Энциклопедия судебной практики
Зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов
(Ст. 26 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Контролирующий орган обязан учитывать суммы переплаты при расчете пени вне зависимости от наличия или отсутствия заявления об их зачете
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2013 по делу N А69-604/2012
В соответствии с пунктом 8 статьи 26 Закона о страховых взносах зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
Частью 9 статьи 26 Закона о страховых взносах установлено, что в случае, предусмотренном частью 8 данной статьи, решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.
Из материалов дела следует, что согласно уточненному отчету по страховой части трудовой пенсии у налогового органа имелась переплата.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод судов о том, что Пенсионным фондом начислен и предложен к уплате штраф без учета наличия у него обязанности по проведению самостоятельного зачета переплаты по страховым взносам в счет имеющейся у страхователя задолженности по пеням и (или) штрафам.
2. С 01.01.2010 обязанность по проведению зачета возложена на органы ПФР, в том числе и в отношении переплаты, образовавшейся на 31.12.2009
Постановление ФАС Московского округа от 19.11.2013 по делу N А40-160107/12-91-700
Статьей 26 Закона N 212-ФЗ от 27.07.2009 года определен порядок осуществления возврата (зачета) сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено Законом.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Учитывая изложенное, судебные инстанции правильно указали, что действующее с 01.01.2010 законодательство возлагает обязанность по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе по состоянию на 31.12.2009 включительно, на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 23.07.2013 N 33-3908/13
В силу части 6 статьи 26, в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2011 года, зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Положение, предусмотренное настоящей частью, не препятствует плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных правовых норм, переплата страховых взносов в сумме... рубля, имеющаяся у Г. по состоянию на 31 декабря 2009 года, подлежала зачету Управлением Пенсионного фонда по г. Ставрополю в счет предстоящих платежей плательщика и не могла быть признана недоимкой.
3. Плательщик страховых взносов вправе обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права
Постановление ФАС Московского округа от 06.03.2013 по делу N А40-68316/12-99-395
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив представленные в материалы доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что заявителем не пропущен срок, предусмотренный пунктом 13 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", поскольку о факте переплаты заявитель узнал при подписании с налоговым органом акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Кроме того, суды указали, что указанная норма права не препятствует обществу обратиться в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного взноса в течение трех лет со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своего права, то есть в пределах срока исковой давности.
4. Положения ст. 26 ФЗ N 212-ФЗ не распространяют свои действия на условия и порядок возврата страховых взносов и пеней, излишне взысканных с плательщика
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2014 по делу N А56-36627/2013
Ссылка Управления Пенсионного фонда на положения статьи 26 Закона N 212-ФЗ, которые предусматривают ограничения в возврате плательщику страховых взносов, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, не может быть признана состоятельной, поскольку положения этой статьи Закона не регулируют условия и порядок возврата страховых взносов и пеней, излишне взысканных с их плательщика.
5. Хотя контролирующий орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет предстоящих платежей, это не препятствует плательщику страховых взносов обратиться с заявлением о зачете или возврате
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2013 по делу N А56-59035/2012
В силу части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные названным Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно частям 6 и 8 статьи 26 Закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов (то есть территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) вправе самостоятельно зачесть суммы излишне уплаченных страховых взносов только в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, а также в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ.
В то же время названные положения не препятствуют плательщику страховых взносов представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов.
6. Разнесение контролирующим органом страховых взносов на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не может препятствовать зачету переплаты в счет предстоящих платежей
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2013 по делу N А42-5686/2011
Положениями статьи 26 Закона N 212-ФЗ не установлена какая-либо зависимость между осуществлением зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в счет предстоящих платежей и разнесением соответствующих сумм контролирующим органом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, суды обоснованно расценили неосновательным утверждение Управления о том, что зачет излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов невозможен.
7. В связи с прямым запретом производить зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет другого фонда орган ПФР вправе взыскать пени и штрафы за счет имущества плательщика
Постановление ФАС Уральского округа от 17.10.2012 N Ф09-9582/12 по делу N А71-18323/2011
При рассмотрении настоящего дела суды признали правильным вывод управления о том, что в силу прямого запрета, установленного ч. 21 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, произвести зачет уплаченных денежных средств невозможно, обязанность предпринимателя по уплате страховых взносов нельзя признать исполненной, вследствие чего пришли к правильным выводам о том, что оспариваемое постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов вынесено страховщиком обоснованно.
8. Положения ч. 13 ст. 26 ФЗ N 212-ФЗ не препятствуют плательщику страховых взносов обратиться в суд с иском о возврате (зачете) из соответствующего бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, что влечет применение общих правил исчисления срока исковой давности
Суды, отклоняя довод пенсионного фонда о пропуске обществом трехлетнего срока, установленного ч. 13 ст. 26 Закона о страховых взносах, на обращение с заявлением о возврате и зачете излишне уплаченных страховых взносов, верно указали на то, что данная норма не препятствует плательщику страховых взносов обратиться в суд с имущественным иском - о возврате (зачете) из соответствующего бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Закрепление в статье 26 Закона N 212-ФЗ срока для зачета (возврата) страховых взносов не препятствует лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Срок для обращения в органы пенсионного фонда с заявлением о возврате переплаты в силу пункта 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ исчисляется со дня уплаты указанной суммы.
Однако, как верно отметили суды, данная норма не препятствует в случае пропуска срока на подачу такого заявления обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из суммы излишне уплаченных страховых взносов в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
9. Невозможность зачета переплаты, образовавшейся в ФФОМС, в счет погашения задолженности в ПФР не означает отсутствия оснований для возврата плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование
Апелляционный суд с учетом положений ч. 21 ст. 26 Закона N 212-ФЗ указал, что в связи с императивными требованиями действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства зачет переплаты, образовавшейся в ФФОМС, в счет погашения задолженности в ПФР невозможен, что, однако, не свидетельствует об отсутствии оснований для возврата обществу излишне уплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
10. Неосведомленность конкурсного управляющего о наличии переплаты не означает наступления перерыва срока исковой давности
Из положений Закона N 212-ФЗ не следует, что моментом, когда страхователь узнал о факте излишней уплаты страховых взносов, во всех случаях должен считаться момент совершения им действий по получению справки о состоянии расчетов по страховым взносам, учитывая, что орган контроля за уплатой страховых взносов обязан составлять акты (справки) и не может отказаться от их выдачи по требованию страхователя.
Неосведомленность конкурсного управляющего о наличии переплаты не свидетельствует о перерыве срока исковой давности, так как при банкротстве замены стороны в рассматриваемом правоотношении не происходит, поскольку конкурсный управляющий на период процедуры конкурсного производства представляет интересы и действует от имени организации-должника.
11. Положения ч. 22 ст. 26 ФЗ N 212-ФЗ не подлежат применению, если лица, за которых ошибочно перечислены страховые взносы в фонд, не были застрахованы
Апелляционным судом верно указано, что ч. 22 ст. 26 Закона N 212-ФЗ в рассматриваемом случае не подлежит применению, поскольку лица, за которых ошибочно перечислены страховые взносы в фонд, не являются застрахованными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.