Энциклопедия судебной практики
Транспортный налог. Общие положения
(Ст. 356 НК)
1. Субъект РФ при введении транспортного налога не может изменять положения НК РФ
Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2004 N 130-О
Федеральный законодатель, установив транспортный налог, определил те его существенные элементы, которые не могут быть изменены законодателем субъекта Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2003 N 87-Г03-8
В силу закона нормативный акт субъекта РФ не может дополнять и изменять законы о налогах и сборах.
Определение Верховного Суда РФ от 13.07.2011 N 44-Г11-24
Из анализа федеральных норм следует, что законодатель субъекта Российской Федерации при установлении и введении в действие своим актом транспортного налога, как одного из видов регионального налога, определяя в пределах предоставленных ему полномочий элементы налогообложения, в том числе срок уплаты, обязан учитывать нормы НК РФ.
Анализ оспариваемого положения с федеральными нормами позволяет сделать вывод о том, что срок уплаты транспортного налога физическими лицами на территории субъекта заканчивается в тот день, когда этот срок только начинает течь для всех граждан Российской Федерации, являющихся плательщиками данного вида налога. Установлением обязанности по уплате налога без соблюдения положений НК РФ нарушаются права граждан-налогоплательщиков платить законно установленные налоги (п. 1 ст. 3 НК РФ).
С учетом изложенного нельзя признать обоснованным вывод суда о соответствии требованиям федерального налогового законодательства оспоренной прокурором нормы, установившей обязанность уплаты суммы транспортного налога физическим лицом в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Установление льгот для отдельной категории налогоплательщиков, владеющих недорогими, маломощными, старыми отечественными автомобилями, не является дискриминацией другой части этой же категории налогоплательщиков
Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2014 N 78-АПГ14-10
При установлении данного налога законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Исходя из приведенных норм федерального закона, суд сделал правильный вывод о том, что законодательный орган субъекта Российской Федерации, устанавливая на своей территории транспортный налог, вправе предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В этой связи считать, что установление налоговых льгот для инвалидов и пенсионеров, владеющих недорогими, маломощными, старыми отечественными автомобилями, является несправедливым различием и дискриминацией другой части этой же категории налогоплательщиков, оснований нет.
Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 N 509-О
Действуя в рамках своей компетенции, федеральный законодатель установил в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, а также определил, что законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).
Областным законом предусмотрена соответствующая льгота - от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды, имеющие на праве собственности мотоциклы, мотороллеры или легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно.
Такой подход к правовому регулированию отношений по льготному налогообложению транспортным налогом, при том что установление соответствующей налоговой льготы - хотя она и имеет определенную социальную направленность - не предопределено положениями Конституции Российской Федерации о социальном государстве и правовом статусе личности, сам по себе не может расцениваться как несовместимый с ее требованиями.
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2013 N 26-П
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356 НК РФ).
Введенным названным Законом ограничением на пользование налоговой льготой по транспортному налогу для пенсионеров, в собственности которых находятся легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил (свыше 110,33 кВт), при том что им была предоставлена возможность адаптироваться к изменившимся условиям налогообложения, не нарушается конституционно-правовой режим стабильности налоговых отношений.
Таким образом, пункт 2 статьи 4 указанного Закона - в той мере, в какой им предоставляется налоговая льгота по транспортному налогу в виде сниженной налоговой ставки пенсионерам, в собственности которых находятся легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, - не может рассматриваться как нарушающий предписание Конституции Российской Федерации о законном установлении налогов и сборов.
Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2011 N 46-Г-11-26
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что дискриминационный характер налоговых льгот предполагает установление льгот в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта налогообложения (налогоплательщика), тогда как оспариваемая норма связывает предоставление налоговой льготы по транспортному налогу с характеристиками объекта налогообложения (транспортного средства), а следовательно, нет оснований вести речь о незаконности этой нормы.
Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2011 N 48-Г11-22
Статьями 14 и 356 НК РФ закреплено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации.
На основе приведенных положений НК РФ суд верно высказал суждение о том, что дискриминационный характер налоговых льгот предполагает установление льгот в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта налогообложения (налогоплательщика), тогда как оспариваемая норма ст. 4 Закона области связывает предоставление налоговой льготы по транспортному налогу с характеристиками объекта налогообложения (транспортного средства).
Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2011 N 4-Г11-14
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статьи 14, 356 Налогового кодекса РФ).
Проанализировав приведенные нормы закона, суд сделал правильный вывод о том, что дискриминационный характер налоговых льгот предполагает установление льгот в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта налогообложения (налогоплательщика), тогда как оспариваемая норма связывает предоставление налоговой льготы по транспортному налогу с характеристиками объекта налогообложения (транспортного средства).
