Энциклопедия судебной практики
Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
(Ст. 147 ТК)
1. Виды и условия назначения выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
1.1. Существует два вида выплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями: доплаты и компенсации
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2012 г. N 10151/12
В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Наряду с повышенной оплатой труда в силу положения, предусмотренного абзацем тринадцатым статьи 219 Трудового кодекса, работник, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Наряду с повышенной оплатой труда в силу положения, предусмотренного абзацем тринадцатым статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации, работник, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
1.2. Выплаты, предусмотренные ст. 147 ТК РФ, являются составной частью заработной платы
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 октября 2012 г. N ВАС-10151/12
Выполнение работниками трудовых обязанностей во вредных условиях является основанием для выплаты облагаемых страховыми взносами компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда в порядке статей 146 и 147 ТК РФ.
Выплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда являются составной частью заработной платы работников и должны учитываться при определении базы для начисления страховых взносов.
Выплаты [по ст. 147 ТК РФ] являются составной частью заработной платы работников.
1.3. Выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда носят компенсационный характер
Выплаты работникам учреждения, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, относятся к компенсационным выплатам и устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ.
Доплата за работу во вредных условиях входит в систему оплаты труда, относится к компенсационным выплатам, начисление и выплата указанной доплаты не может влиять на размер тарифной ставки (оклада) работника, так как данная надбавка устанавливается в процентом соотношении к тарифной ставке (окладу) за время фактической занятости на рабочих местах.
1.4. Статья 147 не устанавливает, какие работы следует относить к работам с вредными и (или) опасными условиями труда
Апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда по делу N 33-2859
При этом ни статья 147 ТК РФ, ни указанное постановление не называют и не определяют, какие работы являются работами с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда.
1.5. Работодатель не вправе самостоятельно определять, относятся ли работы к видам работ с вредными и опасными условиями труда
Апелляционное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда по делу N 33-2859
Действующее законодательство, в том числе статья 147 ТК РФ, не предоставляет право работодателю самостоятельно определять работы как работы с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда только на основе проведенной им самим аттестации рабочих мест.
2. Порядок назначения компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
2.1. Отсутствие единого нормативно-правового акта о предоставлении компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не освобождает работодателя от такой обязанности
Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. N 135-О
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписывалось установить - в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, что, однако, не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 года N 870 Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписывалось установить - в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, а также условия предоставления данной компенсации.
До настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан, однако данное обстоятельство не освобождает работодателей от обязанности по предоставлению названных компенсаций.
2.2. При регулировании компенсаций для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут частично применяться положения нормативных актов СССР
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 марта 2013 г. N АПЛ13-102
Обоснованным является и вывод суда о том, что положения нормативных правовых актов бывшего СССР, определяющие право работников на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день согласно Списку, могут применяться в определённых случаях в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и что оснований для признания их недействительными нет.
Решение Верховного Суда РФ от 14 января 2013 г. N АКПИ12-1570
До настоящего времени не принят нормативный правовой акт, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.
Положения нормативных актов бывшего Союза ССР, определяющие право работников на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день согласно Списку [производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда], могут применяться в определенных случаях в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и оснований для признания их недействующими в оспариваемой части не имеется.
2.3. Компенсации по ст. 147 ТК РФ выплачиваются при невозможности обеспечить работников безопасными условиями труда
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 октября 2012 г. N ВАС-10151/12
В соответствии со статьями 146 и 147 ТК РФ невозможность обеспечить работников безопасными условиями труда компенсируется надбавками и компенсациями.
2.4. Компенсации устанавливаются исходя из конкретных условий труда, определяемых по результатам аттестации рабочих мест
Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. N 135-О
Работодатели [обязаны предоставлять] компенсации всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N АПЛ13-359
Основанием для предоставления компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, действующее законодательство Российской Федерации признает конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Действующее законодательство РФ признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации, как это было предусмотрено ранее. Следовательно, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в каком-либо списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870.
