Энциклопедия судебной практики
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа. Процедура возврата (зачета) переплаты
(Ст. 78 пп. 8-10 НК)
1. Процедура возврата (зачета) переплаты и порядок исчисления срока на вынесение решения о возврате (зачете) переплаты
1.1. Срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога исчисляется со дня подачи соответствующего заявления, но не ранее завершения камеральной проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 (пункт 11)
Срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный п. 9 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.
Из пункта 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 следует, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
1.2. Если налоговая обязанность исполнена добровольно после истечения срока давности взыскания налоговой задолженности, это приводит к ее погашению, но не к появлению переплаты, подлежащей возврату по правилам ст. 78 НК РФ
Поскольку в силу положений статьи 44 НК РФ утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Кодекса, не являются излишне уплаченными в смысле Кодекса и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 НК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2015 г. N 305-КГ14-7637
При рассмотрении данного спора суды руководствовались положениями статей 44, 59, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), а также разъяснениями, изложенными в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса, не являются излишне уплаченными и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 Налогового кодекса.
Из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что в силу положений статьи 44 Кодекса утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Кодекса, не являются излишне уплаченными и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 Кодекса.
Поскольку в силу положений статьи 44 НК РФ утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Кодекса, не являются излишне уплаченными в смысле Кодекса и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 НК РФ.
Выводы суда согласуются с разъяснениями, содержащимися в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", поскольку в силу положений статьи 44 НК РФ утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Кодекса, не являются излишне уплаченными и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции также правомерно исходил из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", поскольку в силу положений статьи 44 НК РФ утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Кодекса, не являются излишне уплаченными и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 НК РФ.
1.3. Соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена
Судам следует принимать во внимание, что статьи 78 и 79 НК РФ не содержат положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания.
В то же время, имея в виду, что предусмотренный названными статьями зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.
Следовательно, соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.
Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.
В пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что зачет по инициативе налогового органа является особой формой принудительного взыскания налога; положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.
Следовательно, зачет сумм НДС, подлежащего возмещению Обществу, в счет уплаты задолженности по пеням, начисляемым по НДС и по налогу на прибыль, возможен при существовании у Общества соответствующей суммы недоимки и при условии соблюдения налоговым органом процедуры и сроков ее взыскания, предусмотренных статьями 46, 69 и 70 НК РФ.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09, статья 78 Налогового кодекса не допускает возможности проведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой сроки на принудительное взыскание, установленные статьями 46-48, 69, 70 и 78 Кодекса, истекли.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.09.2009 N 6544/09 указал, что, поскольку зачет является разновидностью (формой) уплаты налога, на него распространяются общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации права налоговых органов на принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, которые подлежат применению, в том числе и при зачете сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.
Следовательно, статья 78 Кодекса не допускает возможности проведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой налоговая инспекция пропустила сроки на принудительное взыскание, установленные статьями 46-48 Кодекса.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.09.2009 N 6544/09 указал, что, поскольку зачет является разновидностью (формой) уплаты налога, на него распространяются общие положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие сроки реализации права налоговых органов на принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, которые подлежат применению, в том числе и при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.
Следовательно, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не допускает возможности проведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой сроки на принудительное взыскание, установленные статьями 46-48, 69, 70 и 78 Кодекса, истекли.
Поскольку зачет является разновидностью (формой) уплаты налога, на него распространяются общие положения Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов по принудительному взысканию налогов, пеней и штрафа, которые подлежат применению, в том числе и при произведении зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности, в связи с чем ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации не допускает возможности проведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой сроки на принудительное взыскание, установленные ст.ст. 46-48, 69-70, 78 Налогового кодекса Российской Федерации, истекли.
1.4. Обращение налогоплательщика с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении такого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
В случае возникновения спора между налогоплательщиком и налоговым органом по вопросу осуществления зачета сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов и пеней, в том числе по причине разногласий о размере переплаты, такой спор может быть передан налогоплательщиком на рассмотрение суда.
Если налогоплательщик полагает, что решением налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет погашения имеющейся у него недоимки его права нарушены, он вправе оспорить такое решение в суде путем подачи заявления о признании его недействительным.
Если же налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со статьями 78 или 79 НК РФ, либо в случае, когда между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать обязанность по уплате конкретной суммы налога исполненной в соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица), выражающиеся в неосуществлении зачета (учета) уплаченных сумм, поскольку неверное отражение налоговым органом на лицевых счетах налогоплательщика состояния его расчетов с бюджетом существенно ограничивает возможности данного лица в сфере экономического оборота.
