Энциклопедия судебной практики
Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов
(Ст. 3 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Решение о возврате излишне уплаченных в 2010 г. страховых взносов за 2009 г. по кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на территориальные органы ФНС, принимает ПФР
Определение ВАС РФ от 24.12.2012 N ВАС-16635/12 по делу N А72-1651/2012
Поскольку главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 г. является Пенсионный фонд, то именно он должен принимать решение о возврате излишне уплаченных в 2010 году страховых взносов за 2009 год по кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на территориальные органы Федеральной налоговой службы.
В соответствии с положениями статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 3, 26, 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и совместного письма Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58 N АД-30-24/8509@ главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2010 является пенсионный фонд, в связи с чем именно он должен принимать решение о возврате излишне уплаченных в 2010 году страховых взносов за 2009 год по кодам бюджетной классификации, администрирование которых возложено на территориальные органы Федеральной налоговой службы.
Учитывая изложенное, а также, что фонд не опровергает факта наличия переплаты и она подтверждена уже вынесенным решением ГУ-ОПФР по городу Москве и Московской области, требования общества о признании незаконными действий по неисполнению решения от 29.11.2012 N 1496 "О возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов" в размере _ руб. и обязании возвратить сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере _ руб. правомерно удовлетворены.
2. ПФР с 2010 г. обладает полномочиями по уточнению платежа
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.09.2011 N Ф03-4770/2011 по делу N А73-14970/2010
Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с учетом пункта 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то, что это прямо не предусмотрено указанным Законом.
3. Органы ПФР осуществляют взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на ОПС, образовавшихся на 31.12.2009
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 26.11.2012 по делу N 33-10215/2012
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, осуществляют органы Пенсионного фонда РФ и его территориальные органы, органами ПФР осуществляется: взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на ОПС, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. включительно.
4. УПФ при обращении в суд по вопросам уплаты страховых взносов их плательщиками выступает в качестве государственного органа, а возникшие правоотношения носят публично-правовой характер
В силу ч. 1 ст. 3, ст. 29 Федерального закона 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ГУ - УПФ РФ является территориальным органом, осуществляющим государственный контроль за уплатой страховых взносов их плательщиками, при обращении в суд выполняет государственную функцию и выступает в качестве государственного органа, так как возникшие правоотношения носят публично-правовой (властно-подчиненный) характер.
В порядке возложенной статьей 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, Управление Пенсионного фонда РФ в _ районе выполняет контрольные функции государственного органа.
5. Полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам обладает территориальный орган ПФР, где плательщик страховых взносов поставлен на учет
Из системного анализа ст. 3, п. 1 ст. 6, п. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ следует, что полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам обладает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором плательщик страховых взносов поставлен на учет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.