Энциклопедия судебной практики
Выездная проверка
(Ст. 35 Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования")
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
1. Орган контроля за уплатой страховых взносов вправе провести проверку филиала присоединившегося юридического лица, с возложением прав и обязанностей по результатам проверки на правопреемника
Орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета филиала юридического лица - плательщика страховых взносов вправе проверить его деятельность по исчислению и уплате страховых взносов путем назначения выездной проверки этого филиала. Также в процессе выездной проверки головной организации орган контроля за уплатой страховых взносов вправе проверить деятельность ее филиала.
При реорганизации проверяемого плательщика страховых взносов путем присоединения к другому юридическому лицу выездная проверка проводится в отношении правопреемника, но ответственность за деятельность его правопредшественника переходит с учетом ст. 15 Налогового кодекса РФ на правопреемника.
При этом Закон N 212-ФЗ не содержит никаких ограничений для проверки правопреемника по вопросам исчисления и уплаты налогов филиалом присоединившегося к нему в процессе реорганизации юридического лица - правопредшественника, учитывая передачу в силу пункта 11 статьи 15 Закона при ликвидации филиала всех его прав и обязанностей головной организации, а от нее в силу пункта 16 статьи 15 Закона - правопреемнику.
2. Выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться не чаще чем один раз в три года, при этом внеплановые и повторные проверки страхователей не допускаются
Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ ст. 35 ФЗ N 212-ФЗ дополнена ч. 24, согласно которой повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период.
Предыдущая выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проводилась фондом в августе 2012 года за период с 01.01.2010 по 31.12.2011. В этой связи судами сделан верный вывод, что проверка в октябре 2012 года была проведена Фондом с нарушением предусмотренного законом трехлетнего срока, в рамках которого проведение повторной проверки страхователя на предмет правильности уплаты страховых взносов не допускается. Положений, предусматривающих возможность проведения внеплановой проверки страхователя, нормы Федерального закона N 212-ФЗ не содержат.
Принимая судебные акты, суды руководствовались положениями пункта 9 статьи 35 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором принято решение о проведении проверки; пункта 10 статьи 35 Закона N 212-ФЗ, в котором указано, что выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок плательщика страховых взносов не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, указанных в части 3 настоящей статьи. Суды также исходили из установленного факта, что предыдущая выездная проверка была проведена Фондом в период с 01.12.2011 по 02.12.2011, о чем составлен акт от 08.12.2011 N 2010155 с/с, протокол N 5 с/с и вынесено решение от 23.01.2012 N 5 с/с, в предмет которой входила проверка правильности исчисления страховых отчислений и расходования средств на цели социального страхования. В связи с чем сделали правомерный вывод о том, что проведение Фондом проверки Предпринимателя, по результатам которой вынесены оспариваемые решения, с учетом того, что с момента предыдущей проверки не истек трехлетний срок, является нарушением требований Закона 212-ФЗ. Данный факт является существенным нарушением ограничительного срока назначения проверки, и, как следствие, основанием для признания решения по результатам такой проверки недействительным.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Фонда об отсутствии нарушений с его стороны положений пункта 9 статьи 35 Закона N 212-ФЗ в части возможности проведения проверки до истечения трехгодичного периода с момента проведения предыдущей аналогичной выездной проверки страхователя. Данные доводы были подробно проанализированы обеими судебными инстанциями, в результате чего суды пришли к справедливому выводу об ошибочном понимании Фондом указанной нормы.
3. Нарушение срока проведения выездной проверки само по себе не является безусловным основанием для признания недействительным решения, вынесенного по ее результатам
Управлением принято решение о проведении выездной проверки в отношении страхователя, по результатам которой составлен акт по истечении срока, предусмотренного частью 13 статьи 35 Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем нарушение срока проверки само по себе не может являться безусловным основанием для признания оспариваемого решения недействительным, которое является по существу правомерным.
4. Правила проведения выездных проверок по контролю за уплатой страховых взносов подлежат применению и при проверке правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Правила проведения проверок по контролю за уплатой страховых взносов и принятия решений в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ, подлежат применению и при проверке правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
5. По результатам выездной проверки органом контроля за уплатой страховых взносов могут быть вынесены несколько актов и решений
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2012 г. по делу N А44-3939/2011
В Методических указаниях о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (утверждены Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81) не содержится запрет на вынесение нескольких решений и составление более одного акта по результатам проверки.
Соответственно, указанные обстоятельства не могут являться основанием для признания проверки незаконной.
6. Проведение выездных проверок отчетных периодов является неправомерным
Закон N 212-ФЗ не предусматривает возможности проведения выездных проверок за отчетные периоды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2017 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о страховых взносах во внебюджетные фонды" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также С. Кошелевым, О. Являнской.