В соответствии с пунктом 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок. Таким образом, требование о возврате из бюджета излишне уплаченного налога рассматривается в порядке искового судопроизводства, при котором досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным стороной при отказе налоговым органом в удовлетворении поданного налогоплательщиком заявления о возврате налога.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (пункт 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 30.07.2013, далее - Постановление ВАС РФ N 57).
Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении соответствующего заявления о возврате (зачете) переплаты по налогу либо неполучения налогоплательщиком ответа по поданному в установленном порядке заявлению в установленный законом срок.
Пунктом 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума от 30.07.2013 N 57) определено, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
В статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирован порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (пункт 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Пунктом 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что в силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Позиция Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о начале течения срока для обращения с иском о возврате излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов согласуется с пунктом 33 постановления N 57, в котором разъяснено, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении соответствующего заявления налогоплательщика либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
1.5. Суд может принять решение о зачете/возврате переплаты налоговому агенту, если обязанность по возврату налогоплательщику излишне удержанной с него суммы налога возложена на налогового агента законом, а также если агент уже вернул налогоплательщику переплату
Согласно пункту 14 статьи 78 Кодекса определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.
В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:
если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
В отношении имущественного требования Общества о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на доходы иностранных организаций апелляционный суд принял во внимание пункт 34 постановления N 57, которым установлено, что согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются также на налоговых агентов.
В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:
если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Таким образом, требование Общества в отношении данной суммы может быть удовлетворено лишь в двух случаях, специально оговоренных в пункте 34 Постановления N 57.
Как указано в разъяснениях, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными части первой Налогового кодекса Российской Федерации", определенные пунктом 14 статьи 78 Кодекса правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов. В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях: если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего; если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.13 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определенные пунктом 14 статьи 78 НК РФ правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.
В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях: если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего; если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
1.6. Правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа в счет погашения недоимки по иным налогам не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм из бюджета
Судам необходимо принимать во внимание, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.
1.7. Положения ст. 78 НК РФ не применимы к правоотношениям, возникшим на стадии исполнения судебных актов
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июня 2010 г. N 401/10
В указанном случае статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не применима, поскольку она определяет административный порядок возврата излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика и не применяется к правоотношениям, возникшим на стадии исполнения судебных актов.
При рассмотрении подобных требований размер налога, пеней и санкций, излишне уплаченных налогоплательщиком и подлежащих возврату, определяется судом с учетом данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, представляемых налоговым органом.
1.8. Моментом исполнения обязанности налогового органа по возврату налогоплательщику соответствующих сумм является момент поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк
Согласно статьям 78 и 79 Кодекса налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
1.9. Если заявление о возврате налога было представлено одновременно с уточненной декларацией, то налогоплательщик не обязан представлять повторное заявление после окончания камеральной проверки
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.12.2008 N А26-2401/2008
Определенный п. 9 ст. 78 НК РФ срок возврата суммы излишне уплаченного предпринимателем ЕНВД за 2004-2006 годы исчисляется со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ, то есть в данном случае по истечении трех месяцев со дня представления ИП уточненных налоговых деклараций и заявления о возврате налога.
Вместе с тем ст. 78 НК РФ не предусмотрено направление повторного заявления о возврате излишне уплаченного налога. Кроме того, подача повторного заявления после проведения камеральной проверки повлечет истечение срока возврата сумм налога, которые могли бы быть возвращены по первоначальному заявлению.
Следовательно, решение инспекции в части указания предпринимателю на необходимость представить в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы ЕНВД повторно после завершения камеральной налоговой проверки не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него дополнительную обязанность.
1.10. Если на момент подачи заявления переплата подтверждена налоговым органом, то срок на возврат (зачет) исчисляется с момента подачи заявления независимо от срока окончания камеральной проверки декларации
Постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2011 N Ф09-5797/10-С3
В п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что по смыслу п. 6 ст. 78 НК РФ, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения.
Установив, что на момент подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога инспекцией был подтвержден факт его излишней уплаты в заявленной сумме, о чем свидетельствует акт совместной сверки расчетов, суды признали решение инспекции об отказе в осуществлении возврата налога недействительным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что установленный п. 6 ст. 78 НК РФ месячный срок на осуществление возврата излишне уплаченного налога подлежит исчислению с момента завершения камеральной налоговой проверки, не основан на положениях законодательства и подлежит отклонению.