Вопрос о предоставлении льгот определенным категориям граждан разрешен в установленном порядке и в пределах предоставленной законодателю субъекта Российской Федерации компетенции, поскольку право определения и предоставления льгот по транспортному налогу отдельным категориям налогоплательщиков относится исключительно к компетенции субъекта Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2010 N 18-Г09-22
В соответствии со статьями 14, 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации.
Проанализировав приведенные положения Налогового кодекса РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что при определении налоговых льгот региональный законодатель вправе был как освободить инвалидов от уплаты транспортного налога полностью, так и установить для них льготы в зависимости от мощности двигателя; установить льготы в отношении всех категорий инвалидов или отдельных категорий.
3. Право на льготу по транспортному налогу не зависит от права управления транспортным средством
Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2010 N 64-Г09-29
Анализ указанных положений в их системной взаимосвязи с нормами статей 3, 56, 356 - 361 Налогового кодекса приводит к выводу о том, что право на льготу по транспортному налогу не может зависеть от права управления транспортным средством, так как в этом случае налогоплательщики одной и той же категории (в частности, инвалиды первой группы, имеющие транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке) заведомо поставлены в неравное положение, права части из них на освобождение от налога в силу физической неспособности управлять транспортным средством по состоянию здоровья оказываются ущемленными.
4. Отнесение индивидуальных предпринимателей к налогоплательщикам транспортного налога - физическим лицам не лишает глав крестьянских (фермерских) хозяйств права использовать льготу, установленную субъектом РФ
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.11.2009 по делу N А29-2819/2009
В соответствии со статьей 356 Кодекса транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
С учетом приведенных норм апелляционный суд пришел к правильным выводам о том, что отнесение индивидуальных предпринимателей к налогоплательщикам транспортного налога - физическим лицам не может лишать глав крестьянских (фермерских) хозяйств права использовать льготу, установленную пунктом 7 статьи 8 Закона Республики. Использование данной льготы крестьянским (фермерским) хозяйством в порядке ином, нежели предоставить ее главе крестьянского (фермерского) хозяйства, на которого такие транспортные средства зарегистрированы, невозможно.
Согласно статье 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Таким образом, вывод налоговой инспекции о том, что положения статьи 6 Закона субъекта РФ от 10.07.2003 48-З N 97-III "О налоговой политике субъекта РФ" не распространяются на предпринимателя и, следовательно, на него не распространяется налоговая льгота, не может быть признан соответствующим действующему законодательству.
5. Организации, использующие транспортные средства в целях выполнения мобилизационного задания, вправе применять льготу, установленную субъектом РФ для организаций, применяющих транспортные средства в целях обороны
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2006 по делу N А79-10664/2005
Транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356 Кодекса).
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" указано, что мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
Из приведенных норм в их взаимной связи следует, что от уплаты транспортного налога в числе прочих освобождаются организации в отношении транспортных средств, используемых в целях обороны, в том числе и при использовании их в целях выполнения мобилизационного задания.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.08.2011 по делу N А66-11875/2010
Судебные инстанции сделали мотивированный вывод о том, что льгота по уплате транспортного налога предоставлена налогоплательщикам, выполняющим мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа для ВС РФ. Статья 3 Закона N 75-ЗО не содержит указания о том, что льгота при исчислении налога применяется только в отношении транспортных средств, направляемых в состав указанных автоколонн.
6. Факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не ставится в зависимость от правильности указания в платежном поручении кода ОКАТО и органа, осуществляющего администрирование платежа
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 по делу N А33-17476/2010
Согласно статье 356 Кодекса транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории края транспортный налог установлен Законом субъекта РФ от 08.11.2007 N 3-676 "О транспортном налоге".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не ставится в зависимость от правильности указания в платежном поручении кода ОКАТО и органа, осуществляющего администрирование платежа.
7. Устанавливаемые субъектом РФ льготы по транспортному налогу не могут носить индивидуального характера
Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2006 N 10-Г06-13
Суд, проанализировав положения ст. ст. 356, 357, 56, 19 Налогового кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое положение п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона области не противоречит федеральному законодательству.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Такие льготы могут быть предоставлены отдельным категориям налогоплательщиков, они не могут носить индивидуального характера.
8. Если положения закона субъекта РФ не ограничивают возможность применения льготы организациями, то индивидуальные предприниматели также вправе применять данную льготу
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2011 по делу N А56-26396/2010
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из названных норм следует, что плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, для каждого из них установлены особенности исчисления и уплаты этого налога. Индивидуальные предприниматели отдельно не указаны в качестве плательщиков транспортного налога.
Таким образом, толкование положений статьи 3 Областного закона на том основании, что перевозки пассажиров и багажа могли быть осуществлены только организациями, нельзя признать верным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.