Энциклопедия судебной практики
Земельный налог. Порядок определения налоговой базы
(Ст. 391 НК)
1. Законодатель не исключает возможность установления кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 16-АПГ15-31
Федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земельного участка для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по заявлениям не только собственников объекта оценки, но и иных лиц, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.
2. Перерасчет кадастровой стоимости при установлении ее равной рыночной стоимости участка ретроспективно не осуществляется
Определение Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 309-КГ15-12331
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, а перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, изменение стоимости земельных участков в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
Установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Апелляционное определение Московского городского суда от 04 июня 2015 г. N 33-18578/15
Сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости; перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
Установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется.
3. Результаты кадастровой оценки земель, утвержденные нормативным актом, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению с начала следующего налогового периода
Определение Верховного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 309-КГ15-16519
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 388, 389, 390, 391, 393, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, суды признали обоснованными выводы инспекции о том, что при определении налоговой базы в спорный период подлежала применению кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства Челябинской области, применяемая для целей налогообложения земельным налогом с 01.01.2012.
При этом суды указали, что измененная кадастровая стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости, внесенная в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании вступившего в законную силу судебного акта, не может применяться в целях определения налоговой базы по земельному налогу в предшествующих внесению новых сведений в кадастр налоговых периодах.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В государственный кадастр недвижимости новые сведения о кадастровой стоимости земли, в том числе о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащим Предпринимателю, внесены 10.01.14 г., что подтверждается письмом филиала ФГБУ.
При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о том, что внесенная в государственный кадастр недвижимости 10.01.14 г. кадастровая стоимость спорного земельного участка не может являться налоговой базой для исчисления земельного налога за 2014 год.
Судебные инстанции обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Губернатора Волгоградской области, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2013.
4. Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, не должна меняться для целей налогообложения в течение налогового периода
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 сентября 2015 г. N 304-КГ15-5375
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, в связи с чем такие изменения, которые влияют на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч., при изменении вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода (в том числе в связи с переводом земель из одной категории в другую, изменением вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
5. Обязанность по внесению изменений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости возложена на управление Роснедвижимости субъекта РФ
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.12.2009 по делу N А46-12963/2009
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости возложены на Управление Роснедвижимости по области.
Таким образом, доводы ФГУ "Земельная кадастровая палата" о неправомерном возложении на него обязанностей по внесению изменений в Государственный кадастр недвижимости суд кассационной инстанции считает состоятельными.
В связи с чем решение суда в данной части следует отменить, принять в данной части новое решение - обязать Управление Роснедвижимости по области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости [о кадастровой стоимости земельного участка].
6. При отсутствии определенной кадастровой стоимости земельного участка привлечение налогоплательщика к ответственности за неуплату земельного налога является неправомерным
При отсутствии определенной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации кадастровой стоимости спорного земельного участка, без которой невозможно исчисление суммы земельного налога, привлечение налогоплательщика за неуплату названного налога к ответственности является неправомерным.
7. При наличии вида разрешенного использования, связанного с предпринимательской деятельностью, у предпринимателя возникает обязанность по уплате земельного налога независимо от фактического осуществления такой деятельности
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2013 по делу N А26-416/2013
Неосуществление на земельном участке предпринимательской деятельности не имеет правового значения для определения периода, в котором предприниматель должен самостоятельно исчислять земельный налог, поскольку доказательств использования участка для личных целей не представлено, а в правоустанавливающем документе на земельный участок, принадлежащий предпринимателю на праве собственности, определен вид разрешенного использования, связанный с предпринимательской деятельностью, поэтому в силу прямого указания закона у предпринимателя (вне зависимости от фактического осуществления на земельных участках предпринимательской деятельности) возникла обязанность самостоятельно определить налоговую базу в отношении спорного участка, исчислить сумму земельного налога и представить в налоговый орган налоговую декларацию.
8. Установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, не означает произвольного составления итогового документа по результатам определения рыночной стоимости объекта оценки
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 67-АПГ15-36
Предусмотренная федеральным законодателем возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, не означает произвольного составления итогового документа по результатам определения рыночной стоимости объекта оценки.
Решение Московского областного суда от 28 апреля 2015 г. по делу N 3-290/2015
Предусмотренная федеральным законодателем возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, не означает произвольного составления итогового документа по результатам определения рыночной стоимости объекта оценки.
9. Изменения, которые влияют на величину кадастровой стоимости участка, произошедшие в налоговом периоде, учитываются при определении налоговой базы в следующем налоговом периоде
Определение Конституционного Суда РФ от 9 февраля 2017 г. N 212-О
В целях обеспечения учета интересов всех участников рассматриваемых правоотношений Федеральными законами от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ и от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым изменение кадастровой стоимости действует на будущее время, т. е. не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, когда имеет место исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также когда его кадастровая стоимость была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.
Соответственно, изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем конституционного принципа равенства и определенности налоговой нормы.
10. При исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования, установленных на 1 января налогового периода
Определение Конституционного Суда РФ от 9 февраля 2017 г. N 212-О
При исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
11. Изменение вида разрешенного использования не может влиять на кадастровую стоимость объекта до вступления изменившего его вид нормативного акта в законную силу, если в нем прямо не предусмотрена возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям
Судом первой инстанции верно установлено, что у земельного участка по виду разрешенного использования в 2014 году - "Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", и по состоянию на 01.01.2014 его кадастровая стоимость равна 59 858 884 рублей 80 копеек.
Постановлением Правительства области кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 35 694 463 рублей 20 копеек.
Поскольку в данном случае произведено уменьшение кадастровой стоимости земельного участка, при расчете земельного налога за 2014 год подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка в размере 35 694 463 рублей 20 копеек.
Суд округа соглашается с судом первой инстанции в том, что постановление Правительства области являлось действующим в спорный период времени и законно применялось в области регулируемых им правоотношений. Какого-либо нормативно-правого акта о признании указанного постановления утратившим силу, либо судебного акта о несоответствии постановления нормам действующего законодательства, не имеется.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что в последующем принято постановление Правительства области, согласно которому земельный участок был отнесен к 8 группе вида разрешенного использования - "Объекты отдыха и туризма, объекты санаторно-курортного лечения", которым, по мнению заявителя, была устранена кадастровая ошибка, правильно отклонена судом, поскольку в указанном постановлении прямо не предусмотрена возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.