Энциклопедия судебной практики
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Налогоплательщики
(Ст. 346.2 НК)
1. Толкование понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель"
1.1. Содержащееся в гл. 26.1 НК РФ понятие сельскохозяйственного производителя используется только для целей применения ЕСХН
Судами правомерно отклонена ссылка общества на пункт 2 статьи 346.2 НК РФ, поскольку в этом пункте прямо указано, что приведенное в нем понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители" используется исключительно в целях главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)" НК РФ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители".
Как следует из данного Постановления, оно принято в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", в которой содержится понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители" в целях именно этого закона.
1.2. Понятие "сельскохозяйственный производитель" в целях применения ЕСХН может быть уточнено посредством обращения к терминологии, содержащейся в иных отраслях права
Постановление Президиума ВАС РФ от 31.05.2005 N 15448/04 по делу N А06-115у/4-21/04
Пункт 1 статьи 346.2 Кодекса включает в число сельскохозяйственных товаропроизводителей тех, кто производит сельскохозяйственную продукцию, однако не раскрывает понятия "лица, производящие сельскохозяйственную продукцию".
Поэтому исходя из пункта 1 статьи 11 Кодекса в целях уяснения того, какие лица понимаются в статье 346.2 Кодекса под лицами, производящими сельскохозяйственную продукцию, допустимо использование понятий и терминов иных отраслей законодательства, в частности Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
2. Право налогоплательщика на применение ЕСХН в зависимости от способа производства и переработки сельскохозяйственной продукции
2.1. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ЕСХН, если его деятельность соответствует хотя бы одному признаку, указанному в п. 1 ст. 346.2 НК РФ
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2013 по делу N А26-10401/2012
При этом условие о том, что указанные сельскохозяйственные товаропроизводители должны одновременно соответствовать в целях применения пониженной ставки налога на прибыль критериям, предусмотренным как пунктом 2, так и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ, в положениях статьи 2.1 Закона N 110-ФЗ (в редакции, введенной в действие с 01.01.2009) не содержится.
2.2. Отсутствие у налогоплательщика разрешения или квоты на вылов рыбы не является основанием для отказа в применении ЕСХН
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.12.2013 N Ф03-5730/2013 по делу N А59-412/2013
Из подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ следует, что учету подлежит только доход от реализации собственного улова и (или) произведенной из этих уловов собственными силами рыбной или иной продукции из водных биоресурсов. Судебными инстанциями правомерно отмечено, что данная норма не содержит каких-либо требований к наличию (отсутствию) у налогоплательщика разрешений и (или) квот.
С учетом указанных норм права, а также установленных фактических обстоятельств суды пришли к правильному выводу о том, что общество отвечает критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, установленным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, поэтому правомерно в охваченный период проверки применяло специальный налоговый режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога.
2.3. Оказание услуг по выращиванию рыбы в рамках государственного заказа не изменяет статус плательщика ЕСХН
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.08.2011 N Ф03-3468/2011 по делу N А59-4403/2010
Как установлено судами, ООО занимается воспроизводством рыбы и водных биоресурсов, осуществляет рыболовство на принадлежащих ему судах на речном водоеме, в который выпускается молодь, реализует выловленную рыбопродукцию.
Факт осуществления работ по искусственному воспроизводству тихоокеанских лососей во исполнение государственного заказа не изменяет статус налогоплательщика как сельскохозяйственного товаропроизводителя.
2.4. Статья 346.2 НК РФ не содержит в качестве обязательного условия применения ЕСНХН последующую переработку произведенной сельскохозяйственной продукции
Исходя из данной статьи НК РФ [ст. 346.2 НК РФ] суды сделали правильный вывод о том, что данная норма не содержат условия обязательного осуществления сельскохозяйственными товаропроизводителями последующей переработки произведенной ими сельскохозяйственной продукции.
2.5. Налогоплательщик, реализующий собственную сельскохозяйственную продукцию, полученную с использованием услуг производственного характера третьих лиц, не лишается права на применение ЕСХН
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9534/10 по делу N А57-24991/2009
Ни указанная норма Кодекса [ст. 346.2 НК РФ], ни иные положения главы 26.1 Кодекса не исключают возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности. Глава 26.1 Кодекса не содержит запрета, аналогичного предусмотренному пунктом 2.1 статьи 346.26 Кодекса (в соответствии с данной нормой исключается применение специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход при осуществлении подпадающего под этот режим вида деятельности в рамках договора простого товарищества).
Налоговая инспекция не опровергла правомерность определения предпринимателем расходов по себестоимости продукции, а не по цене реализации, и не доказала, что расчет, произведенный предпринимателем, противоречит положениям статьи 346.2 НК РФ.
