Энциклопедия судебной практики
Налог на имущество организаций. Налоговые льготы
(Ст. 381 НК)
1. Общая характеристика применения льгот, предусмотренных ст. 381 НК РФ
1.1. Для применения льготы, предусмотренной п. 1 ст. 381 НК РФ, необходимо выполнение двух условий: организации и учреждения должны входить в состав уголовно-исполнительной системы; имущество должно использоваться для осуществления функций, возложенных на эти организации и учреждения
"Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о налоге на имущество организаций (глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации" (одобрен президиумом Федерального арбитражного суда Уральского округа 05.10.2007)
В соответствии с п. 1 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации от обложения налогом на имущество освобождаются организации и учреждения уголовно-исполнительной системы в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.
Таким образом, для применения указанной налоговой льготы необходимо соблюдение следующих условий: организации и учреждения должны входить в состав уголовно-исполнительной системы; имущество должно использоваться для осуществления функций, возложенных на эти организации и учреждения.
1.2. Организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы льгота по налогу на имуществу предоставляется независимо от источника приобретения имущества
Постановление ФАС Уральского округа от 27.03.2007 N Ф09-1945/07-С3 по делу N А50-12434/06
Основанием для доначисления налога, пеней и штрафа послужил вывод инспекции о неправомерном использовании предприятием льготы, предусмотренной п. 1 ст. 381 Кодекса, в отношении имущества, не используемого для осуществления функций, возложенных на организации и учреждения уголовно-исполнительной системы (клуб, баня, жилые дома, оргтехника).
Из положений ст. 374, п. 1 ст. 381 Кодекса следует, что спорная льгота предоставляется организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы независимо от источника приобретения имущества, а также любых форм собственности при условии использования основных средств по целевому назначению.
1.3. Тот факт, что учреждение уголовно-исполнительной системы является самостоятельным юридическим лицом, не ограничивает его право на применение льготы по налогу на имущество
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2007 по делу N А05-10507/2006
Доводы подателя жалобы о том, что учреждение [уголовно-исполнительной системы] не вправе применять льготу, предусмотренную в пункте 1 статьи 381 НК РФ, поскольку является самостоятельным юридическим лицом, также признаются несостоятельными, поскольку такое ограничение налоговым законодательством не предусмотрено.
1.4. На применение льготы, предусмотренной п. 1 ст. 381 НК РФ, имеют право организации и учреждения, входящие в состав уголовно-исполнительной системы, в том числе государственные предприятия
Судебные инстанции, признавая недействительным решение инспекции, исходили из того, что предприятия учреждений, исполняющих наказания, входят в состав уголовно-исполнительной системы и соответственно имеют право на льготу по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
1.5. Применение льготы, предусмотренной п. 2 ст. 381 НК РФ, возможно в отношении жилых помещений, в которых проживают священнослужители с семьями
Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2008 N Ф09-11029/07-С3 по делу N А60-13243/07
Выводы суда являются правильными, соответствуют положениям п. 2 ст. 381 Кодекса, п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 381 Кодекса от обложения налогом на имущество освобождаются религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
Пунктом 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
1.6. Основанием для применения льготы, предусмотренной п. 2 ст. 381 НК РФ, является приобретение налогоплательщиком статуса религиозной организации
Постановление ФАС Поволжского округа от 28.04.2006 по делу N А49-12199/05-278А/11
Основанием для вынесения решений послужили выводы налогового органа о том, что вопросы исповедания и распространения веры не входят в цели деятельности регионального центра, и соответственно заявитель необоснованно воспользовался в указанных налоговых (отчетных) периодах льготой по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 2 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности.
Признавая данное решение недействительным, суд обоснованно исходил из следующего. Региональный центр в соответствии со свидетельством о государственной регистрации является религиозной организацией.