2.5. Работа с вредными и (или) опасными условиями труда компенсируется работодателем независимо от наличия аттестации рабочих мест
В настоящее время оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, напрямую не связывается с аттестацией рабочих мест. Исходя из этого, работодатель не вправе отказать работнику, занятому во вредных условиях труда, в повышенном размере оплаты его труда до тех пор, пока на каждое рабочее место с условиями труда, предусмотренными перечнями вредных условий труда, не дано заключение о том, что оно соответствует требованиям безопасности.
По смыслу ст. 117 и ст. 147 Трудового кодекса РФ осуществление доплат и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда не поставлено законодателем в зависимость от наличия аттестации рабочих мест, и отсутствие аттестации рабочих мест не означает, что рабочие места соответствуют требованиям безопасности, и не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работнику, занятому на работах с вредными условиями труда, доплаты и компенсации.
2.6. Работодатель вправе самостоятельно определять формы и количество компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 марта 2013 г. N АПЛ13-102
Работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
2.7. Работодатель может оплачивать труд работников, занятых на вредных и (или) опасных работах, в повышенном размере посредством увеличения должностного оклада
Положения статей 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
При этом законодателем императивно не установлено, что повышенный размер оплаты труда должен обеспечиваться посредством установления компенсационных выплат, и доводы апелляционной жалобы о том, что нормами Трудового кодекса Российской Федерации запрещается включение в оклад иных выплат и надбавок, являются несостоятельными, поскольку установление оплаты в повышенном размере посредством увеличения должностного оклада не противоречит действующему законодательству.
2.8. Работодатель вправе устанавливать конкретные размеры компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 марта 2013 г. N АПЛ13-102
Работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
2.9. Законом не ограничен размер повышенной заработной платы работников, занятых на опасных или вредных работах
Размеры повышенной заработной платы работников, занятых на тяжелых, опасных, вредных работах, действующим трудовым законодательством не ограничены. При этом их нижний предел не может быть ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 147 ТК РФ).
2.10. Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не влияют на размер тарифной ставки (оклада) работника
Начисление и выплата указанной [за работу во вредных условиях] доплаты не может влиять на размер тарифной ставки (оклада) работника, так как данная надбавка устанавливается в процентом соотношении к тарифной ставке (окладу) за время фактической занятости на рабочих местах.
3. Налогообложение выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
3.1. Налогообложение выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями зависит от их вида
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 декабря 2012 г. N 10151/12
Наряду с повышенной оплатой труда в силу положения, предусмотренного абзацем тринадцатым статьи 219 Трудового кодекса, работник, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Указанные квалификация и дифференциация выплат, производимых работникам в связи с занятостью на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, были положены в основу правовой позиции по вопросу обложения названных выплат единым социальным налогом
Наряду с повышенной оплатой труда в силу положения, предусмотренного абзацем тринадцатым статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации, работник, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Указанные квалификация и дифференциация выплат, производимых работникам в связи с занятостью на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, были положены в основу правовой позиции по вопросу обложения названных выплат единым социальным налогом.
3.2. Выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавки, предусмотренной ст. 147 ТК РФ, не включаются в заработную плату и не подлежат налогообложению
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N 4419/07
Выплаты, производимые обществом работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к заработной плате, предусмотренных статьями 146 и 147 Кодекса, являются компенсационными в смысле, придаваемом статьей 164 Кодекса, и не подлежат обложению единым социальным налогом.
3.3. Недопустимо уклонение от страховых выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда под видом компенсации морального вреда
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 октября 2012 г. N ВАС-10151/12
Выплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда являются составной частью заработной платы работников и должны учитываться при определении базы для начисления страховых взносов.
В нарушение этого компенсации обществом не устанавливались, а выплачивалась компенсация морального вреда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Поскольку материалами дела не подтверждены факты повреждения здоровья неправомерными действиями или бездействием работодателя, то компенсация морального вреда, по сути, является компенсационной выплатой в денежной форме за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
При таких обстоятельствах действия общества направлены на уклонение от уплаты страховых взносов с суммы компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Наряду с повышенной оплатой труда в силу положения, предусмотренного абзацем тринадцатым статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации, работник, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Поскольку материалами дела не подтверждены факты причинения вреда здоровью работников неправомерными действиями или бездействиями работодателя, а компенсация морального вреда по существу является дополнительными компенсационными выплатами работникам за вредные условия труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 апреля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович