Энциклопедия судебной практики
Налог на игорный бизнес. Порядок исчисления налога
(Ст. 370 НК)
1. Возникновение обязанности по исчислению и уплате налога
1.1. Обязанность по исчислению и уплате налога на игорный бизнес возникает с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения
Учитывая положения указанных норм [п.п. 1-4 ст. 366 НК РФ], а также те обстоятельства, что Кодексом не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, и данный орган лишен возможности в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, вывод инспекции о том, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникла у общества с даты подачи в инспекцию заявления о регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов, является обоснованным.
1.2. Обязанность по исчислению и уплате налога на игорный бизнес возникает с даты установки объектов налогообложения
Обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникла у общества с даты установки объектов налогообложения, а не с даты подачи в инспекцию заявления о регистрации данных объектов.
2. Исчисление налога при установке объектов налогообложения в течение календарного месяца, их замене, изменении их количества
2.1. Если игровые автоматы установлены после 15-го числа месяца, то применяется пониженная ставка налога, даже если заявление об их регистрации представлено в налоговый орган до 15-го числа данного месяца
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и предпринимателем не оспаривается, что заявление о регистрации 15 игровых автоматов представлено в инспекцию 14.05.2007, а игровые автоматы были установлены 16.05.2007.
Таким образом, в соответствии с названными положениями Кодекса [подп. 2 п. 1 ст. 366, 364, п.п. 1, 3 ст. 370 НК РФ] с 15 объектов налогообложения (игровых автоматов) предприниматель обязан исчислять и уплачивать налог на игорный бизнес за май 2007 года по одной второй налоговой ставки в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 370 Кодекса для объектов налогообложения, установленных после 15-го числа месяца (текущего налогового периода).
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 2008 г. N 5346/08 по делу N А39-2633/2007
Применение пониженной ставки налога зависит от момента установки объекта налогообложения.
На основании пункта 3 статьи 370 НК РФ при установке (открытии) нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный (открытый) новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
С учетом изложенного суды обоснованно указали на то, что возникновение объекта налогообложения для цели исчисления налога на игорный бизнес связано с датой установки объекта налогообложения (в данном случае с датой открытия пункта приема ставок букмекерской конторы), а не с датой регистрации указанного объекта налогообложения в налоговом органе.
2.2. При одновременном выбытии и установке игровых автоматов налог рассчитывается по каждому выбывшему и установленному игровому автомату отдельно
Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 17 июля 2009 г. N ВАС-7041/09 по делу N А52-2969/2008
Налоговое законодательство устанавливает правила обложения налогом на игорный бизнес выбывших и установленных игровых автоматов, а положениями статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации определен отдельный порядок исчисления налога на игорный бизнес как в случае выбытия объекта, так и в случае установки нового такого объекта в течение текущего налогового периода. Налогоплательщик обязан исчислять налог на игорный бизнес по каждому установленному игровому автомату с учетом требований пунктов 3 и 4 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку каждый игровой автомат является отдельным объектом налогообложения.
2.3. При одновременной замене игровых автоматов на равное количество новых положения пп. 3 и 4 ст. 370 НК РФ не применяются
В марте 2008 года налогоплательщиком произведена одновременная замена 24 вышедших из строя игровых автоматов на равное количество новых.
В рассматриваемом случае не могут применяться положения пунктов 3 и 4 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в противном случае это приведет к двойному налогообложению одного объекта налогообложения у одного налогоплательщика одним и тем же налогом в одном налоговом периоде, что противоречит статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, которая закрепляет принципы равенства и недискриминации налогообложения, а также экономическую обоснованность налогов.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонен довод налогового органа, что ЗАО в заявлениях об установке и выбытии 24 игровых объектов налогообложения указаны различные модели игровых автоматов, так как данный факт не имеет правового значения: игровых автоматов с одинаковыми регистрационными номерами существовать не может. В данном случае обществом были заменены однотипные объекты налогообложения - игровые автоматы.
2.4. Налог по измененному количеству объектов игорного бизнеса рассчитывается с момента подачи заявления о регистрации изменения количества объектов налогообложения
Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 21 мая 2009 г. N ВАС-5774/09 по делу N А82-2558/2007-37
Игровые автоматы считаются зарегистрированными с даты подачи заявления о регистрации объектов налогообложения и соответственно выбывшими с даты представления заявления о регистрации изменения (уменьшения) количества объектов налогообложения. Указанный период применительно к пункту 3 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации расценивается как основание для уплаты налога по полной ставке.
Судом установлено, что какие-либо препятствия для подачи в налоговый орган соответствующего заявления лично, через представителя или по почте отсутствовали.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что заявитель, не выполнив требуемых законом действий по регистрации изменений количества игровых автоматов, правомерно привлечен к ответственности за неполную уплату налога и обязан уплатить налог, пени и штраф по ст. 129.2 НК РФ.
2.5. Непредставление заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения не является основанием для уплаты налога по выбывшим объектам налогообложения
Принудительное изъятие сотрудниками милиции игровых автоматов у общества с 17.10.2008 по 01.12.2008 исключает учет этих автоматов в качестве объектов налогообложения в декларации по налогу на игорный бизнес за ноябрь 2008 года.
При установленных обстоятельствах непредставление обществом заявления о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения не может являться основанием для доначисления налога на игорный бизнес по указанным игровым автоматам, поскольку они не являлись объектами налогообложения в спорный период.
3. Иные вопросы исчисления налога
3.1. Размер налоговой ставки зависит от количества на игровом столе игровых полей, их расположения на игровом столе, а также наличия возможности их одновременного использования для извлечения прибыли
Закон связывает размер налоговой ставки с количеством на игровом столе игровых полей, использующихся для проведения азартных игр с любым видом выигрыша. Для целей определения налоговой ставки имеет значение не только количество игровых полей, но и их расположение на игровом столе, а также наличие возможности их одновременного использования для извлечения прибыли.
Таким образом, если конструкция игрового стола не позволяет одновременно использовать обе стороны крышки стола для проведения азартных игр, налоговая ставка не подлежит увеличению.
3.2. Обязанность по исчислению и уплате налога на игорный бизнес прекращается с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации выбытия объектов налогообложения
Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Довод общества о том, что игровые автоматы фактически не устанавливались и не эксплуатировались, является несостоятельным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.