Следовательно, выводы налогового органа об использовании налогоплательщиком имущества не в целях осуществления религиозной деятельности не основаны на фактических обстоятельствах дела и противоречат Федеральному закону от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
1.7. Региональные общественные организации инвалидов вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 3 ст. 381 НК РФ
Суд признал за региональной общественной организацией инвалидов право пользоваться льготой по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 3 статьи 381 НК РФ.
Определение ВАС РФ от 04.02.2008 N 566/08 по делу N А17-192/5-2007
В обоснование заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора инспекция ссылается на нарушение судами норм материального права, а именно пункта 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, считает, что льгота по налогу на имущество не может применяться в отношении организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, имеющих региональный статус. В связи с этим налоговый орган полагает, что у общества отсутствует право на льготу.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2-4 Конвенции Международной организации труда (МОТ) от 20.06.1983 N 159 "О профессиональной ориентации и занятости инвалидов", ратифицированной Российской Федерацией, положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П, суды сделали вывод о правомерном применении обществом льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение ВАС РФ от 31.01.2008 N 552/08 по делу N А17-191/5-2007
Суды указали, что региональные общественные организации инвалидов также имеют право на получение государственной поддержки в виде спорной льготы по налогу на имущество, как и общероссийские.
1.8. Лицо, заявляющее льготу, предусмотренную п. 3 ст. 381 НК РФ, обязано доказать обстоятельства, дающие право ее применить, а налоговый орган при проверке - исследовать реальный состав работников
Определение ВАС РФ от 22.04.2013 N ВАС-17156/12 по делу N А56-8112/2010
По мнению инспекции, обществом неправомерно применены льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество и единому социальному налогу, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 149, подпунктом 2 пункта 1 статьи 239, абзацем 2 пункта 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку общество формально соблюдало условия для их применения, установленные Кодексом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что в спорный период уставный капитал общества полностью состоял из вклада общественной организации инвалидов, а среднесписочная численность инвалидов среди работников общества составляла не менее 50% с долей в фонде оплаты труда не менее 25%, суды пришли к выводу о соответствии общества требованиям Кодекса, установленным для применения льгот, предусмотренных вышеназванными нормами Кодекса. Обстоятельства, свидетельствующие о действительном приеме на работу инвалидов и исполнении ими трудовых обязанностей с выплатой заработной платы, инспекцией не опровергнуты. При этом суды признали, что теоретический расчет экспертного заключения о невозможности участия инвалидов в производственном процессе общества сделан без исследования реального состава работающих в обществе в проверяемом периоде работников-инвалидов.
1.9. Применение налоговой льготы, предусмотренной п. 3 ст. 381 НК РФ, не ставится в зависимость от вида деятельности организации
Постановление ФАС Поволжского округа от 17.04.2007 по делу N А12-16654/06-С2
Применение налоговой льготы [предусмотренной п. 3 ст. 381 НК РФ] не ставится в зависимость от вида деятельности организации, а также не содержит такого требования, как выполнение работ только на территории данной организации, суд пришел к выводу об обоснованном применении заявителем льготы по налогу на имущество.
2. Порядок применения льготы, предусмотренной п. 15 ст. 381 НК РФ
2.1. Льгота, предусмотренная п. 15 ст. 381 НК РФ, с 01.01.2015 распространяется только на имущество государственных научных центров
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 августа 2017 г. N 310-КГ17-5116
Новая редакция пункта 15 статьи 381 НК РФ, действующая с 1 января 2015 года, предполагает, что освобождается от налогообложения имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров.
Соответственно, действующее положение исключает применение разъяснений, ранее данных в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 148 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации", по причине чего предприятие с указанной даты не может использовать соответствующую льготу.
Сведений о том, что предприятию присвоен соответствующий статус, в деле не имеется. Таким образом, предприятие не имеет права на использование льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 НК РФ, вследствие чего доначисления, произведенные оспариваемым решением, произведены налоговым органом законно.