1.11. При представлении заявления до окончания камеральной проверки декларации месячный срок на возврат (зачет) входит в трехмесячный срок проведения данной проверки
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.02.2012 по делу N А15-696/2011
Срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 Кодекса (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что срок исчисления процентов начинается с 30.06.2010 (по переплате за 2009 год) и с 29.07.2010 (по переплате за I квартал 2010 года) с учетом поступления налоговой декларации общества по налогу на прибыль за 2009 год - 29.03.2010, по налогу на прибыль за I квартал 2010 года - 28.04.2010.
1.12. Несообщение налоговым органом налогоплательщику о ставшем известным ему факте излишней уплаты налога является основанием для возврата налога за рамками трехлетнего срока
Определение ВАС РФ от 30.09.2010 N ВАС-12413/10 по делу N А06-6032/2009
Инспекция отказала предпринимателю в возврате излишне уплаченного налога в связи с пропуском 3-летнего срока.
Суд признал такой отказ незаконным исходя из того, что первоначальное заявление предпринимателя (поданное в срок) о возврате излишне уплаченного налога оставлено инспекцией без рассмотрения. При этом инспекция в нарушение требований ст. 32, п.п. 3, 9 ст. 78 НК РФ не известила налогоплательщика об излишне уплаченных суммах налога на игорный бизнес и не приняла решения о возврате.
1.13. Получение организацией акта взаимной сверки расчетов, подтверждающего наличие сумм переплаты по налогу, должно рассматриваться в качестве момента исчисления срока исковой давности
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 13.04.2010 N 17372/09) указал, что для реализации налогоплательщиком норм Налогового кодекса и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов (пункт 3 статьи 78 НК РФ). Иными словами, если организация обратилась к налоговикам с заявлением, провела сверку расчетов (своевременно предприняла действия по досудебному урегулированию спора), то получение ею акта взаимной сверки расчетов, подтверждающего наличие сумм переплаты по налогу, должно рассматриваться в качестве момента исчисления трехлетнего срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права.
2. Порядок начисления процентов в случае признания незаконным решения налогового органа об отказе в возврате (зачете) переплаты
2.1. Проценты начисляются с даты принятия инспекцией неправомерного решения
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.11.2007 по делу N А56-45236/2006
Решение налогового органа от 25.07.2006 вынесено по результатам камеральной проверки представленных расчетов в предусмотренные законом сроки о ее проведении (ст. 88 НК РФ) и рассмотрении заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного в бюджет налога (ст. 78 НК РФ) и является неправомерным. Следовательно, обязанность по начислению процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного в бюджет налога возникает с даты издания решения, которым незаконно отказано налогоплательщику в возврате спорной суммы налога.
2.2. Проценты начисляются с даты, когда налоговый орган должен был возвратить налог
Постановление ФАС Уральского округа от 17.09.2008 N Ф09-6666/08-С3 по делу N А76-1940/08
В соответствии со ст. 78 НК РФ проценты должны начисляться не с даты, когда вступает в законную силу решение арбитражного суда о возложении на инспекцию обязанности по возврату налога, а по истечении месяца с даты, когда налогоплательщиком подано соответствующее заявление.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество 26.12.2006 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора. Согласно почтовому уведомлению заявление получено инспекцией 09.01.2007. Возврат излишне уплаченных сумм налога и сбора произведен налоговым органом с нарушением срока, установленного п. 9 ст. 78 НК РФ. При таких обстоятельствах выводы судов о наличии у общества права на взыскание процентов за период с 12.02.2007 по 15.01.2008, начисленных за нарушение срока возврата излишне уплаченных сумм налога и сбора, соответствуют положениям ст. 78 НК РФ.
2.3. Подача налогоплательщиком заявления о зачете спорной суммы не лишает его права получить проценты за период с момента окончания срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, до подачи заявления о зачете
Постановление ФАС Московского округа от 19.05.2009 N КА-А41/3960-09 по делу N А41-22850/08
По мнению налогового органа, отсутствуют основания для начисления процентов, поскольку общество 28.10.2008 во изменение первоначального заявления о возврате налога обратилось в инспекцию с новым заявлением о зачете всей суммы налога, причитающейся ему к возврату. Между тем в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ возникновение права на получение процентов связано с просрочкой возврата сумм излишне уплаченного налога из бюджета, но не предусмотрено при их зачете.
