Энциклопедия судебной практики
Расчетный и отчетный периоды
(Ст. 10 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. При утрате права на применение льготных тарифов по страховым взносам расчет по общим тарифам производится за весь расчетный период, в котором утрачено право на применение льготы
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2013 г. N ВАС-9392/13 по делу N А51-15989/2012
Довод заявителя о том, что расчет по общим тарифам должен быть произведен только за отчетный период, в котором страхователь утратил право на применение льготы, не основан на положениях Закона N 212-ФЗ.
2. При реорганизации юридических лиц в форме присоединения база для начисления страховых взносов за расчетный период определяется с учетом выплат присоединенных юридических лиц
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 октября 2012 г. N ВАС-9843/12 по делу N А42-6683/2011
В отношении работников присоединившихся юридических лиц база для начисления страховых взносов не должна исчисляться заново со дня завершения реорганизации.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что плательщик страховых взносов правомерно определил предельную величину базы для начисления страховых взносов с учетом выплат присоединенных юридических лиц в силу прямого указания закона.
Довод Фонда о том, что пункт 6 статьи 10 Закона N 212-ФЗ применяется к организациям, к которым присоединяются другие организации, то есть для работников таких организаций (к которым присоединяются другие) база для уплаты страховых взносов будет исчисляться за год, и присоединение другой организации на работниках основной организации никак не отразится, - отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку основан на ошибочном толковании указанной нормы Закона N 212-ФЗ.
Определение Верховного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 304-КГ15-18065
Руководствуясь положениями статей 8, 10, 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что при определении базы для начисления страховых взносов общество правомерно учло выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников до момента исключения реорганизуемой организации (общества с ограниченной ответственностью) из Единого государственного реестра юридических лиц (27.09.2011). При этом суды указали, что для определения облагаемой базы по страховым взносам значение имеет характер отношений между плательщиком и работником.
В данном конкретном случае трудовые договоры с работниками в силу положений статьи 75 Трудового кодекса сохранили действие, поэтому выплаты на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы.
Иное применение статьи 10 Закона N 212-ФЗ противоречило бы положениям пункта 16 статьи 15 указанного закона, в силу которого на правопреемника возлагается обязанность по исчислению и уплате страховых взносов в отношении застрахованных лиц предшественника.
Согласно части 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ признается календарный год.
Суды обоснованно указали, что Законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации; никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета данным законом также не предусмотрено.
3. При реорганизации юридического лица в форме преобразования база по страховым взносам правопреемника за расчетный период формируется с учетом страховых взносов правопредшественника
При реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
Поскольку после изменения организационно-правовой формы трудовые отношения между работниками реорганизованной организации и его правопреемником продолжены, правопреемник вправе при расчете базы для уплаты страховых взносов учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией.
Поскольку при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя, то выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы плательщика страховых взносов реорганизованной организации.
Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
4. Контролирующий орган вправе взыскать со страхователя задолженность по страховым взносам по окончании как отчетных, так и расчетного периодов в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате этой задолженности
Поскольку сумма страховых взносов определяется как по итогам отчетного, так и расчетного периода, при этом каждый последующий отчетный период включает в себя нарастающим итогом предыдущий отчетный период; то управление вправе взыскать со страхователя задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по окончании как отчетных, так и расчетного периодов в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате этой недоимки.
5. Положения ст. 10 ФЗ N 212-ФЗ необходимо применять с учетом особенностей, предусмотренных ст. 15 ФЗ N 212-ФЗ
Положения статьи 10 Закона N 212-ФЗ необходимо применять с учетом особенностей, предусмотренных статьей 15 Закона N 212-ФЗ, поскольку согласно указанным нормам облагаемая база исчисляется отдельно по каждому физическому лицу нарастающим итогом с начала календарного года, а не с начала расчетного периода. При этом начало расчетного периода может не совпадать с началом календарного года.
6. Целью ст. 10 ФЗ N 212-ФЗ является обеспечение на прежнем уровне размеров уплаты страховых взносов в фонды независимо от реорганизации плательщиков и недопущение снижения этого уровня в связи с реорганизацией
По смыслу норм Закона N 212-ФЗ целью статьи 10 Закона N 212-ФЗ является обеспечение на прежнем уровне размеров уплаты страховых взносов в фонды независимо от реорганизации плательщиков и недопущение снижения этого уровня в связи с реорганизацией.
Сохранение права на применение регрессивной шкалы ставок реорганизованной организацией не приводит к уменьшению суммы поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды по сравнению с суммой, подлежащей уплате при отсутствии реорганизации.
7. При реорганизации в виде присоединения облагаемая база по страховым взносам должна определяться с учетом финансово-хозяйственной деятельности реорганизованных юридических лиц
Исходя из требований пункта 6 статьи 10 Закона N 212-ФЗ, при вхождении одного юридического лица в состав другого юридического лица к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, в связи с чем облагаемая база по страховым взносам должна определяться с учетом финансово-хозяйственной деятельности реорганизованных юридических лиц.
Как указано выше, ООО "_" после присоединения ООО "_" при исчислении страховых взносов не учитывало выплаты, произведенные в пользу бывших работников присоединенного юридического лица до его реорганизации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.