Тот факт, что предприниматель не производил помол зерна в муку, затраты на производство муки в расходы не включал, как правильно указал суд апелляционной инстанции, не свидетельствует о том, что себестоимость муки, потраченной на выпечку хлеба, не должна учитываться при расчете, поскольку из положений статьи 346.2 НК РФ следует, что значение имеет лишь то, произведена ли продукция первичной переработки (мука) из сельскохозяйственного сырья собственного производства или нет. Факт принадлежности зерна (сельскохозяйственного сырья, из которого произведена мука) предпринимателю подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговой инспекцией. Привлечение для помола муки сторонней организации не изменяет право собственности предпринимателя как на зерно, так и на полученную из него муку. Возможность применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае привлечения сторонних организаций для выполнения работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 9534/10 от 28.12.2010.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что деятельность предпринимателя в спорный период соответствует понятию сельскохозяйственного производителя ввиду того, что выведение новых сортов растений производилось на его собственных земельных участках. Затем семена проходили доработку по договорам с контрагентами. Налогоплательщик также принимал участие в выполнении других этапов выращивания сельскохозяйственных продукции, без соблюдения которых получение конечного результата (получение высококачественных семян, имеющих большую стоимостную оценку) невозможно.
При этом суд первой инстанции руководствовался постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9534/10, исходя из которого положения главы 26.1 Кодекса не исключают возможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае, если выполнение работ на отдельных этапах производства сельскохозяйственной продукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности. Противоположный подход означал бы неоправданное ограничение организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в кооперации с иными лицами, в праве на применение специального налогового режима.
Действующее законодательство не предусматривают для получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя обязанности участия организации во всех циклах технологического процесса выращивания сельскохозяйственных культур для признания его сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Пункт 2 статьи 346.2 Кодекса, статья 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, статья 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ не содержат ограничений в применении сельскохозяйственным товаропроизводителем льготных ставок по налогу на прибыль и по налогу на имущество при производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной налогоплательщиком с использованием услуг производственного характера, оказываемых на платной основе сторонними организациями, а также не определяют способ осуществления налогоплательщиком соответствующих сельхозработ (собственной техникой, производственными мощностями или с привлечением сторонних организаций).
Процесс производства представляет собой совокупность действий производителя с использованием основных средств, средств труда, трудовых ресурсов и т.п. с целью получения продукта определенного качества и в определенные сроки.
2.6. Право на применение ЕСХН связывается с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с категорией доходов, получаемых от этой деятельности
Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9534/10 по делу N А57-24991/2009
Из пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, определяющего, что плательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, следует, что право на применение данного специального налогового режима связывается прежде всего с видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а не с тем, к какой категории относятся доходы, полученные от этой деятельности, для целей налогового учета.
Ликвидация основного средства, ранее использовавшегося при производстве сельскохозяйственной продукции, физические и качественные характеристики которого уничтожены в связи его демонтажом, связана с целями ее производства (например, выращивание, обработка посевов, рекультивация земель и др.), первичной и последующей ее переработки в указанном в пункте 3 статьи 346.2 Кодекса смысле, суд не указал. Между тем законодатель установил обязательную связь доходов, облагаемых по льготной ставке, с осуществлением с деятельностью, отвечающей критериям, перечисленным в пункте 2 и подпункте 1 пункта 2.1 статьи 346.2 Кодекса, - использование при производстве сельскохозяйственной продукции, осуществление ее первичной и последующей (промышленной) переработки и ее реализации. Такие признаки у реализованных материалов, их прямую связь с этими видами деятельности суд не установил.
2.7. Для соответствия критериям сельхозпроизводителя организация должна не только осуществлять процесс производства, но и произвести и реализовать произведенную продукцию, получив доход
Согласно пункту 2 статьи 346.2 НК РФ под сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов. Таким образом, для соответствия критериям сельхозпроизводителя организация должна не только осуществлять процесс производства, но и произвести и реализовать произведенную продукцию.
Из части 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
Поскольку главным условием, позволяющим применять систему налогообложения в виде ЕСХН, является осуществление налогоплательщиком процесса производства, а также получения доходов от ее реализации, то с начала налогового периода - то есть в рассматриваемом случае с 2011 года, налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕСХН и, соответственно, налоговой льготы на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц.
3. Условия для применения ЕСХН
3.1. Наличие у налогоплательщика - рыбохозяйственной организации собственных или арендованных судов рыбопромыслового флота является обязательным условием для применения ЕСХН
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2013 по делу N А26-4486/2012
Из положений подпункта 2 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ следует, что одним из условий для отнесения рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей к сельскохозяйственным товаропроизводителям и применения пониженных тарифов страховых взносов является осуществление рыболовства на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых ими на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
Исходя из этого наличие судов рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности, или использование их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера) является обязательным условием для возможности отнесения рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
3.2. Налоговое законодательство не предусматривает ведение раздельного учета в качестве условия применении ЕСХН
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2012 по делу N А05-9785/2011
Ни пунктом 2.2. статьи 346.2 НК РФ, ни пунктом 8 статьи 346.5 НК РФ, ни другими нормами главы 26.1 НК РФ не предусмотрено обязательное ведение раздельного бухгалтерского учета доходов и расходов по производству продукции из сырья членов кооператива и сырья сторонних организаций в качестве одного из условий для применения специального режима в виде ЕСХН.
3.3. Отсутствие продукции переработки сельскохозяйственного сырья в утвержденном правительством перечне является основанием для отказа в применении ЕСХН
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.09.2013 по делу N А32-38846/2011
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.2 Кодекса порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации. При отнесении продукции к сельскохозяйственной и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, следует руководствоваться перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458.