Как указал суд, действующее налоговое законодательство не исключает возможности начисления процентов при зачете суммы налога в случае несвоевременного исполнения налоговым органом обязанности по возмещению налогоплательщику налога. Последующее заявление налогоплательщика о зачете действует на будущее время, не относясь к предшествующему периоду, когда срок возврата был уже нарушен (до 22.10.2008), следовательно, не может иметь правовых последствий при решении вопроса о начислении процентов.
2.4. Налоговым законодательством не предусмотрено приостановление сроков возврата налога в связи с обжалованием решения налогового органа в судебном порядке
Постановление ФАС Московского округа от 11.12.2009 N КА-А40/13437-09
Налоговый орган полагает, что обязанность по возврату Обществу налога на прибыль и процентов за нарушение возврата данного налога возникла только после вступления в законную силу решения суда.
Суд отметил, что положениями НК РФ не предусмотрено приостановление сроков возврата налога в связи с судебным обжалованием.
2.5. Проценты подлежат начислению за весь период пользования чужими средствами в виде налоговых платежей, включая день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 11675/13
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Президиум считает, что проценты подлежат начислению за весь период пользования чужими средствами в виде налоговых платежей, включая день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке, поскольку в этот день имеются как незаконное удержание налоговым органом этих средств, так и исполнение им обязанности по их возврату, а начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия средств у налогоплательщика.
Иное толкование указанных норм Кодекса противоречит буквальному содержанию пункта 5 статьи 79 Кодекса и влечет невозможность взыскания налогоплательщиком процентов за один день незаконного удержания налоговым органом денежных средств в виде налоговых платежей.
Пункт 10 статьи 78 НК РФ обязывает налоговый орган начислять проценты на суммы излишне уплаченного налога, своевременно не возвращенные налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, проценты подлежат начислению за весь период пользования чужими средствами в виде налоговых платежей, включая день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке, поскольку в этот день имеются как незаконное удержание налоговым органом этих средств, так и исполнение им обязанности по их возврату, а начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия средств у налогоплательщика.
3. Взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных налогов
3.1. При определении суммы ставки процентов в случае нарушения срока возврата излишне уплаченных сумм налога применяется расчетная ставка 1/365 - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 2014 г. N 11372/13
Кодекс не содержит положений, согласно которым при расчете периода просрочки исполнения указанной обязанности число дней в году (месяце) должно приниматься равным соответственно 360 и 30 дням.
Исчисление процентов за несвоевременный возврат подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость или излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, равно как и взыскание с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты налога, носит компенсационный характер и должно осуществляться по единым правилам.
Согласно пункту 3 статьи 75, пункту 10 статьи 78 и пункту 5 статьи 79 Кодекса пени (проценты) начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности (нарушения срока возврата). Данное правило подлежит применению и к процентам, начисляемым по основанию, предусмотренному пунктом 10 статьи 176 Кодекса за нарушение срока возврата суммы налога на добавленную стоимость.
Таким образом, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Исчисление процентов за несвоевременный возврат подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость или излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, равно как и взыскание с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты налога, носит компенсационный характер и должно осуществляться по единым правилам.
Согласно пункту 3 статьи 75, пункту 10 статьи 78 и пункту 5 статьи 79 Кодекса пени (проценты) начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности (нарушения срока возврата). Данное правило подлежит применению и к процентам, начисляемым по основанию, предусмотренному пунктом 10 статьи 176 Кодекса за нарушение срока возврата суммы налога на добавленную стоимость.
Таким образом, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Общество признало допущенную им ошибку в расчете процентов, что подтверждается представлением в судебное заседание кассационной инстанции пересчета размера процентов за несвоевременный возврат налога, который, однако, не принят налоговым органом.
Исчисление процентов за несвоевременный возврат подлежащего возмещению НДС или излишне уплаченных (взысканных) сумм НДС, равно как и взыскание с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты налога, носит компенсационный характер и должно осуществляться по единым правилам.
Согласно п. 3 ст. 75, п. 10 ст. 78 и п. 5 ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации пени (проценты) начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности (нарушения срока возврата). Данное правило подлежит применению и к процентам, начисляемым по основанию, предусмотренному п. 10 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока возврата суммы НДС.
Таким образом, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней) (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13).
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.
Данной позиции суды придерживались до того, как вышло постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 2014 г. N 11372/13.
