Энциклопедия судебной практики
Поручительство
(Ст. 74 НК)
1. При представлении налогоплательщиком поручительства банка или банковской гарантии он имеет право на освобождение от налогообложения операций при реализации на экспорт подакцизных товаров
Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2010 N КА-А40/1766-10 по делу N А40-82752/09-109-400
Обязанность по уплате акциза при экспорте подакцизного товара возникает у налогоплательщика согласно абз. 2 п. 2 ст. 184 НК РФ только при отсутствии поручительства банка (банковской гарантии).
2. Налоговый орган вправе отказать в заключении договора поручительства при отсутствии документов, необходимых для проведения анализа финансового состояния поручителя
Определение ВАС РФ от 11.08.2010 N ВАС-10256/10 по делу N А03-11104/2009
Отказывая в удовлетворении заявленных требований [о признании недействительным письма Управления Федеральной налоговой службы России об отказе в заключении договора поручительства], суды сочли, что заявителями были направлены в Управление документы, не позволяющие провести анализ финансового состояния поручителя и установить отсутствие у него задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также определить его платежеспособность и, соответственно, решить вопрос о заключении договора поручительства.
3. Налоговый орган изучает финансовое состояние поручителя по документам, представленным на момент подачи заявления о заключении договора поручительства или на момент направления отказа в заключении договора
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.07.2010 по делу N А32-18370/2009
Поскольку поручитель в силу статей 361, 362 и 363 Гражданского кодекса Российской Федерации является лицом, солидарным по обязательствам налогоплательщика по инвестиционному налоговому кредиту, то налоговый орган вправе проверить платежеспособность и добросовестность поручителя по обязательствам перед бюджетом.
Изучение финансового состояния поручителя следует производить по тем документам, которые предоставлены в управление на момент обращения с заявлением о заключении договора поручительства или на момент направления ответа управления об отказе в заключении договора.
4. Поручительство является мерой, обеспечивающей исполнение обязанности по уплате налога, в случае изменения срока уплаты
Постановление ФАС Центрального округа от 04.06.2003 N А08-4355/02-20-16
В соответствии с п. 1 ст. 74 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. Однако законодатель устанавливает, что это возможно лишь в случае изменения срока исполнения обязанности по уплате налогов.
5. Договор поручительства заключенный только между поручителем и должником не может быть принят в качестве встречного обеспечения при рассмотрении ходатайства о принятии обеспечительных мер
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2009 по делу N А32-37992/2009-25/137
Представленный договор поручительства не соответствует требованиям части 2 статьи 74 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заключен между обществом и ООО, и налоговая инспекция не является стороной по данной сделке.
Договор от 01.09.2009 N 6 не является поручительством в смысле пункта 2 статьи 74 Налогового кодекса Российской Федерации, не является способом обеспечения исполнения обязанностей общества по уплате налогов и не может быть принят в качестве встречного обеспечения при рассмотрении ходатайства о принятии обеспечительных мер.
6. Действия налогового органа по зачислению платежей, поступивших от одной организации, в счет оплаты задолженности другой организации, не свидетельствуют о заключении договора поручительства
Постановление ФАС Уральского округа от 22.07.2008 N Ф09-4699/08-С3 по делу N А47-4559/07
Действия инспекции по зачислению платежей, поступивших от предприятия, в счет исполнения обязанности по уплате налоговой задолженности колхоза не могут свидетельствовать о возникновении между инспекцией и предприятием в связи с этим обстоятельством отношений по обеспечению последним налоговых обязательств колхоза, то есть о заключении договора поручительства.
7. Поручитель, после исполнения обязательств за должника-налогоплательщика, получает право требования у него соответствующей суммы
Постановление ФАС Уральского округа от 03.06.2013 N Ф09-4602/13 по делу N А50-20198/2011
Исполнив за должника обязательства по уплате НДФЛ, пени по НДФЛ и штрафов по НДФЛ, общество как поручитель получило право требования соответствующей денежной суммы с должника в порядке, установленном действующим законодательством (ст. 365 Гражданского кодекса Российской Федерации).
8. Налоговый орган проверяет достоверность представляемых документов, свидетельствующих о финансовом состоянии поручителя, но не обязан самостоятельно их собирать
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.07.2010 по делу N А66-13199/2009
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем.
При этом положениями действующего законодательства не установлена обязанность налогового органа по самостоятельному сбору документов, свидетельствующих о финансовом состоянии лица, обратившегося с заявлением о заключении договора поручительства для получения другим лицом в последующем инвестиционного налогового кредита.
9. Отказ налогового органа не лишает налогоплательщика права на повторное обращение с целью заключения договора поручительства
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.07.2010 по делу N А32-18370/2009
Заявители не доказали нарушение своих прав и законных интересов, поскольку отказ управления в заключении договора поручительства не лишает их возможности повторного обращения в управление для решения вопроса о заключении данного договора с приложением всех необходимых документов, и не препятствует обществу в получении инвестиционного налогового кредита совместно с другим лицом.
10. Все необходимые документы представляются в налоговый орган до подписания договора поручительства
Постановление ФАС Уральского округа от 05.05.2010 N Ф09-3098/10-С1 по делу N А47-5552/2009
Исходя из анализа вышеназванных норм права, суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованные выводы о том, что до подписания договора поручительства заинтересованным в заключении данного договора лицам необходимо представить в налоговый орган субъекта Российской Федерации перечисленные в Порядке [Документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС РФ от 28.09.2010 N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами"] документы, в том числе, характеризующие поручителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.