Энциклопедия судебной практики
Транспортный налог. Налоговые ставки
(Ст. 361 НК)
1. Дифференциация налоговых ставок транспортного налога исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя не противоречит Конституции РФ
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. N 329-О
С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2013 года N 26-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О). Такой характеристикой для обложения транспортным налогом легковых автомобилей федеральным законодателем установлена мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с избранной для исчисления налоговой базы физической характеристикой объекта обложения транспортным налогом федеральный законодатель осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя (статья 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков, не может рассматриваться как затрагивающее конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.
2. Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД и отнесено к определенной категории транспортных средств, то оно в качестве объекта налогообложения не может быть отнесено к другой категории
Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 N 5336/07 по делу N А76-8687/06-35-507
Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в пункте 1 статьи 361 Кодекса.
Транспортные средства, по поводу которых возник настоящий спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории С.
Следовательно, при исчислении транспортного налога надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным Законом о транспортном налоге для категории "Грузовые автомобили".
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2007 N 2965/07 по делу N А76-4290/2006-42-239
Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории С.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал, что в данном случае надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные Законом о транспортном налоге для категории "Грузовые автомобили".
Определение ВАС РФ от 18.07.2007 N 5336/07 по делу N А76-8687/06-35-507
Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, как объект налогообложения оно не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в пункте 1 статьи 361 Кодекса.
Принимая судебные акты, суды полагали, что автомобили, оснащенные грузоподъемной техникой, и автомобили, предназначенные для перевозки специальных грузов (автокраны, топливо, заправщики, бетоносмесители, автомастерские и т.п.), Кодексом или иным нормативным актом не отнесены к грузовым автомобилям.
Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории "С".
Таким образом, следовало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные Законом для грузовых автомобилей.
Определение ВАС РФ от 28.04.2007 N 2620/07 по делу N А76-596/05-44-276/38-256
Если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, как объект налогообложения оно не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в пункте 1 статьи 361 НК РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции исходил из того, что автомобили, оснащенные грузоподъемной техникой и автомобили, предназначенные для перевозки специальных грузов (автокраны, топливо, заправщики, бетоносмесители, автомастерские и т.п.), ни Кодексом или иным нормативным актом не отнесены к грузовым автомобилям.
Определение ВАС РФ от 28.04.2007 N 2965/07 по делу N А76-4290/2006-42-239
Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории С.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал, что в данном случае следовало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные Законом для грузовых автомобилей.
3. Категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может относиться как к легковым, так и грузовым транспортным средствам
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.2009 по делу N А29-7851/2008
Категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может относиться как к легковым, так и грузовым транспортным средствам.
Согласно отраслевой нормали ОН 025270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями", регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильного транспортного средства, подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава.
Из материалов дела следует и суды установили, что ОАО в спорный период использовало два автомобиля УАЗ-3909 (1999 и 2001 годов выпуска, регистрационные знаки В665 НЕ и В657 НМ/11). В паспортах этих транспортных средств указана категория "В" и тип "прочий грузовой" и "грузопассажирский", мощность двигателей 74 и 76 лошадиных сил.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды сделали вывод о том, что используемые обществом автомобили марки УАЗ-3909 относятся к грузовым автомобилям, поэтому общество неправомерно применило при исчислении транспортного налога в отношении данных транспортных средств налоговую ставку, установленную для легковых автомобилей.
4. При отсутствии в ПТС указания на их отнесение к грузовым автомобилям применяется ставка транспортного налога, установленная для легковых транспортных средств
В соответствии с положениями статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортного средства, а также с учетом срока полезного использования.
Учитывая, что на основании представленных в материалы дела паспортов транспортных средств невозможно отнести транспортные средства марки УАЗ 3303 к конкретному виду транспортного средства, поскольку в ПТС тип транспортного средства указан как "специальная" без указания информации о том, что вышеуказанные автомобили относятся к легковым, автобусам или грузовым, кассационная инстанция исходя из конкретных обстоятельств данного дела и представленных в материалы дела доказательств, учитывая пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, считает выводы суда о правильном применении ставки транспортного налога по названным транспортным средствам из расчета 5 руб. с каждой лошадиной силы как с легкового транспортного средства обоснованными.
5. Критерием отнесения транспортного средства к соответствующей категории является его функциональное назначение, а не само по себе указание категории в его паспорте
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд пришел к правильному выводу, что критерием отнесения транспортного средства к соответствующей категории транспортного средства является его функциональное назначение, а указание органами ГИБДД в паспортах транспортных средств (автомобильных кранов) категории "С" само по себе не является безусловным основанием для отнесения рассматриваемых автокранов к категории грузовых автомобилей.
6. Транспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, относятся к объекту налогообложения по транспортному налогу "другие самоходные транспортные средства"
Постановление ФАС Уральского округа от 25.09.2006 N Ф09-7806/06-С1 по делу N А76-2982/06
Спорные транспортные средства зарегистрированы органами Гостехнадзора, то есть в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" для регистрации самоходных машин.
Учитывая изложенное, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что транспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (в том числе карьерные самосвалы), относятся к объекту налогообложения по транспортному налогу "другие самоходные транспортные средства".
7. Налоговые ставки, предусмотренные п. 1 ст. 361 НК РФ, являются базовыми ставками транспортного налога
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. N 81-АПГ15-63
Пунктом 1 статьи 361 НК РФ установлены базовые ставки транспортного налога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.