечню, указанному в поручении об их истребовании
Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2009 по делу N А40-51270/08-116-120
Признавая оспариваемое решение недействительным, суды исходили из того, что требованием, направленным в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, истребовались документы, не указанные в поручении ИФНС России.
Постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2012 по делу N А47-3079/2011
Требование инспекции содержит иной перечень документов, нежели поручение.
При таких обстоятельствах суды сочли, что у общества отсутствовала обязанность исполнять требование налогового органа и обоснованно признали недействительным решение инспекции.
5. Перечень истребуемых документов должен быть в достаточной степени определенным
Постановление ФАС Московского округа от 17.07.2012 по делу N А40-122365/11-20-497
Признавая недействительным указанное решение инспекции, суды исходили из отсутствия в требовании налогового органа конкретного перечня запрашиваемых документов, их реквизитов и иных индивидуализирующих признаков, что лишило общества возможности идентифицировать документы по указанному в требовании наименованию и примечанию.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 по делу А46-11871/08
Апелляционная инстанция, проанализировав предъявленное Банку требование о предоставлении информации, установила, что указанное требование выставлено с нарушениями положений пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, которые нельзя признать формальными.
В частности, апелляционный суд указал, что в требовании налогового органа не содержатся указания на то, к какому периоду должны относиться запрашиваемые документы, в связи с чем требование является неисполнимым.
Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2013 по делу А55-32435/2012
Доводы Инспекции о достаточности в требовании сведений для идентификации документов противоречат обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Инспекцией не учтено, что между Обществом и проверяемым Инспекцией налогоплательщиком заключено 38 договоров, - как на выполнение подрядных работ, так и на поставку товаров.
Из требования Инспекции невозможно установить, по каким именно договорам, или за какой конкретный период истребуются документы.
Учитывая длительный характер взаимоотношений между Обществом и проверяемым Инспекцией налогоплательщиком, в требовании подлежало конкретно указать, какие именно документы подлежат представлению Обществом.
6. В требовании о представлении документов должно быть указано мероприятие налогового контроля, в связи с которым они истребуются
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.08.2013 по делу N А27-19/2013
Налоговый орган, как в поручении, так и в требовании о предоставлении документов (информации) должен указать, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы или информация.
Постановление ФАС Центрального округа от 09.11.2011 по делу N А23-1979/2011
В требовании в качестве мероприятия налогового контроля указано следующее: "истребование документов (информации) или информации по сделке у контрагента проверяемого лица или у лица, располагающего информацией по проверяемому лицу, или у налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки", то есть в требовании не конкретизировано, в связи с какими обстоятельствами проводимых мероприятий налогового контроля необходимо представить запрошенные документы.
7. Банк обязан предоставлять информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
При рассмотрении дел, связанных с оспариванием банками действий налоговых органов по истребованию документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, судам необходимо учитывать, что возложение Кодексом на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены НК РФ для всех организаций, в том числе обязанностей, вытекающих из положений статьи 93.1 НК РФ.
8. Держатель реестра ценных бумаг обязан исполнить требование налогового органа о представлении реестров владельцев ценных бумаг налогоплательщика, даже если оно выдано в отношении неопределенного круга лиц
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Судами установлено, что заявитель, согласно представленных документов осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг в соответствии с Законом N 39-ФЗ и является держателем реестра ценных бумаг (регистратором).
Пунктом 7.9.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 предусмотрено, что судебные, правоохранительные и налоговые органы, а также иные уполномоченные государственные органы могут получить информацию, необходимую им для осуществления своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регистратор предоставляет информацию при получении запроса в письменной форме, подписанного должностным лицом соответствующего органа и скрепленного печатью. В запросе указывается перечень запрашиваемой информации, а также основания ее получения.
Судами обоснованно указано, что данный порядок является для заявителя обязательным, поскольку общество является участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Довод жалобы о необходимости указания конкретных, зарегистрированных в реестре лиц, и возможности запроса только в части определенных зарегистрированных лицах противоречит указанным выше положениям законодательства Российской Федерации в сфере регулирования ценных бумаг.
С учетом изложенного, выводы судов о том, что оспариваемое решение [налогового органа, которым общество привлечено к ответственности за непредставление лицом в установленный срок сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа] соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации, являются правильными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.