Однако сахар, являющийся продукцией промышленной переработки сахарной свеклы собственного производства, в указанный перечень не включен, следовательно, он не может быть отнесен ни к сельскохозяйственной продукции растениеводства, ни к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в целях применения статьи 346.2 Кодекса.
3.4. Налогоплательщик, применяющий ЕСХН, не лишается права одновременно применять иные специальные налоговые режимы в отношении иных видов деятельности
Постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 N КА-А41/14077-07 по делу N А41-К2-7958/07
Из анализа указанной нормы [п. 3 ст. 346.2 НК РФ] следует, что запрет применения ЕСХН установлен только по тем видам деятельности, по которым организация переведена на уплату ЕНВД и возможно применение ЕСХН по иным видам деятельности, по которым организация не переведена на уплату ЕНВД.
3.5. Основным критерием отнесения налогоплательщика к сельскохозяйственному производителю является создание им нового сельскохозяйственного продукта
Следовательно, для отнесения налогоплательщика к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях главы 26.1 Кодекса имеет значение не просто факт производства им сельскохозяйственной продукции, а то обстоятельство, что доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), в том числе и от дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной им из сельскохозяйственного сырья несобственного производства.
Кроме того, по общему правилу налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельскохозяйственного сырья несобственного производства (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг), не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку таковыми в смысле главы 26.1 НК РФ не являются.
3.6. Установление судами вида деятельности и размера выручки от каждого вида деятельности является существенными условиями для разрешения вопроса о правомерности применения ЕСХН
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2009 по делу N А15-174/2009
Суд не исследовал, каким видом деятельности занимается общество; не истребовал у общества бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за проверенный период; не установил размер полученной выручки от каждого вида деятельности и ее соотношение с общей выручкой.
Поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
3.7. Организации, осуществлявшие в период реализации сельскохозяйственной продукции доращивание скота, вправе учесть полученные доходы как выручку от реализации сельскохозяйственной продукции
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 в разделе А "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" выделены "сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях" (класс 01), которое включает в себя следующие виды деятельности: "растениеводство" (код 01.1), "животноводство" (код 01.2), "растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)" (код 01.3) и "представление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг" (код 01.4).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 поголовье стада крупного рогатого скота относится к сельскохозяйственной продукции, а именно к продукции животноводства при условии собственного производства и выращивания.
Выращивание (доращивание) животных - это процесс сельскохозяйственной деятельности, включающий в себя кормление, содержание, уход за животными в течение определенного времени, в результате которого происходит увеличение их возраста и веса, и завершается переводом в другую возрастную группу для производства сельскохозяйственной продукции.
Оценив доказательства, представленные в материалы дела сторонами в обоснование своих требований и возражений, по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о подтверждении Обществом правомерности применения специального режима налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.
3.8. Налогоплательщик освобождается от уплаты пеней и штрафов только в случае, когда при утрате права на применение ЕСХН им произведен перерасчет налоговых обязательств
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.03.2012 N Ф03-749/2012 по делу N А24-2525/2011
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Из смысла данной нормы права следует, что от уплаты пеней и штрафа освобождается только тот налогоплательщик, который, утратив право на применение ЕСХН, своевременно в установленном законном порядке произвел перерасчет налоговых обязательств по всем налогам, подлежащим уплате по общей системе налогообложения.
3.9. Применительно к ст. 346.2 НК РФ учету подлежат только доходы от реализации товаров (работ, услуг), внереализационные доходы не учитываются
Определение Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 г. N 307-КГ14-5339
Применительно к статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации учету подлежат только доходы от реализации товаров (работ, услуг), внереализационные доходы не учитываются.
Из положений п. 2 ст. 346.2 НК РФ следует, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, по которой ставка налога на прибыль устанавливается в размере 0%, сельскохозяйственными товаропроизводителями учитываются только доходы, связанные с этой деятельностью.
3.10. Право на применение специального налогового режима в виде ЕСХН должен обосновывать налогоплательщик
Право на применение специального налогового режима в виде ЕСХН должен обосновать налогоплательщик, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2010 N 16377/09.
Таким образом, именно кооператив должен подтвердить свое право на применение специального налогового режима полными и достоверными документами, отражающими его хозяйственную деятельность.
Как правильно отмечено судебными инстанциями, присвоение организации организационно-правовой формы "сельскохозяйственный потребительский кооператив" не означает автоматическое признание такой организации сельскохозяйственным товаропроизводителем для целей налогообложения.
Право на применение специального налогового режима в виде ЕСХН должен обосновать налогоплательщик.
Для отнесения налогоплательщика к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях главы 26.1 НК РФ имеет значение не просто факт производства им сельскохозяйственной продукции, а доля дохода от реализации произведенной им из сельскохозяйственного сырья собственного производства сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, которая должна составлять не менее 70 процентов от общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), в том числе и от дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной им из сельскохозяйственного сырья несобственного производства.
Право на применение специального налогового режима в виде ЕСХН должен обосновать налогоплательщик.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.