Энциклопедия судебной практики
Право на обжалование
(Ст. 137 НК)
1. Обжалование ненормативных актов налогового органа
1.1. Акт налоговой проверки не является ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде
Акт выездной налоговой проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованным лицом в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Кассационная инстанция отклоняет доводы ООО относительно содержания акта выездной налоговой проверки, учитывая, что акт выездной налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, подлежащим обжалованию в судебном порядке.
Обзор судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за октябрь 2014 года
Данный вывод основан также на положениях статей 45 и 46 Конституции Российской Федерации, статьи 137 НК Российской Федерации, по смыслу которых акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд.
Суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что акт выездной налоговой проверки не подлежит обжалованию, поскольку по смыслу вышеприведенных норм права [определение Конституционного Суда РФ от 27 мая 2010 г. N 766-О-О] не относится к ненормативным актам.
1.2. Справка о состоянии расчетов по налогам (сборам, взносам) является ненормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде
Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2009 N КА-А41/12818-08 по делу N А41-6215/08
При применении ст.ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акте недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Оспариваемая обществом справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам подписана заместителем руководителя налогового органа и касается конкретного налогоплательщика. В данном документе содержатся сведения об имеющейся задолженности у общества. Следовательно, судебные инстанции исходили из того, что справка о состоянии расчетов по налогам, сборам признается актом, который может быть оспорен в суде путем подачи заявления о признании ее недействительной, и пришли к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
1.3. Налогоплательщик вправе обжаловать в суд мотивированное заключение налогового органа, если оно нарушает его права
Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2007 N 15255/06 по делу N А65-29335/2005-СА1 32
Как установлено судом, по результатам камеральной проверки инспекция приняла решение, которым обществу отказано в возмещении НДС. В соответствии с названным решением налоговым органом было представлено обществу мотивированное заключение, в котором изложены те же обстоятельства и мотивы отказа в возмещении налога.
Таким образом, вынесенное мотивированное заключение непосредственно связано с принятым инспекцией решением об отказе в возмещении налога фактически дублирует это решение, но является по своему содержанию более полным, поскольку в нем излагаются обстоятельства и доводы, послужившие основанием для отказа в возмещении налога.
С учетом изложенного п. 4 ст. 176 НК РФ содержит императивное требование представить мотивированное заключение налогоплательщику, а последний в соответствии со ст.ст. 137, 138 НК РФ вправе обжаловать этот ненормативный акт налогового органа, если такой акт, по мнению налогоплательщика, нарушает его права.
1.4. Филиал или представительство иностранного юридического лица вправе обжаловать в суд ненормативные акты налогового органа
Постановление Президиума ВАС РФ от 04.07.2006 N 1782/06 по делу N А81-2346/3177А-04
Филиал или представительство иностранного юридического лица, созданное на территории РФ, признается в налоговых правоотношениях организацией-налогоплательщиком, на которую в соответствии со ст. 19 НК РФ может быть возложена обязанность по уплате налогов, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ. Они как налогоплательщики на основании ст. 137 НК РФ имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
1.5. Акты Минфина России могут быть обжалованы в суд, если они порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам
Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2003 N 502-О
Из содержания положений ст.ст. 137 и 138 НК РФ, рассматриваемые во взаимосвязи с положениями ст. 29 АПК РФ, не препятствуют обжалованию в судебном порядке актов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, если по своему содержанию они порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам.
1.6. Требование налогового органа о представлении документов может быть обжаловано в судебном порядке
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.06.2013 по делу N А43-19534/2012
В силу нормативных положений, содержащихся в ст. 137 НК РФ, во взаимосвязи с положениями ст.ст. 29 и 198 АПК РФ контрагент, полагающий, что исполнение требования налогового органа о представлении документов (информации) нарушает его права и законные интересы, вправе оспорить в арбитражном суде указанный ненормативный правовой акт.
1.7. Письмо налогового органа, в котором содержится его ответ на конкретный вопрос налогоплательщика, не признается ненормативным актом
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.03.2009 по делу N А32-22939/2007-59/478
Как установлено судами, предприниматель обратился в управление налоговой службы за разъяснением вопроса о проведении налоговой проверки в отношении лиц, снятых с налогового учета в качестве индивидуальных предпринимателей.
Письмом управление высказало свою позицию по данному вопросу.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предпринимателем письмо управления носит разъяснительный характер по вопросу о проведении налоговых проверок, не содержит предписаний властного характера, адресованных предпринимателю, неисполнение которых повлечет определенные правовые последствия. Таким образом, письмо не затрагивает реальные права налогоплательщика, не нарушает его прав и не возлагает на него обязанностей, не создает каких-либо препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного оспариваемое предпринимателем письмо управления не относится к актам налогового органа ненормативного характера, которые могут быть обжалованы в арбитражном суде.
1.8. Решение вышестоящего налогового органа, которым изменено решение нижестоящего налогового органа по проверке, может быть обжаловано в суд самостоятельно
Решение вышестоящего налогового органа, которое внесло изменение в первоначальное решение инспекции, также затрагивает интересы налогоплательщика, поэтому может быть предметом обжалования в суде.
1.9. Решение вышестоящего налогового или таможенного органа, которым оставлено в силе решение инспекции (таможни), не является самостоятельным предметом обжалования
Постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11346/08 по делу N А40-4465/08-72-35
Решения таможни могли быть признаны незаконными, а требования недействительными по заявлению общества о признании их таковыми, но не по его заявлению об оспаривании решения ФТС России, принятого по жалобе общества.