3.2. При определении суммы процентов в случае нарушения срока возврата излишне уплаченных сумм налога применяется расчетная ставка 1/360
Постановление ФАС Московского округа от 25.11.2011 по делу N А41-3034/11
Инспекция оспаривает расчет процентов. По ее мнению, расчет должен производиться исходя из 365 дней в году. При этом инспекция ссылается на приказ Федеральной налоговой службы от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@.
Суд отклонил данный довод, поскольку он противоречит ст. 78 НК РФ и п. 2 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 г. N 13/14, в котором разъяснено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ число дней в году принимается равным 360.
3.3. Трехмесячный срок подачи в суд заявления об обжаловании решений и действий (бездействия) налоговых органов, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не распространяется на взыскание процентов за несвоевременный возврат переплаты
Постановление Президиума ВАС РФ 31.01.2006 N 9316/05
Требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат налоговых платежей и о возмещении расходов, вызванных неправильными действиями налогового органа, хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Кодекса, в том числе с применением ст. 198 Кодекса.
С учетом того, что в разделе III Кодекса не установлены особенности рассмотрения требований о взыскании процентов и связанного с этим возмещения расходов, и исходя из положений ст. 198 Кодекса указанные требования должны рассматриваться по правилам искового производства.
Следовательно, правило о трехмесячном сроке на подачу заявления, установленное частью 4 ст. 198 Кодекса, не распространяется на подачу заявления, содержащего требование о взыскании процентов и возмещении расходов.
3.4. Налогоплательщик не может взыскать проценты за несвоевременный возврат налога при подаче иска в суд, если во внесудебном порядке он обратился в инспекцию с нарушением трехлетнего срока с момента образования переплаты
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.2008 N Ф04-6757/2008(15394-А46-15)
Из анализа ст. 78 НК РФ следует, что проценты могут быть взысканы вследствие незаконных действий налогового органа по исполнению обязанности возврата в месячный срок со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.
Как установлено судом, трехлетний срок для обращения к налоговому органу обществом был пропущен; налогоплательщиком не заявлялись самостоятельные требования об оспаривании отказа налогового органа о возврате суммы налога; предметом настоящего спора является возврат излишне уплаченного налога из бюджета в судебном порядке.
Поскольку налогоплательщик утратил право обращения к налоговому органу с требованием о возврате излишне уплаченного налога, у инспекции отсутствовала обязанность возвратить эту сумму банку в течение месяца со дня подачи им заявления. Суд обоснованно указал, что требования налогоплательщика о возврате подлежат безусловному удовлетворению налоговой инспекцией только в течение трех лет со дня уплаты налога; в данном случае этот срок обществом пропущен.
3.5. Проценты за несвоевременный возврат суммы переплаты подлежат начислению и взысканию, даже если налогоплательщик не обжаловал отказ налогового органа в возврате излишне уплаченного налога
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2011 N А56-48816/2010
Суд отклонил довод инспекции о том, что, поскольку налогоплательщиком не обжалованы решения инспекции об отказе в возврате налога, принятые по заявлениям Общества от 01.09.2009 и 28.12.2009, оснований для начисления процентов не имеется.
Положения ст. 78 НК РФ предусматривают начисление процентов на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную налоговым органом в установленный срок, за каждый день нарушения срока возврата вплоть до поступления излишне уплаченной суммы налога на счет налогоплательщика в банке, что позволяет налогоплательщику компенсировать потери, вызванные несвоевременным возвратом суммы излишне уплаченного налога.
Начисление процентов действующим законодательством не поставлено в зависимость от факта обжалования решения инспекции об отказе в возврате налога.
3.6. Налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о взыскании процентов, даже если до этого не обжаловалось бездействие инспекции, выразившееся в задержке возврата налога
Постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2009 по делу N А54-1790/2008-С2
Рассматривая доводы налогового органа о необходимости обществу вначале обратиться в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в задержке возврата излишне уплаченных сумм налога на прибыль, и взыскании процентов за нарушение срока возврата в этом производстве, апелляционный суд правомерно указал следующее.
Налогоплательщик сам выбирает способ защиты своих нарушенных прав. В случае обращения с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа порядок и срок такого обращения регулируются главой 24 АПК РФ.
В то же время налогоплательщик вправе, не оспаривая бездействия налогового органа, обратиться с самостоятельным иском о взыскании с него процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога. При этом суд обязан проверить наличие факта несвоевременного возврата и с учетом этого принять решение по существу заявленного требования. Причем такое требование рассматривается по правилам искового производства, на которые положения ч. 4 ст. 198 АПК РФ не распространяются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.