Энциклопедия судебной практики
Налог на игорный бизнес. Объекты налогообложения
(Ст. 366 НК)
1. Объекты обложения налогом на игорный бизнес
1.1. Если игра, проводимая с использованием игрового автомата, основана на риске, выигрыш на игровом автомате является случайным, то игровой автомат является объектом обложения налогом на игорный бизнес
Игра, проводимая с использованием автоматов типа "Кран-машина", основана на риске, предусматривает соглашение о вещевом выигрыше между участником игры и владельцем игрового автомата по правилам, установленным данным владельцем, получающим доход от организации игры в виде платы, и, следовательно, является азартной.
Игровой автомат "Кран - машина" подпадает под понятие "игровой автомат", данное в статье 364 НК РФ, и является объектом обложения налогом на игорный бизнес.
1.2. Игровой автомат является одним объектом обложения налогом на игорный бизнес независимо от количества игровых мест
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 ноября 2008 г. N КА-А40/10535-08 по делу N А40-9183/07-114-52
Игровой комплекс типа "Stolbik" с тремя купюроприемниками и тремя игровыми полями рассматривается как один объект налогообложения налогом на игорный бизнес - игровой автомат.
1.3. Для целей обложения налогом на игорный бизнес разграничение игрового стола и игрового автомата производится по признаку участия или неучастия в игре представителя игорного заведения
Для целей налогообложения налогом на игорный бизнес разграничение игрового стола и игрового автомата производится по признаку участия или неучастия в игре представителя игорного заведения и, по смыслу ст. 364 НК РФ, технические характеристики не имеют правового значения для такого разграничения.
То обстоятельство, что часть функций крупье на оборудовании автоматизирована и выполняется не человеком, а машиной, не опровергает участие в игре представителя игорного заведения и невозможность игры без такого участия.
1.4. Обособленное подразделение букмекерской конторы признается кассой букмекерской конторы при условии учета в нем общей суммы ставок и определении суммы выигрыша, подлежащей выплате
Обязательными условиями, необходимыми для отнесения обособленных подразделений букмекерской конторы (пунктов приема ставок) к кассам букмекерской конторы, являются возможность заключения в них пари с участниками азартной игры, а также выполнение данными обособленными подразделениями функций определения результатов азартной игры, учета общей суммы внесенных участниками азартной игры ставок и функций определения подлежащих выплате им сумм выигрышей.
Понятия букмекерской конторы и кассы букмекерской конторы не являются тождественными, в связи с чем суд правомерно указал на несостоятельность довода налогового органа о том, что букмекерская контора, являющаяся игорным заведением, является также объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что приемный пункт ставок букмекерской конторы общества обладает критерием кассы букмекерской конторы, и в указанном приемном пункте ставок учитывалась общая сумма ставок и определялась сумма выигрыша, в связи с чем у налоговой инспекции отсутствовали основания для отнесения указанного пункта приема ставок к объекту налогообложения как кассы букмекерской конторы.
2. Регистрация объектов налогообложения, изменения их количества и их выбытия
2.1. Обязанность по регистрации объектов налогообложения должна быть исполнена не позднее чем за два дня до их установки в игорном заведении
Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2007 г. N 648-О-О
Из названных законоположений [ст. 364, п. п. 1, 2, 4 ст. 366 НК РФ], рассматриваемых с учетом смысла, придаваемого им сложившейся правоприменительной практикой, вытекает, что на налогоплательщика возлагается обязанность зарегистрировать объект налогообложения (игровой автомат) не только до начала его использования для организации азартных игр, но и до его установки в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры. Факт установки объекта налогообложения (игрового автомата) - до либо после 15-го числа текущего налогового периода - имеет значение и для применения различного по своим условиям порядка исчисления налога на игорный бизнес (пункт 3 статьи 370).
Таким образом, вопреки мнению заявителя, нет оснований считать, что оспариваемое им регулирование является противоречивым и порождает неясность в определении обязанности по уплате налога на игорный бизнес.
2.2. Перемещение игровых автоматов в пределах деятельности одного и того же налогового органа не влечет обязанность по перерегистрации данных объектов налогообложения
Арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что, так как действующим законодательством не предусмотрена обязанность для налогоплательщика по перерегистрации объектов налогообложения, ранее зарегистрированных в соответствии со статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, перемещение игрового автомата из одного зала в другой не влияет на объем налогового обязательства и не имеет правового значения для разрешения данного спора, в связи с чем оспариваемое решение налоговой инспекции является недействительным.