1.10. Налогоплательщик вправе обжаловать в суд постановление налогового органа о взыскании налога, сбора за счет имущества
Постановление налогового органа о взыскании налога, сбора, а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации подписано заместителем руководителя налогового органа, затрагивает права и законные интересы налогоплательщика, поэтому оно является ненормативным актом и может быть обжаловано в арбитражный суд.
1.11. Решение о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика в банке или решение о взыскании налогов за счет имущества могут быть обжалованы в суд независимо от оспаривания требования об уплате налогов
Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 N КА-А40/17584-10 по делу N А40-31980/10-114-157
Если общество не обжаловало требование об уплате налога, то данный факт не имеет значения для оценки законности решения и постановления о взыскании за счет имущества в соответствии со ст. 137 НК РФ.
1.12. Указание в резолютивной части решения по налоговой проверке предложений об уплате доначисленных сумм налога не исключает возможность его обжалования
Постановление ФАС Уральского округа от 15.12.2004 N Ф09-5309/04-АК по делу N А60-18511/04
Некорректное использование налоговой инспекцией в резолютивных частях решений слов "предложить" вместо слов "доначислить" не дает оснований полагать, что ненормативные акты не могут быть обжалованы в арбитражный суд. Указание в резолютивной части решения предложений об уплате доначисленных налога и пени влечет за собой юридические последствия, поскольку является основанием для направления обществу требований об уплате недоимки по налогу и пени.
1.13. Банк не вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счету клиента-налогоплательщика
Постановление ФАС Уральского округа от 12.05.2003 N Ф09-1312/03-АК по делу N А07-19351/02
Решение о приостановлении операций по счету, принятое в отношении общества, не затрагивает непосредственно права и охраняемые законом интересы банка, которому направлено указанное решение, и в силу ст. 137 НК РФ п. 2 ст. 29 АПК РФ банк не имеет право на обжалование данного ненормативного акта налогового органа.
1.14. Обжалованию подлежит резолютивная часть ненормативного акта налогового органа
Постановление ФАС Центрального округа от 21.04.2005 N А08-4730/04-24
Именно резолютивная часть ненормативного акта налогового органа [решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности] содержит выводы относительно каждого допущенного налогоплательщиком нарушения и в соответствии со ст. 137 НК РФ подлежит обжалованию.
1.15. Письма налогового органа, которые затрагивают права налогоплательщика, признаются ненормативными актами, которые налогоплательщик вправе обжаловать в суд
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2004 N А56-14858/04
Уведомление о результатах камеральной проверки, вынесенное на основании п. 1 ст. 101 НК РФ, соответствует по форме и содержанию вышеуказанным требованиям и непосредственно затрагивает права и законные интересы Общества, а следовательно, является ненормативным актом инспекции, подлежащим обжалованию в судебном порядке в соответствии со ст. 137 НК РФ.
1.16. Налогоплательщик не вправе обжаловать в суд письма налогового органа, которым его права не нарушаются
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.12.2009 по делу N А33-4572/2009
Письмом инспекции о месте проведения выездной налоговой проверки носит информационный характер, а не властно-распорядительный характер, не содержит обязывающих указаний в отношении предпринимателя, не устанавливает для него правил поведения однократного применения, не создает каких-либо препятствий для осуществления прав, связанных с проведением налоговым органом выездной налоговой проверки. В отличие от подлежащих оспариванию в суде решений обжалуемое письмо налогового органа не устанавливает, не изменяет, не отменяет права и обязанности конкретного лица.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания считать указанное письмо правоприменительным актом, непосредственно порождающим права или обязанности предпринимателя.
Поскольку письмо о месте проведения выездной налоговой проверки не является ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в арбитражном суде по правилам гл.24 АПК РФ, производство по делу подлежит прекращению.
1.17. Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен, понимается документ любого наименования, подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика
В целях применения статей 137 и 138 НК РФ следует учитывать, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
2. Обжалование действий (бездействий) налогового органа
2.1. Законность действий налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов по налогам (сборам, взносам) может быть оспорена в суде
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2013 N Ф03-5060/2013 по делу N А37-56/2013
Действия налогового органа по выдаче справки о состоянии расчетов по налогам могут быть оспорены в суде, если налоговый орган указал в справке неполную информацию о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за предпринимателем, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
2.2. Поскольку НК РФ не регламентирует порядок ведения лицевых счетов налоговым органом, то их данные не могут быть обжалованы в судебном порядке
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением к налоговому органу, в котором содержится требование о корректировке в сторону уменьшения налоговых обязательств по земельному налогу в лицевом счете.
Суд, отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, указал, что НК РФ не регламентирует порядок ведения лицевых счетов налоговым органом, следовательно, их данные не могут быть обжалованы в судебном порядке.
2.3. Требование об обязании налогового органа отразить в карточках лицевых счетов уплату сумм налогов не подлежит рассмотрению в арбитражном суде
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением к налоговому органу, в котором содержится требование о корректировке в сторону уменьшения налоговых обязательств по земельному налогу в лицевом счете.
Суд, отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, указал, что НК РФ не регламентирует порядок ведения лицевых счетов налоговым органом, следовательно, их данные не могут быть обжалованы в судебном порядке.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение положений ведомственных документов. Поэтому арбитражный суд пришел к выводу, что неотражение в лицевом счете налоговых платежей само по себе не ущемляет права налогоплательщика, так как не может служить основанием для принятия каких-либо принудительных мер в отношении обязательств налогоплательщика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.