Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2013 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Предметом проверки стали положения регионального Закона о транспортном налоге в части предоставления пенсионерам, имеющим в собственности легковые автомобили, льготы в виде сниженной налоговой ставки. Ранее она распространялась на транспорт любой мощности. С 2009 г. вступили в силу поправки, согласно которым эта ставка действует в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,333 кВт) включительно. Уставный суд субъекта Российской Федерации признал данную норму не соответствующей уставу (основному закону) региона в той мере, в какой ею ограничивается право пенсионеров, имеющих автомобили большей мощности, на налоговую льготу.

Однако оспариваемое положение в указанной части не противоречит Конституции РФ. Соответственно, оно сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.

Изменяя условия предоставления налоговой льготы, региональный законодатель стремился усилить ее адресность. Для этого был использован такой объективный показатель, как мощность двигателя. Она определяет, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание. Такой подход сам по себе не может расцениваться как несовместимый с требованиями Конституции РФ.

Гражданам, которые ранее имели право на налоговую льготу и утрачивают его в связи с изменением правового регулирования, должен предоставляться достаточный переходный период. Эти требования были выполнены. Закон, изменяющий условия предоставления льготы, принят 30 сентября 2008 г., официально опубликован 16 октября 2008 г., а вступил в силу с 1 января 2009 г.

Оспариваемое положение не нарушает предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и закрепленное ею разграничение компетенции между федеральными и региональными органами госвласти. Поправки, внесенные региональным законодателем, не могут расцениваться и как снижающие конституционно обусловленный уровень соцзащиты пенсионеров и как нарушающие их имущественные права.

При этом региональный законодатель может усовершенствовать механизм предоставления пенсионерам (как социально уязвимой категории) налоговых льгот с учетом их социальной направленности.


Постановление Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2013 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области"


Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 декабря 2013 г., в "Российской газете" от 10 декабря 2013 г. N 278, в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 50 ст. 6669, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2014 г., N 2