С 01.01.2015 вступила в силу поправка в пункт 15 статьи 381 НК РФ, в соответствии с которой от налога на имущество освобождается имущество организаций, которым присвоен статус государственных научных центров (Федеральный закон от 04.11.2014 N 347-ФЗ).
2.2. Положения п. 15 ст. 381 НК РФ не содержат ссылки на какой-либо исключительный документ, в соответствии с которым организациям должен быть присвоен статус государственных научных центров
Суды правомерно отметили, что из пункта 5 информационного письма N 148 не следует, что право на льготу, предусмотренную пунктом 15 статьи 381 НК РФ, имеют только те предприятия, которые приобрели соответствующий статус согласно Указу N 939 или Постановлению N 983. Пункт 15 статьи 381 НК РФ, являясь нормой прямого действия, не содержит ссылки на какой-либо исключительный документ, в соответствии с которым должен быть присвоен такой статус.
2.3. Свидетельство о государственной аккредитации и ежегодный отчет о деятельности центра не являются документами, необходимыми для подтверждения правомерности применения налоговой льготы, предусмотренной п. 15 ст. 381 НК РФ
Судами правильно указано, инспекцией не учтено, что свидетельство о государственной аккредитации и ежегодный отчет о деятельности центра не указаны в Налоговом кодексе Российской Федерации как документы, необходимые для подтверждения правомерности применения налоговой льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 НК РФ. Их наличие или отсутствие не подтверждает и не опровергает права на налоговую льготу.
2.4. При применении льготы, предусмотренной п. 15 ст. 381 НК РФ, доказыванию подлежит наличие собственно статуса государственного научного центра, присвоенного в установленном порядке
Федеральные научно-производственные центры и государственные научные центры имеют различный порядок присвоения (сохранения) названного статуса, различные профили деятельности и задачи.
При решении вопроса о правомерности применения Обществом льготы, предусмотренной пунктом 15 статьи 381 НК РФ, следует исходить не из анализа видов осуществляемой налогоплательщиком деятельности, а из наличия у налогоплательщика присвоенного в установленном порядке статуса государственного научного центра. В связи с чем налогоплательщик вправе применить спорную налоговую льготу по налогу на имущество организаций лишь при наличии документов, подтверждающих его статус государственного научного центра.
Льгота, предусмотренная пунктом 15 статьи 381 НК РФ, применяется только к тем научным организациям, которым присвоен статус государственного научного центра в порядке, установленном Указом N 939 или федерального научного центра в порядке, установленном Постановлением N 983, то есть при наличии соответствующего Распоряжения Правительства Российской Федерации.
Пунктом 15 статьи 381 НК РФ предусмотрено, что освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций имущество государственных научных центров. Поскольку названной льготой вправе воспользоваться та организация, которая обладает статусом государственного научного центра, то следовательно, юридическое лицо, претендующее на спорную льготу, обязан подтвердить указанный статус надлежащими документами.
2.5. Отсутствие у налогоплательщика статуса государственного научного центра лишает его права на применение льготы по налогу на имущество организаций, даже если он по роду своей деятельности соответствует научному центру
Как установили суды, в распоряжении Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 659-р отсутствуют сведения о сохранении статуса федерального научно-производственного центра за Обществом. Более того, на день рассмотрения спора налогоплательщик не представил никаких документов, подтверждающих восстановление или предоставлением ему статуса организации, обладающей в силу такого статуса права на налоговую льготу по имуществу.
Судами дана объективная и полная оценка доводу Общества о том, что по роду своей деятельности оно является государственным научным центром, поскольку имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, научная и (или) научно-техническая деятельность Общества получила международное признание, заявитель реализует крупные исследовательские проекты и развивает собственную научную школу.
Поскольку льгота по налогу на имущество предоставляется определенному статусному лицу, то этот статус должен быть подтвержден надлежащими документами, полученными в установленном порядке в административной деятельности уполномоченных лиц. Отсутствие таких документов свидетельствует об отсутствии правового основания для применения налогоплательщиком спорной налоговой льготы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.