2.3. Изменение адреса нахождения игровых автоматов влечет обязанность по регистрации соответствующих изменений
Изменение места нахождения игрового автомата подлежит регистрации в налоговой инспекции, так же, как и установка, выбытие объектов налогообложения.
2.4. Размещение в игорном заведении технически неисправного автомата не порождает обязанности по постановке его на налоговый учет
Суд согласился с выводами суда первой инстанции о том, что размещение в игорном заведении технически неисправного автомата, на котором невозможно осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, не порождает обязанности у владельцев таких автоматов по постановке их на налоговый учет, исчислению и уплате в бюджет налога на игорный бизнес.
2.5. Обязанность налогоплательщика подавать заявление за два дня до выбытия объекта игорного бизнеса связана с выбытием объекта по его инициативе
Выбытие объектов налогообложения у общества произошло в связи с принятием Закона Алтайского края N 56-ЗС [о запрете начиная с 01.07.2007 на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр], поэтому применение к нему ответственности за нарушение пункта 3 статьи 366 Кодекса не основано на положениях норм налогового законодательства. Налоговая ответственность по статье 129.2 Кодекса предусмотрена за нарушение положений статьи 366 Кодекса; расширительное толкование норм об ответственности недопустимо.
Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 21 ноября 2008 г. N 13626/08 по делу N А03-9516/07-18
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена обязанность по снятию с регистрации ранее установленных и зарегистрированных объектов игорного бизнеса в связи с запрещением деятельности по организации и проведению азартных игр.
2.6. Приостановление деятельности объекта налогообложения не влечет обязанности по регистрации в налоговом органе изменения количества объектов налогообложения
Законодательством обязанность по снятию с учета объекта налогообложения на время приостановления его деятельности не предусмотрена.
2.7. По игровым автоматам с получением выигрыша в вещевой форме, установленным до 01.01.2004, обязанность по регистрации объектов налогообложения в налоговом органе отсутствует
Признание на основании статьи 364 Кодекса данных игровых автоматов [с получением выигрыша в вещевой форме] объектом обложения налогом на игорный бизнес повлекло возложение на предпринимателя дополнительного налогового бремени, связанного с необходимостью исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога на игорный бизнес, что недопустимо.
Поскольку А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 02.09.2003 и с этого момента осуществляла предпринимательскую деятельность с использованием указанных игровых автоматов, ее деятельность подлежит налогообложению в порядке, действовавшем в данный налоговый период.
Учитывая, что введение нового правового регулирования не привело к возникновению у предпринимателя объекта обложения налогом на игорный бизнес и игровые автоматы с получением выигрыша в вещевой форме были установлены до 01.01.2004 (то есть в то время, когда обязанность по их регистрации отсутствовала), оснований для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 7 статьи 366 Кодекса не имелось.
Ответственность, предусмотренная данной статьей [п. 7 ст. 366 НК РФ], распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2004.
Поскольку введение нового правового регулирования не привело к возникновению у предпринимателя объекта обложения налогом на игорный бизнес и игровой автомат с получением выигрыша в вещевой форме был установлен до указанной даты, то есть в то время, когда обязанность по его регистрации отсутствовала, оснований для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности [по п. 7 ст. 366 НК РФ] не имелось.
2.8. В случае реорганизации налогоплательщика обязанности перерегистрировать объекты налогообложения у правопреемника не возникает
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Кодекса реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица.
Следовательно, если при реорганизации в форме присоединения изменения общего количества объектов налогообложения (выбытия либо установки объектов налогообложения) не произошло, налоговая база не изменяется, а также если игорные заведения, перешедшие к правопреемнику, не закрывались на период реорганизации, то при переоформлении объектов обложения налогом на игорный бизнес, ранее зарегистрированных присоединенным юридическим лицом, порядок регистрации, установленный статьей 366 Кодекса, то есть путем снятия с учета игровых автоматов и их одновременной регистрации, правопреемником не применяется.
Вынесение инспекцией оспариваемого решения является неправомерным и необоснованным, поскольку у общества отсутствовала обязанность по представлению в инспекцию заявления о регистрации объектов налогообложения, т.к. при реорганизации в форме присоединения изменения общего количества объектов налогообложения не произошло.
2.9. При реорганизации правопреемник обязан перерегистрировать объекты обложения налогом на игорный бизнес
Анализ статьи 366 НК РФ свидетельствует о том, что данная правовая норма не предусматривает особенностей регистрации (снятия с учета) объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в связи с реорганизацией юридических лиц.
Переход имущества - игровых автоматов в порядке правопреемства к реорганизованной организации не влечет отсутствие у правопреемника обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
2.10. Налоговый орган не вправе отказать в регистрации объектов игорного бизнеса, поскольку такая регистрация носит уведомительный характер
Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 27 мая 2009 г. N ВАС-4056/09 по делу N А66-3988/2008
Обращение Общества с заявлением о регистрации увеличения количества объектов налогообложения носит уведомительный характер, а действия налогового органа по регистрации изменения количества игровых автоматов разрешительными не являются.
3. Определение моментов установки, регистрации и выбытия игрового автомата
3.1. Установка игрового автомата - это размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры
Исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в статье 364 НК РФ, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
3.2. Дата направления в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения почтовым отправлением с описью вложения является датой регистрации объектов налогообложения
Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 10 апреля 2007 г. N 3521/07 по делу N А26-5940/2006-210
Заявление о регистрации объекта налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
В случае направления налогоплательщиком заявления по почте датой представления заявления в налоговый орган является дата почтового отправления.
3.3. Дата направления в налоговый орган заявления о регистрации изменения количества объектов налогообложения почтовым отправлением с описью вложения является датой регистрации выбытия объектов налогообложения
В случае направления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменения количества объектов обложения налогом на игорный бизнес по почте, датой представления такого заявления налоговому органу считается дата приема заявления к отправке почтовым отделением.
4. Ответственность за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
4.1. Фактическая установка исправных игровых автоматов без регистрации влечет ответственность за нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
Исследовав протоколы осмотра, составленные с участием понятых, суд первой инстанции установил, что на момент проверки в игровых залах, расположенных по первому адресу, находилось 29 игровых автоматов, а по второму адресу, - 14 игровых автоматов. Установлено, что данные игровые автоматы в предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке не были зарегистрированы, находились в исправном состоянии, были включены в рабочий режим и на них играли клиенты.
Суд обоснованно указал, что факт ведения предпринимателем деятельности, облагаемой налогом на игорный бизнес, подтверждается заявлениями предпринимателя о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов по указанным адресам.
Фактическое использование игровых автоматов отражено в объяснениях управляющего игровыми залами, а также операторов игровых залов.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно начислила предпринимателю по указанным эпизодам недоимку по налогу на игорный бизнес, пени, штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ и штраф по п. 7 ст. 366 НК РФ.
4.2. Бремя доказывания факта установки технически исправных объектов налогообложения без регистрации лежит на налоговом органе
При оценке обоснованности привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 7 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо проверять факт подготовленности игрового автомата к использованию для проведения азартных игр в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
5. Порядок функционирования игорных заведений в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ
5.1. Открытие и функционирование новых игорных заведений после 1 января 2007 года возможно только на территории игорных зон
У инспекции отсутствовала обязанность регистрации игрового автомата по заявлению общества от 01.10.2008 в месте, в котором не осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр до 01.01.2007 г.
5.2. Налоговый орган не вправе отказать в регистрации объектов налогообложения обособленного подразделения, созданного после 1 января 2007 года игорным заведением, действующим до этой даты
В связи с расширением деятельности Обществом 27.06.2007 создано обособленное подразделение. Указанное подразделение Инспекцией поставлено на налоговый учет.
После постановки на налоговый учет, ООО обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по указанному структурному подразделению.
Анализ статьи 366 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес данной нормой Кодекса не предусмотрено. Такие основания не предусмотрены и Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Законом Омской области от 09.03.2007 N 860-ОЗ "О запрете на территории Омской области деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов".
5.3. Действующие игорные заведения, расположенные вне территории игорных зон, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без специального разрешения
В главе 29 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится положений, предусматривающих возможность отказа в регистрации с 01.01.2007 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ предусмотрено, что имеющие лицензии игорные заведения при условии их соответствия установленным требованиям вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Учитывая, что обществом соблюдены предусмотренные главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации требования для регистрации в налоговых органах игровых автоматов, инспекцией необоснованно отказано обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
В связи с проведением ремонтных работ общество на основании пункта 3 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации направило в налоговый орган заявление о выбытии с 18.07.2008 соответствующего количества игровых автоматов.
По окончании ремонтных работ общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 03.09.2007 о регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес по указанному адресу.
Зал игровых автоматов, расположенный по спорному адресу, не может рассматриваться как вновь открываемое игорное заведение, а налоговый орган, отказывая в регистрации объектов налогообложения, превысил полномочия, предоставленные ему Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.